В статье рассматриваются некоторые теоретические и прикладные вопросы организации и проведения тактико-специальных учений, как в территориальных органах внутренних дел, так и в образовательных организациях системы МВД России.
Ключевые слова: тактико-специальные учения, тактико-специальная подготовка, подготовка сотрудников полиции
Законодательством Российской Федерации на территориальные органы МВД России МВД России возлагается огромный круг задач. Особо выделим лишь те задачи, решение которых обычно обусловлено возникновением чрезвычайных обстоятельств:
Участие в специальных мероприятиях по противодействию терроризму и обеспечению правового режима контртеррористической операции, а также обеспечение защиты потенциальных объектов террористических посягательств.
Участие в операциях по розыску и задержанию вооруженных и иных особо опасных преступников.
Оказание содействия органам федеральной службы безопасности в борьбе с деятельностью преступных групп экстремистской направленности, а также в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований и банд.
Пресечение массовых беспорядков и иных противоправных насильственных действий.
Участие в предупреждении, пресечении вооруженного мятежа.
Пресечение захвата особо важных объектов или отдельных местностей, критически важных объектов, объектов органов государственной власти Российской Федерации, включая административные здания и объекты органов, организаций и подразделений системы МВД России, органов местного самоуправления [3, с. 36].
Оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите, охране государственной границы Российской Федерации.
Отражение группового и (или) вооруженного нападения на собственные объекты системы МВД России, пресечение их захвата.
Оказание содействия учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Принятие при возникновении чрезвычайных ситуаций неотложных мер по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействие в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечение общественного порядка при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий.
Стоит отметить, что ни один из органов исполнительной власти не сталкивается с исполнением столь широкого круга задач и в таких объемах. Все это, в свою очередь, предъявляет к сотрудникам органов внутренних дел особые требования, как к уровню профессиональной подготовки, служебной дисциплины, так и морально-психологической готовности выполнять поставленные задачу в самых различных условиях [5, с. 87].
Указанные обстоятельства определяют значимость и важность заблаговременного проведения с личным составом командно-штабных учений, штабных тренировок, тактико-специальных учений и тактико-строевых занятий.
В рамках данной статьи мы подробно остановимся на изучении лишь тактико-специальных учений, поскольку считаем их наиболее эффективным способом подготовки личного состава к действиям при возникновении различного рода чрезвычайных обстоятельствах. Объяснить это можно, во-первых, тем, что в них может быть задействовано абсолютное большинство личного состава подразделения ОВД, во-вторых, в ходе ТСУ отрабатываются практические навыки и приемы действий личного состава, которые применяются непосредственно при наступлении чрезвычайных обстоятельств.
Подготовка личного состава подразделений ОВД к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельствах осуществляется с целью обеспечения готовности к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Эта цель достигается за счет планирования действий сил и средств к выполнению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств; обучения личного состава и слаживанием элементов группировки сил и средств к выполнению поставленных задач; устранением недостатков, выявленных при проведении проверок готовности сил и средств в ходе различных тренировок.
Образовательные организации системы МВД России, не являются исключением, и аналогичным образом осуществляют подготовку курсантов и слушателей к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств в соответствии с программами обучения.
Подготовка функциональных групп, выделяемых из числа постоянного и переменного состава в группировку сил и средств, осуществляется в порядке, установленном руководящими документами, издаваемыми МВД России.
Итак, тактико-специальное учение представляет собой форму практической подготовки руководителей, сил и средств ОВД, к выполнению задач, основным методом обучения которой является практическая работа по выполнению всеми обучаемыми своих функциональных обязанностей в условиях, максимально приближенных к реальной обстановке, на пунктах управления и на местности, проводимая с привлечением взаимодействующих сил с отработкой реальных действий различных должностных лиц и подразделений.
Анализ научной литературы в исследуемой предметной области показал, что тактико-специальные учения могут быть классифицированы по различным основаниям.
В зависимости от числа участвующих сторон: односторонними и двусторонними.
По ролевому определению функций участвующих в них лиц: все обучающиеся исполняют одну учебную роль; каждый получает отличную от других индивидуальную роль,соответствующую функциям конкретного сотрудника ОВД.
По способу имитации временных рамок деятельности ТСУ могут бытьс реальным масштабом времени, условным или их комбинацией.
По технической оснащенности: с привлечением специальной техники, средств связи и т. д.; с применением ЭВМ для обеспечения хода учения и обработки его результатов или без их использования.
Тактико-специальные учения в образовательных организация МВД России, в зависимости от объема и характера учебного материала, могут быть: монодисциплинарными, часто их называют «кафедральными», т. е. основанными на комплексе тем в рамках одной учебной дисциплины и проводимые обычно силами одной кафедры; междисциплинарными или «межкафедральными» — основанными на комплексе тем различных учебных дисциплин и проводимые во взаимодействии нескольких кафедр (к примеру, кафедрами огневой, физической, тактико-специальной подготовки, и др.).
Выбор типа учения (или сочетания типов) определяется характером вводных задач, содержанием учебного материала, степенью подготовленности участников ТСУ.
