В статье рассмотрены аспекты физического образования и воспитания в современной России с точки зрения философии.
Ключевые слова:образование, физическое воспитание, студенческая молодежь, мотивы, тенденции.
Система образования в России активно интегрируется в общемировые тенденции развития высшего профессионального образования. О целесообразности этого процесса можно спорить, но его динамика необратима. Традиционно, российское образование было ориентировано на значимость культуры в развития личности, на последующую самореализацию в социуме, на развитии индивидуальности, творческих способностей. Наши национальные приоритеты направлены на формирования человека разностороннего, мобильного, способного адаптироваться в любых условиях. Изменение целей образования, аккумулированных в новых образовательных стандартах, ведут за собой изменение и методики преподавания. Поиск инновационных средств, форм и методов обучения, разработка и внедрение в образовательный процесс по физическому образованию современных информационных технологий это все является международными тенденциями, векторами развития современной науки.
Во многом формирование и развитие общечеловеческих способностей молодежи происходит по предмету, который является обязательным для всей системы высшего профессионального образования. Физическое воспитание в образовательном процессе ВУЗов занимает, с недавнего времени, одно из ключевых мест. Студенты осваивают программу по физическому воспитанию на протяжении четырех лет обучения. Какая дисциплина может сравниться по количеству внимания, обращенному к ней на протяжении стольких лет обучения. Физическая культура предмет, имеющий влияние не только на физическое состояние и здоровье молодежи, но и на его психическое и нравственное внутреннее состояние. Это не только образовательный, но и, в большей степени, воспитательный предмет. В такой ситуации существенно меняется роль преподавателя, границы отношений между ним и молодежью становятся менее заметными. Приходится управлять не личностью индивидуума, а процессом её развития. Возрастает роль самого студента, который участвует не только в процессе получения знаний, но и в его поиске, развитии, трансформации в практические умения и навыки. Задача преподавателя, найти золотую середину, не быть назидательной и директивной фигурой в глазах студента, а регулировать учебный процесс и заниматься его общей организацией. В спортивный зал студенты приходят за эмоциями, самосовершенствованием, преодолением себя. Как правило, (опыт нашего вуза Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления) студенты с большим желанием приходят на практические занятия в спортивный зал, им нравятся активные физические нагрузки после продолжительного сидения в аудиториях. Смена двигательной активности положительно влияет на усвоение материала и по другим образовательным дисциплинам. Таким образом, помимо обязательного посещения уроков по физическому воспитанию у студенческой молодежи формируется потребность и мотивы необходимости двигательной нагрузки. К тому можно отнести:
- сохранение и укрепление здоровья;
- физкультурное образование;
- культура общения;
- стремление к физической привлекательности;
- понимание роли физической культуры в профессиональной работоспособности и долголетии и т. п.
Для каждого индивида присуща определенная иерархия внутренних мотивов к занятиям физической культурой в рамках обязательной программы ВУЗа и сверх того. Решающим фактором в доминировании и преобладании потребностей к физическим нагрузкам является их действенность и значимость для каждого человека в отдельности.
В настоящее время формируется широкий философско-культорологический взгляд на спортивную культуру и физкультурно-спортивное образование. Это требует преодоления ограниченности методологических конструкций, связанных с неприемлемой организацией и содержанием физического воспитания молодежи, осознанием человеком и обществом всего богатства этого социального явления, несущего в себе большой культурный потенциал. [1]
В практических занятиях физической культурой формируется и реализуется отношение человека к окружающему его предметному миру, к обществу, к самому себе. Современная организация спортивной деятельности на основе новых форм учебно-воспитательного процесса сформирует спортивную культуру студента, мотивацию и интерес к спортивному стилю в жизни в дальнейшем. [4] Все это характеризует направленность поведения в деятельности личности. В процессе ранней эволюции человека интенсивная двигательная активность выступала в качестве единственного врожденного фактора предупреждения стресса. И в наши дни физические нагрузки остаются незаменимым способом профилактики стресса. Регулярные занятия спортом способствуют повышению самооценки, совершенствованию волевых качеств, повышению положительного эмоционального фона
По мнению Канта: человек свободен в своем выборе образа действий. И эта цель должна быть направлена на достижение благородных целей, в соответствии, с этическими нормами. [2] Лозунг о том, что необходимо прививать потребность к физической нагрузке с детства, оправдывает себя. Впоследствии интерес перерастает в самостоятельные регулярные занятия ФК во взрослой жизни. Пресловутый в прошлом комплекс ГТО — пример отношения к человеку, как к объекту оздоровительного движения и унификации уровня физической подготовки на государственном уровне. Родоначальниками комплексов физической подготовки является Германия. Эти комплексы использовались для подготовки военнослужащих. ГТО это спортивный комплекс народа, готовящегося к войне. Не потому ли так повысился интерес к возрождению этой традиции в современной России, оттого что до крайности обострена геополитическая обстановка в мире. Какова наша национальная идея в текущем периоде. Почему так активно стали поднимать тему о возрождении комплекса ГТО в новом формате для всех слоев населения. Если мотивами государства становятся исключительно здоровый, мирный образ жизни населения страны, то и нормативы физической подготовки должны изменить свое название. Возможно: «нормативы здоровья» или «паспорт успеха», но в любом случае здоровое население для любого государства является его гордостью, показателем высокой эффективной политики в области физической культуры и спорта.
