Данная статья посвящена изучению и анализу базовых принципов и методов обучения и воспитания курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, на которых следует выстраивать план обучения по учебной дисциплине «Физическая подготовка».
Ключевые слова: принципы обучения, методы обучения, физическая подготовка, принципы воспитания, боевые приемы борьбы, организация обучения, навыки.
This article is devoted to the study and analysis of the basic principles and methods of teaching and upbringing of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. It should be used to develop a training plan for the physical training discipline.
Key words : principles of training, methods of training, physical training, principles of education, fighting techniques of struggle, organization of training, skills.
В настоящее время проведение занятий по физической подготовке в МВД России регламентируется Приказом МВД России № 450 «Об утверждении наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел» от 01.07.17 г. [1].
Одной из важнейших сторон подготовки курсантов в образовательных организациях (вузах) МВД России является выбор и правильное построение программы обучения, которая основана на базовых принципах и методах обучения. Личная дисциплинированность сотрудника полиции является неотъемлемой и важной частью его профессиональной деятельности и помогает достичь ему высоких результатов как в физической подготовке, так и в других сферах его жизнедеятельности. Для того, чтобы добиваться поставленных целей и эффективности в спорте и физической подготовке в целом, необходимо прежде всего выработать у курсанта и слушателя личную дисциплинированность, а затем выстраивать для него программу обучения.
Основной проблемой в системе образовательных организаций МВД России при подготовке курсантов и слушателей на сегодня является формирование у обучаемых знаний, умений и навыков на занятиях по физической подготовке и их систематизация, которая достигается при правильном выборе и разработке методов обучения и воспитания, а также закрепление полученных навыков.
Систематизация знаний, умений и навыков по физической и боевой подготовке у курсантов и слушателей в системе МВД должна выстраиваться на принципах, изложенных ниже:
- Принцип обучения курсантов и слушателей тому, что потребуется в профессиональной деятельности сотрудника МВД для выполнения профессиональных задач, и поможет сформировать у курсантов одновременно боевые, морально психологические, и физические качества.
- Принцип сознательности, активности и самостоятельности — это, прежде всего, осмысленное отношение и интерес к поставленной цели и путям достижения конкретных задач. С этой целью курсанту необходимо организовать занятия и разнообразить их за счет умелого подбора содержания и эффективных методов обучения.
- Принцип наглядности позволяет лучше воспринимать и усваивать получаемую информацию.
- Принцип систематичности, последовательности и комплексности свидетельствует о непрерывности учебного процесса, о необходимости систематизации знаний, умений и навыков. Если изучаемый материал будет преподноситься без определенной системы, хаотически, трудно предсказать успех в последующей практической работе такого специалиста.
- Принцип обучения на высоком уровне трудностей обусловлен закономерностями познавательной деятельности обучаемых и во многом определяется их умственными и физическими возможностями. Чрезмерное повышение нагрузки на организм обучаемых иногда приводит к нежелательным последствиям и даже является причиной психологических расстройств и спортивного травматизма.
Успех в решении задач, стоящих перед педагогическими коллективами, во многом зависит от результата сочетания коллективных и индивидуальных форм работы. Это предопределяется одним из дидактических принципов высшей школы — коллективизмом и индивидуальным подходом в обучении. Поэтому перед каждым преподавателем постоянно стоит вопрос: как осуществить индивидуальный подход в условиях массового обучения.
В зависимости от формы организации учебного процесса, дидактические принципы реализуются с помощью различных методов обучения. Принято выделять следующие методы: словесные, визуальные и упражнения.
Словесные методы — объяснение, история, приказы, команды, замечания, проговаривание, личная дисциплинированность.
Визуальные методы занимают важное место в процессе физической подготовки. Метод отображения способствует быстрому созданию четкого представления об изучаемом упражнении и, следовательно, является основой наглядности.
«Упражнения» в теории и методике физического воспитания называются как отдельными видами двигательных действий, используемых в качестве средств физического воспитания, так и методически организованным процессом их воспроизводства в соответствии с определенными принципами.
