В статье рассматриваются проблемы спортивной подготовки студентов-гиревиков, содержания и построения спортивной тренировки. Материалы статьи содержат исследование и выявление факторов, определяющих спортивный результат в гиревом спорте.
Ключевые слова: гиревой спорт, результативность соревновательной деятельности, факторы эффективности соревновательной деятельности.
Актуальность исследования. Гиревой спорт в последние несколько лет получил широкое признание в многих странах Европы и США. Важно, что гири вызывают не только практический, но и научный интерес в виду его многогранности и доступности, о чем свидетельствуют научно-практические конференции, посвященные решению проблем, которые возникают в процессе подготовки спортсменов, уточнению правил проведения соревнований и прочим вопросам прямо или косвенно касающихся гиревого спорта. Серьезное внимание уделяется подготовки новых педагогических кадров для сферы физической культуры и спорта [2;7;8], а также включения гиревого спорта в программу по ФК в школах [9]. Все перечисленное подтверждается практически тем, что сегодня для участия в международных соревнований и чемпионатах мира по гиревому спорту съезжаются спортсмены из Украины, России, США, Татарстана, Беларуси, Германии, Италии, Греции, Германии, Польши, Узбекистана, Ирана. Вследствие этого можно с уверенностью сказать, что проблема является актуальной, т. к. проявляется общий интерес со стороны ученых, педагогов и тренеров к проблеме совершенствования спортивной подготовки гиревиков, определения значимых факторов эффективности соревновательной деятельности (СД) в гиревом спорте [1;4;5;6].
Цель исследования: определить уровень физической подготовленности студентов-гиревиков и выявить его влияние на результативность соревновательной деятельности.
Задачи:
1. Изучить особенности содержания и организации тренировочной и соревновательной деятельности студентов-гиревиков.
2. Определить исходный уровень физической и технической подготовленности студентов гиревиков массовых разрядов.
3. Разработать новое содержание и организацию тренировочного процесса студентов-гиревиков с учетом значимых факторов эффективности их СД.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; метод математико-статистической обработки данных.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы тренерами по гиревому спорту в тренировочный и соревновательной деятельности.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе студенческой секции по гиревому спорту с августа по октябрь 2014 г. В исследовании приняли участие 9 спортсменов — 5 юношей и 4 девушки в возрасте от 18 до 22 лет, имеющих юношеские и 1–3 взрослые разряды.
Результаты исследования и их обсуждение. Известно, что физическая подготовка спортсмена является одним из важнейших факторов эффективности соревновательной деятельности [1;3;4;10]. Тем более, это характерно для силовых видов спорта, к которым относится гиревой спорт [3;4;6;10]. Поэтому изучению и анализу уровня физической подготовленности гиревиков должно уделяться серьезное внимание.
На первом этапе эксперимента нами были изучены показатели тестов по прыгучести, общей силе и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса. Данные физические качества являются специфичными для гиревого спорта и несут основную ответственность за результат в соревнованиях.
Так, у юношей наблюдается средний показатель прыгучести, достаточно высокий показатель в тесте «подтягивание» (табл.1). Силовой тест «жим штанги лежа» свидетельствует о незначительном развитии силовых качеств, но в данном аспекте низкий уровень не влияет на спортивный результат, т. к. основным (ведущим) физическим качеством является не максимальная сила, а силовая выносливость.
У девушек наблюдается низкие показатели прыгучести, общей силы и силовой выносливости, что, скорее всего, лимитирует их соревновательный результат. Поэтому при построении тренировочного процесса необходимо обратить внимание на целенаправленную работу по совершенствованию данных физических качеств (табл.1). Низкие показатели также могут быть обусловлены тем, что девушки занимаются гиревым спортом от 1 до 3 лет и не имеют спортивных разрядов.
После изучения нормативных показателей нами запланирована физическая подготовка. На наш взгляд, лучше всего это планирование осуществлять по «ступенчато-волновому» принципу.
Таблица 1
Исходные результаты по физической подготовке спортсменов-гиревиков массовых разрядов
|
Ф. И. О. спортсмена |
Контрольные нормативы |
||||
Прыжок в длину с места |
Подтягивание |
Отжимание |
Жим штанги лежа (повторный максимум), кг |
|||
Юноши |
||||||
1 |
Г.А. |
220 |
15 |
|
70 |
|
2 |
М.В. |
250 |
13 |
|
90 |
|
3 |
У.Г. |
215 |
13 |
|
80 |
|
4 |
О.Е. |
230 |
20 |
|
65 |
|
5 |
Л.Д. |
240 |
12 |
|
80 |
|
|
В среднем |
231,0±15,0 |
14,4±3,4 |
|
77,0±10,7 |
|
Девушки |
||||||
1 |
Е.Т. |
140 |
|
3 |
33 |
|
2 |
Б.А. |
120 |
|
5 |
20 |
|
3 |
М.А. |
140 |
|
10 |
26 |
|
4 |
Б.М. |
200 |
|
30 |
30 |
|
|
В среднем |
150,0±38,8 |
|
12,0±9,1 |
25,2±6,3 |
|
Пример такого макроциклического планирования приведён ниже, на графике (хотя, справедливости ради стоит отметить, что здесь приводится план-график для периода тренировок несколько большего, чем 12 месяцев). Здесь представлен вариант несколько форсированной подготовки гиревика, который сейчас продолжает внедряться в тренировочный процесс студентов-гиревиков «ИГПИ имени П. П. Ершова».