Таким образом, помимо личностных предпочтений в организации своей двигательной активности существуют и государственные мотивы в повышении физической работоспособности населения страны, всех его слоев. Тому доказательство — множество перспективных законов области физической культуры и спорта, принятых в Российской Федерации в последнее время. Вполне оправданное стремление, которое при его успешной реализации принесет свои плоды. Как то: продолжение жизни, эффективность производительности трудоспособного населения, повышение рождаемости и т. п. Однозначно, это хорошая и своевременная тенденция нашей страны — набирает обороты. И, невзирая на не простое экономическое положение страны на начало 2015 года, расходы на развитие физкультурного движения для юношества и молодежи в государстве снижать, не планируется. Реализуются программы, предусмотрены гранты, развивается фундаментальная наука — основа методологии и координатор образовательного и воспитательного процесса. Строятся новые спортивные объекты, как масштабные, так и «шаговой доступности». Переключение внимания населения с напряженной экономической и политической обстановки, муссируемой в средствах массовой информации, на массовые занятия физической культурой в территориально доступных спортивных сооружениях — выход для нормализации стрессового состояния людей. Популяризация в этом направлении активно ведется. В прокате появляются художественные фильмы с главными героями — нашими легендарными спортсменами. Сериалы со спортивной тематикой для молодежи. Передачи, каналы на ТВ с физкультурной направленностью и т. п. Все это с точки зрения философского восприятия извне характеризует положительную динамику в развитии физической культуры и спорта в современной России. Интерес населения к спорту, поднятый прошедшей в 2014 году зимней олимпиады в Сочи, гордость за свою страну, и сейчас находятся на высоком уровне.
«История показывает, что в пределах того, на что может быть направлено познание, нет ни чего, что бы ни было когда-либо вовлечено в компетенцию философии, равно как и нет ничего, что когда-либо было из неё исключено». Эти слова немецкого философа Вильгельма Виндельбанда дали уверенность в возможности размышления на тему физического воспитания в России. Знания о человеке, как педагогической цели, должны опираться на современную философию картины Мира, на обновленные общечеловеческие ценности и идеалы. При этом не должны быть разрушены наши исторически традиционные человеческие ценности.
Способность суждения есть особый талант, который требует упражнения, но которому научиться нельзя. [3] О наличие таланта судить не автору статьи, а желание упражнять свое мировоззрение, преобразуя свои мысли в слова послужило созданию этой работы. Недостаток способности суждения есть собственно то, что называют глупостью, против этого недостатка нет лекарств. [3] А это стало мотивом и уверенностью в том, что отражение в сознании реального мира, философский взгляд на обстоятельства жизни, выражение своей точки зрения — дает возможность для познания и поиска истины. Диалог внутри себя может и должен привести к полноценному и всестороннему развитию личности. Смелость в суждениях, вынесенных на всеобщий обзор, есть всего лишь путь в этом направлении.
Литература:
1. Лубышева Л. И. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы /Л. И. Лубышева, В. И. Романович.- М., 2011.-240с.
2. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. — СПб.: Наука, 1999.
3. Кант И. Критика чистого разума. Серия «Выдающиеся мысли». Ростов- на-Дону, «Феникс», 1999.
4. Коршунова О. С. Реструктуризация физического воспитания в ВУЗах. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013г. № 24. С. 125–128