В данной статье рассматриваются организационно-методические особенности обучения по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации с учетом дальнейшего поступления в военно-учебные заведения высшего и среднего образования.
Говорится о построении организационно-методической модели построения учебного процесса по «Физической культуре» особенностях организации, планирования и проведения учебных занятий.
Эффективности применения форм и средств физической культуры, наиболее подходящих методов и методических приемов, используемых на занятиях по «Физической культуре» в соответствии с особенностями обучения в общеобразовательных организациях МО РФ и возрастных изменений обучающихся.
Ключевые слова : физическая культура, физическая подготовка, военно-учебные заведения, модель, организационно-методическое содержание.
Введение
Приступая к разработке структуры и содержания процесса обучения по предмету «Физическая культура», необходимо, прежде всего, уточнить его основные функции, знания которых будет способствовать эффективной реализации на практике.
Понятие «функциональная модель организационно-методического содержания» определяется нами, как описательный аналог, который отражает наиболее важные характеристики функционального значения содержания, как особой формы процесса обучения предмету, по физической культуре обучающихся СПКУ, с учетом поступления в военно-учебные заведения.
Содержание модели позволяет судить о том, что проектируемое содержание направлено, главным образом, на организационно-методическое совершенствование процесса обучения предмету «Физическая культура», с акцентом на повышение уровня физической подготовленности обучающихся СПКУ для поступления в военно-учебные заведения.
В своей совокупности функции организационно-методического содержания позволит судить о его научной и практической целостности, как специфической формы процесса обучения предмету «Физическая культура» в общеобразовательных организациях.
Основные положения
Модель организационно-методического содержания процесса обучения предмету «Физическая культура» имеет цель повышения уровня физической подготовленности кадет СПКУ, с учетом поступления в военно-учебные заведения.
Этапы подготовки в процессе обучения заключаются в:
подборе средств, методов, методических приемов развития физических качеств необходимых обучающимся для повышения уровня физической подготовленности, развития физических качеств что в дальнейшем позволит им успешно сдать вступительный экзамен по физической подготовке в военно-учебном заведении;
определение содержания физической подготовки (необходимо знакомить обучающихся с особенностями поступления в военно-учебные заведения, порядок начисления баллов за выполненные нормативы и учитывать это при проведении учебных занятий в старших классах).
Методика включает в себя:
содержание занятий для повышения эффективности физической подготовки обучающихся в ходе процесса обучения (включение в организационно-методическое содержание специальных упражнений на развитие быстроты, силы, выносливости (общая, специальная), ловкости, скоростно-силовых способностей, упражнений с отягощением, с собственным весом, подвижные игры, прыжковые упражнения, упражнений с координационной лестницей, изометрическое напряжение мышц в статике, с использованием кругового, целостного метода, стандартного упражнения, стандартно-непрерывного упражнения, переменного упражнения, переменно-интервального упражнения, игрового метода, соревновательного, способствующие повышению уровня физической подготовленности обучающихся, включение в процесс обучения предмету «Физическая культура», методических приемов: изменение количества повторений одного и того же упражнения; увеличение или уменьшение амплитуды движений; изменение суммарного количества упражнений; изменение скорости выполнения одного и того же упражнения; варьирование величины внешних отягощений; изменение исходных положений; изменение длины дистанции; проведение занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке).
Задачами организационно-методического содержания являются:
- повышение уровня двигательных умений и навыков;
- повышение уровня общей и специальной физической подготовленности;
- вооружением кадет специальными знаниями по ФК (знания в области физической культуры и спорта, знания в области физической подготовки, знания в области организации физической подготовки в военно-учебных заведениях).
Организационно-методическое содержание занятий по физической культуре обеспечивает:
реализацию цели, связанной с физическим развитием обучающихся СПКУ;
реализацию цели, связанной с формированием специальных двигательных умений и навыков, в ходе занятий физической культурой и спортом;
реализацию цели, связанной с развитием профессионально важных физических качеств (военно-прикладных двигательных навыков) у обучающихся и подготовки их предстоящему обучению в военно-учебных заведениях.
Деятельность обучающихся СПКУ в ходе проведения занятий по предмету «Физическая культура»:
выполнение упражнений, направленных на повышение уровня физической подготовленности;
освоение специальных двигательных умений и навыков, способов подхода к выполнению контрольных нормативов;
практическое применение знаний, умений и навыков по совершенствованию физических качеств, необходимых для поступления в военно-учебные заведения;
диагностика собственного функционального состояния организма и развития физических качеств (ЧСС, артериальное давление, функциональные пробы, контроль динамики улучшения или ухудшения результатов при выполнении контрольных нормативов).
Ожидаемые результаты от внедрения организационно-методического содержания в образовательный процесс:
повышение максимальных функциональных возможностей организма и его ведущих систем;
повышение эффективности деятельности организма в целом и его органов, систем при выполнении тренируемой мышечной деятельности необходимых для подготовки к поступлению в военно-учебные заведения;
возможность сдачи контрольным нормативов, согласно требованиям военно-учебных заведений, при сдаче вступительных испытаний;
вооружение специальными знаниями и умениями в процессе обучения предмету «Физическая культура» связанных с процессом обучения в общеобразовательных организациях МО РФ, поступления и обучения в военно-учебных заведениях.
Заключение
Из анализа функциональной модели важно подчеркнуть составляющие, которые имеют важное значение для развития логики настоящего исследования:
- Разработка организационно-методического содержания — сложный процесс, который необходимо осуществлять по специально разработанной методике;
- Выявление функций организационно-методического содержания в сочетании с материалами предварительного исследования объекта являются основой для разработки структуры и содержания процесса обучения по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных организациях МО РФ.
Литература:
- Могилинец, С. Н. Развитие общей и силовой выносливости у обучающихся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Могилинец Сергей Николаевич: Воен.ин-т физ.культуры. — Санкт-Петербург, 2019. — 25 с.
- Обвинцев, А. А. Физическая подготовка граждан Российской Федерации к военной службе в системе допризывного обучения и воспитания / А. А. Обвинцев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. — 2012. – № 4. — С. 54–60.
- Образовательная программа среднего общего образования по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта ФГКОУ «Ставропольское Президентское кадетское училище» на 2019–2020 учебный год — С. 45.
- Озеров, В. П. Формирование психомоторных способностей человека: монография / В. П. Озеров // — Ставрополь: Сервисшкола, 2011. — 280 с.
- Полянский, В. П. Профессиональная направленность физического воспитания в общеобразовательных организациях МО РФ: организационно-педагогические условия и результаты педагогического эксперимента / В. П. Полянский, Д. В. Виноград // Вестник военного образования. — 2017. — № 3. С. 75–79.
- Пономарев, Н. И. Феномен игры и спорта / Н. И. Пономарев // Теория и практика физической культуры. — 1972. — № 8. — С. 16–17.
- Равенко, Е. М. Индивидуальные особенности возрастного развития и мотивация к реализации двигательной активности учащихся 10–11 классов / Е. М. Равенко // Теория и практика физической культуры. — 2018. — № 2. — С. 33.
- Романов, В.А. Особенности личностно-профессионального определения кадет-старшеклассников / В. А. Романов, О. С. Романова // Вестник военного образования. — 2018. — № 6 (15). — С. 111–115.