Рис.1. Планируемая динамика тренированности студентов-гиревиков
На оси абсцисс на приведённом выше графике отложены месяцы тренировок, а на оси ординат — условные единицы, которые отражают степень тренированности гиревика. «Ноль» на осях координат означает начало тренировочных занятий и соответствует уровню «новичок». Данный график построен таким образом, что первый месяц здесь соответствует сентябрю, а 21-ый, соответственно, маю. Величины условных единиц 2; 7,5; 10; 13,75; 15 соответствуют уровням спортивной подготовки «норматив I»; I-ый взрослый разряд (с гирями 24 кг); разряд КМС (с гирями 24 кг); «норматив II»; разряд КМС (с гирями 32 кг) соответственно. Жирными точками на графике обозначено участие в соревнованиях различного ранга.
Распишем (кратко) по этапам подготовки гиревика основную тренировочную нагрузку и цели каждого этапа:
IЭТАП: ОФП; закладывание технических основ классических упражнений гиревого спорта; малые и средние нагрузки в толчке и рывке с гирями 16 кг. Цель этапа: выполнение «норматива I» в условиях местных соревнований — первенство школы, села, города, района. («Норматив I» придуман нами с целью проверки уровня специальной физической подготовки начинающих гиревиков. Он представляет собой следующие нормативные требования: весовым категориям до 55 кг, до 60 кг, до 65 кг, до 70 кг, до 75 кг, до 80 кг, свыше 80 кг соответствуют суммы, набранные в двоеборье (толчок двух гирь + рывок гири (по слабейшей руке) с гирями 16 кг и с учётом лимита времени на каждое упражнение в 10 минут), 125 очков, 150 оч., 170 оч., 200 оч., 220 оч., 240 оч., 260 оч. соответственно).
IIЭТАП: ОФП; СФП с периодическим подключением толчка пудовых гирь по длинному циклу; иногда практиковать толчок и рывок гирь по 24 кг — на технику исполнения; часто использовать в тренировках продолжительные стояния с гирями по 24 кг на груди и вверху, на выпрямленных руках. Цель этапа: интенсификация общей и специальной физической подготовки; доведение стояния с гирями по 24 кг на груди до 11 минут (в одном подходе); подготовка к участию в местных соревнованиях по классическому двоеборью (с гирями 16 кг) и выступление на них.
IIIЭТАП: ОФП; преимущественная работа с гирями по 24 кг (на количество подъёмов). Цель этапа: выполнение в условиях соревнований нормативов I-го взрослого разряда в двоеборье с гирями 24 кг.
IVЭТАП: СФП; преимущественная работа с гирями по 24 кг (по временным отрезкам). Цель этапа: выполнение в условиях соревнований нормативов разряда КМС в двоеборье с гирями 24 кг.
VЭТАП: ОФП; повышение уровня общей выносливости — тренировка в продолжительном беге, плавании и т. п. Цель этапа: повышение уровня общей выносливости; активный отдых; поддержание спортивной формы на уровне, превышающем I-ый взрослый разряд в двоеборье (с гирями 24 кг).
VIЭТАП: активный отдых. Цель этапа: полноценное физическое и психологическое восстановление от тренировочных нагрузок.
VIIЭТАП: ОФП; СФП; повышение уровня общей выносливости. Цель этапа: повышение уровня общей выносливости; подведение уровня физических кондиций к нормативам I-го взрослого разряда в двоеборье (с гирями 24 кг).
VIIIЭТАП: ОФП; СФП; преимущественная работа с гирями по 24 кг (на количество подъёмов). Цель этапа: достижение уровня специальной выносливости, соответствующего IV-му этапу; выступление на местных соревнованиях с целью превысить нормативы разряда КМС с гирями 24 кг в двоеборье.
IXЭТАП: СФП с периодическим подключением толчка 24-килограммовых гирь по длинному циклу; часто использовать в тренировках продолжительные стояния с гирями по 32 кг на груди и вверху, на выпрямленных руках. Цель этапа: выступление на местных соревнованиях с целью существенно превысить нормативы разряда КМС с гирями 24 кг в двоеборье и с целью отобраться в сборную команду учебного заведения или региона для выступления на региональных или российских соревнованиях по гиревому спорту; доведение стояния с гирями по 32 кг на груди до 11 минут (в одном подходе).
XЭТАП: СФП; преимущественная работа с гирями по 24 кг (по временным отрезкам) с периодическим подключением упражнений с гирями по 28 кг и 32 кг (на количество подъёмов). Цель этапа: успешное выступление на российских, региональных или ведомственных соревнованиях (в двоеборье с гирями 24 кг).
