В статье рассмотрены основные позиции подготовки студентов 18–24 лет к выполнению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)». При этом установлено, что степень готовности у студентов спортивных и гуманитарных образовательных организаций различна. Данный факт вполне естественен в силу особенностей поступления в соответствующие учебные заведения как критерий отбора студентов. Также рассматривается роль руководства вузов в формировании у студентов позитивного отношения к занятиям физической культурой и спортом, к готовности сдачи нормативов ГТО. Автором статьи предложны возможные варианты улучшения спортивной инфраструктуры вузов.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая подготовленность, комплекс ГТО, психологическая среда, вопросы мотивации.
Интерес к данной теме вызван тем, что внедрение комплекса ГТО — это обязательная составляющая часть физического воспитания как подрастающего поколения (дети дошкольных и школьных образовательных организаций), так и молодежи, в том числе студентов [1]. Сегодня модно и актуально быть здоровым. Здоровый образ жизни — приоритетное направление политики государства, и он невозможен без формирования мотивации на занятие физической культурой и спортом. Соответственно, в настоящее время возрастает роль высшей школы в формировании здоровой личности.
С учётом того, что высшие образовательные организации охватывают наиболее активную и сознательную часть молодёжи, совершенно очевидна их роль в физической подготовке молодых людей. Кроме того, это период становления нравственных ценностей, в том числе основ здорового образа жизни, неотъемлемой частью которого является физическая подготовка.
На сегодняшний день отмечается тенденция ухудшения состояния здоровья и физического развития различных возрастных групп населения, в том числе молодежи 18–24 лет. Большая часть студентов ведут пассивный образ жизни, не придерживаются системы правильного питания и не соблюдают режим учебного процесса и отдыха, длительное время проводят за компьютером как в учебное, так и в свободное время. В свою очередь, снижение здоровья негативно сказывается на качестве жизни людей и ее продолжительности, что, в свою очередь, приводит к ухудшению демографических показателей страны [2].
Роль подготовки к сдаче норм комплекса ГТО студентов заключается в приобщении к физической культуре и спорту. Это, в свою очередь способствует становлению важных качеств: выносливости, оперативного мышления, стабильности нервной системы, умения работать в команде, организованности, дисциплинированности, инициативности.
В рамках формирования новой модели системы физической культуры в стране с 01.09.2014 г. был введён Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее ГТО).
Осуществление комплекса ГТО регламентированы нормативными документами федерального уровня:
— Указ Президента Российской Федерации от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе “Готов к труду и обороне” (ГТО)»;
— Положение о комплексе ГТО от 11.06.2014 № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»;
— Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2014 № 1165-р «Об утверждении плана мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» — программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, устанавливающая государственные требования к уровню его физической подготовленности и нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения [3].
Основная цель сдачи нормативов комплекса ГТО в вузах заключается в повышении эффективности использования физической культуры, в гармоничном развитии студентов и укреплении их здоровья. Вместе с тем регулярные занятия физической культурой и спортом способствуют развитию целеустремленной личности, повышают готовность противостоять негативным социальным явлениям в обществе, формируют ответственное отношение к профессиональной деятельности. Стремление к регулярности выполнения физических упражнений трансформируется в волевые качества личности. Комплекс ГТО является средством формирования личной гражданской ответственности за собственное здоровье, здоровье близких людей, подрастающего поколения.
Сдача нормативов ГТО, создание позитивного имиджа занятия физической культурой и спортом позволяют формировать у студентов патриотические качества и активную гражданскую позицию [4].
Основными факторами физической подготовленности у студентов являются мотивация, формирование потребности в укреплении здоровья и физическом совершенствовании, а также установка на систематическом занятии спортом.
Как ранее было указано, отношение к физической культуре и спорту, готовности сдачи норм ГТО у студентов различного профиля высших образовательных организаций различное. Совершенно очевидно, что для студентов спортивных вузов — готовность к сдаче норм ГТО является, с одной стороны, неотъемлемой частью процесса их обучения, с другой стороны, определяет престиж их будущей деятельности, обеспечивает профессионализм выбранной специальности. Также это является, в определённой степени, гарантом материального и финансового благополучия на профессиональном поприще.
По-иному обстоит дело со студентами неспортивных вузов, что может быть обусловлено разной степенью и уровнем их физической подготовленности, неуверенностью в своих силах, опасением демонстрации собственного физического несовершенства.
Если для студентов спортивных вузов готовность к сдаче нормативов ГТО является естественным, легко принимаемым явлением и даже обязательным — по убеждениям, то для студентов вузов другого профиля это является понятием добровольным.
По мнению автора, современная молодёжь имеет большую доступность к занятию любительским спортом и физической культурой. На данный момент выбор широк и имеется реальная оптация в зависимости от финансовых возможностей.
Безусловно, для студентов и неспортивных вузов важна роль административного рычага, то есть постановка вопроса на уровне руководства вуза.
При этом, по мнению автора, руководству необходимо в этом вопросе проявлять гибкую политику, формировать систему мотивации, быть может, даже поощрений для студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом и проявляющих интерес и готовность к сдаче нормативов комплекса ГТО. Например, при поступлении школьников в вуз учитывается сдача норм ГТО и при условии успешного их прохождения осуществляется дополнительное увеличение баллов ЕГЭ. Существующая система может быть принята во внимание и в вузах: увеличение размера стипендии, предложение по прохождению производственной практики.
Интересна и роль социальных психологов вузов в формировании здорового образа жизни, в том числе заинтересованности в постоянном занятии физической культурой и спортом.
Готовность к сдаче комплекса ГТО может стать желаемым для студентов, когда это будет носить не принудительный характер, а добровольный и заявительный характер.
Кроме того, интерес представляет тот факт, что одной из важных задач руководства вуза является ориентация на создание комфортной среды для занятий физической культурой и спортом в вузе: стадионов, спортивных залов и площадок, оснащённых современным оборудованием. С целью решения финансовых вопросов вуза вполне возможным является привлечение спонсорских средств.
Таким образом, для активизации процесса вовлечения студентов вузов к готовности сдачи нормативов комплекса ГТО является:
— усиление информационно-коммуникационной кампании по пропаганде Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО;
— целенаправленная методичная работа преподавателей физической культуры по формированию у студентов интереса к занятиям физической культурой и спортом, в том числе к готовности сдачи нормативов комплекса ГТО;
— обучение студентов навыкам самостоятельных занятий физическими упражнениями, входящими в комплекс ГТО;
— совершенствование материально-технической базы вузов для занятий физической культурой и спортом, в том числе для реализации комплекса ГТО [5].
Литература:
- Крылова А. В, Балберова О. В. Исследование готовности студентов к сдаче норм комплекса ГТО: психолого-педагогический аспект // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. 2017. № 1 С. 57–64.
- Блажко А. В., Полотнянко К. Н. Особенности включения норм ГТО в физкультурное образование // Философские и педагогические проблемы современного образования. 2019. С. 237–240.
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru (дата обращения: 11.03.2020).
- Манжелей И. В. Условия реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в вузе // Физическая культура и здоровье студентов вузов. 2016. С. 24–27.
- Копейкина Е. Н., Кондаков В. Л. К вопросу о проблемах внедрения комплекса «Готов к труду и обороне» в вузе // Актуальные проблемы внедрения комплекса ГТО в развития массового спорта. 2016. С. 73–76