Основными целями проведения тактико-специальных учений можно назвать следующие:
слаживание действий функциональных групп;
выработка и совершенствование навыков командиров;
выработка у сотрудников высоких моральных и боевых качеств, психологической устойчивости, инициативности и самостоятельности [4, с. 133];
отработка организации и поддержание взаимодействия с представителями иных органов государственной власти, а также соседними подразделений органов внутренних дел.
Тактико-специальные учения являются высшей формой практического обучения, которые формируют у обучающихся навыки выполнения функций, как представителей управленческого аппарата (к примеру, дежурные части, оперативный штаб, группа управления), так и представителей отдельных функциональных групп (оперативно-поисковой, блокирования, конвоирования, связи и т. д.).
Сущность их заключается в том, что задействованный личный состав практически выполняет учебные служебно-боевые задачи на фоне общей непрерывно развивающейся обстановки, по единому замыслу, на местности и в ограниченные сроки.
Подготовка тактико-специального учения должна начинаться с определения его концепции. Для того чтобы ТСУ было правильно грамотно организовано, а поставленные цели учения достигнуты, необходимо определить тему и учебные цели, категорию обучающихся, время и место проведения учения, масштаб учения, легенду учения и авторский коллектив.
На этапе подготовки тактико-специальных учений, разрабатывается и издается целый ряд документов, таких как:
Приказ или распоряжение о проведении тактико-специального учения.
План проведения ТСУ (графическая часть с пояснительной запиской), который включает в себя замысел учения, тему, учебные цели, время проведения учения и т. п.
Организационные или организационно-методические указания личному составу подразделений, участвующих в ТСУ.
Календарный план подготовки к учению, который предусматривает уточнение и определение исходных данных для учения; сроки разработки документов учения и ответственные за это лица; время проведения рекогносцировки района предстоящего учения; мероприятия по подготовки личного состава; мероприятия и сроки подготовки тылового обеспечения, и др.
Оперативное задание, которое разрабатывается на основе тактического замысла и плана проведения учения в письменном виде. Оно включает в себя общую и частную обстановку; справочные данные; указания.
Личный план работы руководителя учения.
Частные планы проведения учения заместителей, помощников руководителя учений и посредников. В них указываются: подразделения, привлекаемые к учению; тема учения; учебные цели; этапы учении и их продолжительность; время отработки каждого учебного вопроса; группировка сил и средств; организация (схема) связи с обучаемыми подразделениями и руководителями; необходимые расчетные и другие данные.
План проведения рекогносцировки района проведения учения.
План подготовки личного состава, задействованного в имитационных действиях.
План имитационных действий.
Инструкция по соблюдению мер безопасности.
План наращивания обстановки или подачи вводных.
План перевозки подразделений или совершения марша.
План охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в районах проведения тактико-специальных учений.
Заявки, расчеты на дополнительные нормы моторесурсов, боеприпасов, имитационных средств, продуктов питания.
Проведение учения подразумевает под собой отработку практических вводных с последующим разбором действий обучающихся.
Таким образом, квинтэссенцией тактико-специальных учений выступает отработка тех вопросов и тактических приемов (способов действий), с выполнением которых обучающиеся могут столкнуться в реальной (боевой) обстановке, в процессе осуществления службы.
Тактико-специальные учения являются сложной, но перспективной формой практического обучения личного состава органов внутренних дел, позволяющая решить целый комплекс учебно-воспитательных задач, эффективность и успех которых, в значительной мере зависит от качества их разработки и методики проведения.
Литература:
- О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Российская газета. — 10.02.2011.-№ 28.
- Виды и тактика применения современных специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел: учебно-практическое пособие. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2014. — 60 с.
- Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Ю. Е. Аврутин, С. П. Булавин, Ю. П. Соловей и др. М.: Проспект, 2012. — 552 с.
- Корчагин А. В., Мальцев Е. П. Совершенствование морально-волевых качеств в ходе проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2015. — № 13–2. — С. 133–134.
- Мальцев Е. П. О механизме административно-правового регулирования служебной дисциплины в органах внутренних дел Российской Федерации // Вестник Воронежского института МВД России. 2013. — № 2. — С. 87 –90.
- Самороковский А. Ф. Основы организации и тактика действий подразделений органов внутренних дел при передвижении в Северо-Кавказском регионе: учебно-методическое пособие / А. Ф. Самороковский, В. В. Волков, В. А. Пискотин, В. В. Прищепа. — Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2014. –38 с.
- Самороковский А. Ф., Бибиев А. Ш., Корчагин А. В. / Подготовка и несение службы сотрудниками полиции по охране общественного порядка и безопасности: учебное пособие. — Воронеж: ВИ МВД России, 2013. — 97 с.
- Самороковский А. Ф., Селиванов С. Д., Кулемин В. В., Мальцев Е. П. Тактико-специальная подготовка курсантов в рамках начальной профессиональной подготовки. — Воронеж: ВИ МВД России, 2016. — 86 с.