Эффективность обучения определяется не только степенью овладения методами и методическими приемами, но и умением преподавателя варьировать в ходе физического совершенствования такими рычагами педагогического воздействия, как плотность занятия, объем и интенсивность нагрузки. Также эффективность занятий по физическому совершенствованию юных обучаемых во многом зависит от времени, в течение которого курсанты активно выполняют упражнения, приобретая необходимые двигательные умения и навыки, совершенствуя свои физические и морально-волевые качества.
Практические упражнения должны выполняться с высокой плотностью и достаточной физической активностью. Это достигается за счет: сокращения времени строительства и различных видов трафика;
– короткие и понятные объяснения;
– увеличить время для непрерывных упражнений;
– уменьшить интервалы между отдельными упражнениями;
– Упражнения всех участников одновременно или по течению;
– круговое применение конкурсной практики;
– наиболее целесообразное использование оборудования и инвентаря.
B. И. Филиппович определяет следующие способы организации учебной деятельности [8]: фронтальный — упражнение выполняется одновременно всеми обучаемыми; групповой — задания выполняются группами на различных снарядах, под руководством старших (командиров отделений); сменно-групповой — одно и то же задание выполняется всеми обучаемыми по очереди; поточный — последовательное выполнение упражнений на различных снарядах или различных заданий на одном снаряде. При этом автор утверждает, что поточный способ наиболее удобен при работе по методу индивидуальных заданий.
Г. П. Богданов описывает 6 методов организации обучаемых: фронтальный, посменный, поточный (поточный, поточно-круговой, поточно-групповой) круговой, групповых заданий, индивидуальных заданий [4].
Интересной представляется классификация К. Х. Грантыня [5], который предлагал организацию обучаемых осуществлять в следующих четырех формах:
1) фронтальная форма (занимающиеся под руководством педагога выполняют одни и те же задания в следующих вариантах: одновременно, попеременно, посменно, поточно);
2) звеньевая форма (обучаемые подразделяются на группы, имеющие своё задание, место работы и руководителя при этом методами работы могут быть одновременный, посменный, поочередный и поточный);
3) индивидуальная форма (каждый выполняет свое задание независимо от других);
4) круговая форма (круговая тренировка).
Самостоятельная подготовка для курсантов и слушателей является неотъемлемой и важной частью в формировании навыков физической подготовки.
Физическая подготовка — специализированный педагогический процесс обучения и воспитания курсантов и слушателей.
Достижение поставленных перед ней целей возможно при обязательном соблюдении принятых в педагогике принципов воспитания.
Российская педагогика к числу методов воспитания, с помощью которых осуществляется процесс педагогического воздействия на курсантов и слушателей, относит методы убеждения, примера, упражнения, поощрения, критики и самокритики, принуждения, соревнования. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения курсантов и слушателей, и позволяет добиться наилучших результатов в ходе обучения физической подготовке.
В учебной литературе процесс обучения физическим упражнениям делится на 3 этапа: ознакомление, тренировка и совершенствование.
Ознакомление необходимо для создания предварительного представления об изучаемом упражнении и четкого понимания его структуры. Включает в себя: название упражнения, показывающее его в ритме битвы; объяснение техники выполнения, влияния физических упражнений на организм и условий его использования; вторичное отображение (при необходимости) в медленном темпе или в перегородках с сопроводительным объяснением техники. Ознакомление с упражнением начинается с имени его руководителя. В гимнастике, где много элементов, знание терминологии играет важную роль. В связи с этим обучающий должен дать точное наименование элементам, соединениям или комбинациям.
Важнейшим методическим шагом на этапе ознакомления является демонстрация техники упражнений. Оно должно быть чётким и точным (и, если возможно, образцовым), чтобы ученики имели полное представление о движении. Поэтому желательно вести занятие, выделив наиболее характерные черты движения. Общие упражнения по развитию и специальные наземные упражнения должны быть представлены стоящими перед слушателями преподавателями, а также упражнения на снарядах или препятствиях и приёмы техники ближнего боя.
Если презентация основных упражнений проводится лидерами, стоящими перед аудиторией, это должно быть отражено. Объяснение методики реализации элементов обучения дается вкратце без лишних подробностей. Кроме того, внимание аудитории по-прежнему сосредоточено на наиболее важных деталях техники, от которых во многом зависит качество исполнения элемента. На курсах других разделов физического воспитания целесообразно объяснить не только технику, но и ситуации, в которых вы можете использовать эту технику и приобретенные действия.