XIЭТАП: СФП; преимущественная работа с гирями по 24 кг и 28 кг (по временным отрезкам) с периодическим подключением упражнений с гирями по 32 кг (на количество подъёмов). Цель этапа: выполнение «норматива II» в условиях местных соревнований — первенство школы, ДЮСШ, села, города, района. («Норматив II» придуман нами с целью проверки уровня специальной физической подготовки квалифицированных гиревиков. Он представляет собой следующие нормативные требования: весовым категориям до 55 кг, до 60 кг, до 65 кг, до 70 кг, до 75 кг, до 80 кг, свыше 80 кг соответствуют суммы, набранные в двоеборье (толчок двух гирь + рывок гири (по слабейшей руке) с гирями 24 кг и с учётом лимита времени на каждое упражнение в 10 минут), 110 очков, 135 оч., 160 оч., 185 оч., 210 оч., 225 оч., 235 оч. соответственно).
XIIЭТАП: СФП; преимущественная работа с гирями по 28 кг и 32 кг (по временным отрезкам). Цель этапа: выполнение в условиях соревнований нормативов разряда КМС в двоеборье с гирями 32 кг.
Примерное распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности в данной методике выглядит следующим образом (табл.2–3):
Таблица 2
Распределение тренировочных нагрузок по объему и интенсивности
Месяцы |
Примерный объем нагрузок |
Примерная интенсивность нагрузок |
IX |
Средний |
Средняя |
X |
Средний |
Средняя |
XI |
Большой |
Средняя |
XII |
Большой |
Средний |
I |
Большой |
Средний |
II |
Большой |
Высокая |
III |
Большой |
Высокая |
IV |
Средний |
Средняя |
V |
Средний |
Средняя |
VI |
Средний |
Средняя |
VII |
Средний |
Средняя |
VIII |
Средний |
Малый |
Таблица 3
Распределение соревнований, тренировочных занятий и дней отдыха
Показатели |
IX |
X |
XI |
XII |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
Количество соревнований |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
Количество дней соревнований |
3 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
3 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
Количество тренировочных занятий |
20 |
20 |
20 |
20 |
15 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
20 |
Мы считаем, что при таком построении тренировочного процесса возможен существенный прирост уровня развития физических качеств спортсменов, а, следовательно, повышение результативности соревновательной деятельности.
Разработанное планирование тренировочного процесса внедрено в учебно-тренировочный процесс студентов-гиревиков. Эксперимент по изучению влияния силовой подготовки на результативность СД продолжается до мая 2015 г.
На данном этапе эксперимента мы можем констатировать:
- исследование показателей физической подготовленности студентов-гиревиков и свидетельствует о среднем уровне у мальчиков и низком уровне у девочек, что говорит о наличии существенного резерва в повышении качества организации тренировочного процесса;
- нами теоретически обосновано планирование тренировочного процесса студентов-гиревиков с определением динамики развития спортивной формы и подготовленности спортсменов;
- исходя из полученных результатов тестирования разработаны специальные комплексы упражнений, которые будут использоваться в тренировочном процессе и способствовать повышению уровня физической подготовленности студентов-гиревиков и результативности их соревновательной деятельности.
Литература:
1. Борисевич, С. А. Построение тренировочного процесса спортсменов-гиревиков высокой квалификации [Текст]: Автореф. дис…канд. пед. наук / С. А. Борисевич. — Омск: СибГАФК, 2003. — 22 с.
2. Ведерникова, Л. В. Роль программы развития системы педагогического образования вуза в повышении качества подготовки современного педагога [Текст] / Л. В. Ведерникова, А. Г. Поливаев // Современные подходы к повышению качества образования: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, отв. ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 6–14.
3. Воротынцев, А. И. Гиревой спорт: методика обучения технике классических упражнений [Текст] / А. И. Воротынцев. — Липецк: МФГС, 2003. — 26 с.
4. Гиревой спорт: Метод. рекомендации по организации и проведению учебно-тренировочных занятий и соревнований в вузе [Текст] / Сост.: В. С. Попроцкий. — Могилёв: Изд-во ММИ, 1998. — 28 с.
5. Пальцев, В. М. Совершенствование подготовки гиревиков на этапе начальной спортивной специализации [Текст]: Автореф. дис… канд. пед. наук / В. М. Пальцев. — Омск: Изд-во ОГИФК, 1994. — 19 с.
6. Пилипко, В. Ф. Факторы, определяющие достижение спортивного результата в гиревом спорте [Текст] / В. Ф. Пилипко // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. — Харьков: ХГАДИ (ХХПИ). — 2003. — № 2. — С. 16–23.
7. Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.
8. Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.
9. Поливаев, А. Г. Экспериментальное обоснование модели спортивно-ориентированного физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / А. Г. Поливаев // Международный научно-исследовательский журнал = Research Journal of International Studies. — 2012. — № 5–3(5). — С.47–49.
10. Хомяков, Г. К. Комплексное развитие силовых качеств как средство достижения пика спортивной формы в гиревом спорте [Текст] / Г. К. Хомяков // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2013. — № 5 (76). — С. 299–309.