Атлетическая гимнастика как средство оптимизации и индивидуализации педагогического процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №46 (232) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 15.11.2018

Статья просмотрена: 138 раз

Библиографическое описание:

Баскакова, И. С. Атлетическая гимнастика как средство оптимизации и индивидуализации педагогического процесса / И. С. Баскакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 46 (232). — С. 411-412. — URL: https://moluch.ru/archive/232/53648/ (дата обращения: 16.12.2024).



Как показали наши исследования, формирование заинтересованности у студентов в своем физическом развитии зависит от средств, форм и методов, применяемых на занятиях по физическому воспитанию. В тоже время их применение оказывает наиболее эффективное действие, если выбор для развития физических качеств осуществляется с учетом индивидуальных особенностей развития организма и потребностно-мотивационной ориентации студентов.

Делая упор на склонности и природные задатки, используя процессы индивидуализации, необходимо развивать личностно — значимые качества студентов, что в свою очередь способствует лучшему усвоению учебного материала.

Известно, что представители различных конституционных типов обладают спектром способностей в моторной сфере и по-разному реагируют на нагрузку. Таким образом, задача индивидуализации сводится, прежде всего, к идентификации типологической принадлежности человека. В своей работе мы пользовались модифицированной методикой соматотипирования Р. Н. Дорохова, в результате чего были выявлены студенты, имеющие различное физическое развитие. Исследования показали, что 46 % имеют недостаток веса, 52,2 нормальное развитие, 5,2 % имеют избыток веса.

Проведенные тестирования говорят о существенных различиях в структуре и уровне моторики студентов, имеющих различное физическое развитие. Представители каждого типа конституции имеют свои относительно «сильные» и «слабые» стороны моторики. В исследованиях

В. Г. Властовского показано, что целесообразно выделять юношей с гармоническим и дисгармоническим развитием, т. к. они имеют свои особенности роста и развития, свои закономерности формирования пропорций телосложения, а по данным В. Г. Бальсевича, и свои закономерности развития физических качеств. Эти положения авторов подтверждаются проведенными нами исследованиями, в ходе которых было установлено, что студенты, имеющие дисгармоническое развитие, требуют большего времени для достижения положительного тренировочного эффекта.

В то же время, занятия физической культурой в вузовской программе не обеспечивают необходимого двигательного режима даже для юношей с нормальным физическим развитием и двигательной подготовленностью.

Анализ данных научно-методической литературы и результаты наших исследований показали, что период обучения в институте является наиболее эффективным для развития силовых способностей. Поэтому, по нашему мнению, необходима более широкая организация новых форм спортивной деятельности студентов, а также разработка эффективных средств и методов физического воспитания юношей с различным уровнем развития двигательных и функциональных способностей.

Результаты социологических исследований показали, что одним из наиболее популярных видов физкультурно-спортивной деятельности для юношей является атлетическая гимнастика. Эти положения легли в основу разработки программы физического воспитания студентов института. При проведении эксперимента нас интересовало, как разработанная нами программа на базе атлетической гимнастики влияет на физическое развитие, двигательную подготовленность, функциональные возможности и мотивацию занятиями физическими упражнениями по сравнению с другими видами спорта, применяемыми на занятиях.

Повторное антропометрическое обследование, хотя и выявило положительную динамику тотальных размеров тела у юношей, участвующих в эксперименте, однако различие в показателях были статически недостоверны, и, следовательно, могут объясняться как позитивным влиянием занятий, так и случайными неучтенными факторами.

Прирост массы тела определялся как за счет индивидуальных морфологических особенностей, так и воздействием тренировочных нагрузок.

Полученные результаты свидетельствуют, что масса тела является интегральным показателем, отражающим количество основных компонентов тела: мышечную, жировую, костную, а также содержание жидкости в организме. Общая масса тела является одним из основных информативных морфологических показателей, однако исследования многих авторов (Мартиросов, Никитюк, Дорохов, Губа) и наши исследования указывают на необходимость более детального изучения компонентов тела.

Увеличение мышечной массы не происходит равномерно, оно подчинено индивидуальным ростовым закономерностям. Многие исследователи указывают, что мышечная масса интенсивно увеличивается, что является предпосылкой для направленного развития силы мышц в этом возрасте. Все это позволяет сделать вывод, что существенных изменений в физическом развитии нельзя добиться за счет целенаправленных учебно-тренировочных занятий по стандартной программе, обеспечивающейся уроками физической культуры. В физическом воспитании студентов необходимо следовать принципу, что «первичным» в нем является уровень развития физических качеств и функциональных возможностей.

По окончании эксперимента было проведено повторное тестирование, которое позволило проанализировать динамику физической подготовленности и функционального состояния под влиянием экспериментальной программы. Сравнение результатов, показанных в экспериментальной группе, выявило достоверное преимущество студентов по всем контрольным нормативам. Юноши, занимающиеся по экспериментальной программе, превосходили в развитии силы (Р<0,001), скоростно-силовых качеств (Р<0,001). При сравнении результатов повторного тестирования функционального состояния, юноши экспериментальной группы уступают только группе занимающихся легкой атлетикой.

Полученные результаты подтверждают выводы ряда авторов, что физические упражнения стимулируют рост и развитие физических качеств юношей, только в том случае, если они следуют биологическим законам развития организма и не противоречат темпам и направленности индивидуального развития.

Литература:

  1. Агаджанян Н. А., Дегтярев В. П., Русинова Е.И и др. Здоровье студентов, — М.,1997.;
  2. Алешина Л. Н. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореферат, дис.... канд. пед. наук. — Волгоград. 1998.;
  3. Бальсевич В. К., Лобышева Л. И. Физическая культура, молодежь и современность. Теория и практика физической культуры, — 1995. — № 4.;
  4. Богданова Л. А. Выполнение нормативных требований студентами первого курса. //Организация и методика учебного процесса, физкультурно- оздоровительной и спортивной работы: Мат. V межуниверситетской научно-практической конференции. — Ростов/Д 1998.;
  5. Научно-методический реферативный сборник — Атлетизм, Инспорт. Вып. № 1–5. М.: 1989.;
  6. Мартовский А. М. Влияние различных методов применения упражнений с отягощением на организм юношей 15–17 лет. Материалы научной конференции по физическому воспитанию детей и подростков. М.: АПН СССР, 1968.
Основные термины (генерируются автоматически): физическое развитие, атлетическая гимнастика, двигательная подготовленность, дисгармоническое развитие, мышечная масса, различное физическое развитие, физическая культура, экспериментальная программа, юноша.


Похожие статьи

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Интеллектуальная интуиция, как метод получения и продуцирования научного знания в высшей школе

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Танцевально-двигательная терапия как один из методов преодоления барьеров общения студентов

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Современные техники и технологии как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в школе (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема

Похожие статьи

Психологический тренинг как одно из средств формирования личности и творческого развития подростков

Интеллектуальная интуиция, как метод получения и продуцирования научного знания в высшей школе

Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников

Дидактическая игра как средство развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Танцевально-двигательная терапия как один из методов преодоления барьеров общения студентов

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Современные техники и технологии как средство повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка в школе (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Использование рефлексивных технологий в развитии способности учащихся к самообразованию как педагогическая проблема

Задать вопрос