Таким образом, демонстрация и объяснение являются наиболее важными методами обучения на этапе ознакомления с упражнением. Они тесно связаны и дополняют друг друга, находя широкое применение на последующих этапах работы, то есть в обучающих упражнениях и их обучении.
Тренировка проводится для формирования новых двигательных навыков и улучшения деталей техники упражнений. На этом этапе студенты улучшают свое понимание движения, проясняя временные, энергетические и пространственные характеристики их отдельных фаз.
В зависимости от сложности упражнений и степени физической подготовленности учащихся, обучение проводится по целостному методу (с подготовительными упражнениями) или по методу разделения (по частям и подразделам с последующей реализацией). Образование в целом используется в тех случаях, когда упражнение простое, а его разделение на части нецелесообразно.
Учебные упражнения по частям происходят в тех случаях, когда это сложная двигательная задача для обучающихся, а структура упражнения позволяет разделить их на части. Наиболее характерным методом реализации этого метода на практике является изучение комплексов вольных упражнений, рукопашного боя, упражнений на гимнастических снарядах и на полосе препятствий. Во всех этих случаях первые части упражнения не усваиваются, после чего они выполняются полностью от начала до конца.
Тренировка с помощью подготовительных упражнений выполняется, когда отрабатываются достаточно сложные движения, их разделение на части приводит к искажению сути или обычно невозможно. Эта техника особенно характерна при разработке элементов гимнастики. Подготовительные упражнения должны быть аналогичны по структуре отдельным этапам изучаемого движения или всем упражнениям в целом, но в то же время более доступными для участников.
Обучение (улучшение) при выполнении упражнений является важнейшим уровнем подготовки. Он состоит из повторяющихся техник и действий во все более сложных условиях, предназначенных для тренировки прикладных физических и умственных качеств курсантов. В дополнение к изучению упражнений, курсы по отдельным этапам физической подготовки также обеспечивают обучение тому, как их выполнять. Наибольшая нагрузка приходится на сложные тренировки в конце основной части. Организация часто использует соревновательные и игровые методы, которые помогают увеличить нагрузку на тела участников, увеличить плотность уроков и улучшить эмоциональное настроение учащихся.
Таким образом, процесс обучения курсантов и слушателей физической подготовке в системе образовательных организаций МВД России направлен на решение образовательно-воспитательных задач по формированию необходимых знаний, умений и навыков, совершенствованию основных физических и психических качеств, которые, в свою очередь, помогают решить поставленные ранее проблемы.
Литература:
- Приказ МВД России № 450 от 01.07.17 г. «Об утверждении наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел» // Российская газета. 2018. № 256. 31 декабря.
- Алексеев Н. А. Физическая подготовка сотрудника полиции как один из важнейших элементов профессиональной готовности курсантов образовательных организаций МВД России [Текст] / Н. А. Алексеев, Н. Б. Кутергин // Вестник Белгородского юридического института МВД России — Вып. 2. — 2015. — С. 83–85.
- Беспалько, В. П. Методические указания по теоретическим основам программного управления процессом обучения // — М.: Физическая культура, 2013. — С. 36–39.
- Богданов Г. П. Уроки физической культуры в средней школе. / Ю. А. Барышников, Г. П. Богданов, Б. Д. Ионов. — М.: Просвещение, 1985 г. — 35–39с.
- Грантынь К. Х. Методика физического воспитания / К. Х. Грантынь. — М.: Физкультура и спорт, 1939. — 384–399 с.
- Губжоков А. Х. Современный подход к совершенствованию физической подготовки слушателей и курсантов в системе МВД России [Текст] / А. Х. Губжоков // Современный учёный. — 2017. — Т.1, № 1. — С. 75–78.
- Славко А. Л. К проблеме повышения эффективности атлетической подготовки курсантов вузов МВД России [Текст]/ А. Л. Славко, Б. А. Клименко, А. А. Пойдунов // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2015. — № 3. — С. 62–67.
- Филиппович В. И. Теория и методика гимнастики: / Под ред. В. И. Филипповича. — Москва: Просвещение, 1971. — 407–420 с.