У 15 юношей 18–22 лет на протяжении ряда лет занимающихся каратэ Кудо после окончания летнего отдыха, по семи стандартным тестам проведено определение уровня физической подготовленности. Установлено, что чем у юношей выше спортивная квалификация, тем лучше показатели их физической подготовленности.
Актуальность исследования. На сегодня установленным фактом является то, что значительная часть учащихся общеобразовательных школ и студентов вузов и техникумов живет в условиях хронического дефицита двигательной активности при постоянном росте психоэмоционального напряжения, связанном с модернизацией учебных программ, в последующем негативно отражающееся на здоровье [1, 8, 23, 27]. Только 10 % детей школьного возраста не имеют отклонений в состоянии здоровья [2]. Повышение физической подготовленности и, следовательно, улучшение здоровья возможно только путем занятий физическими упражнениями [7, 13]. Вызывает тревогу тот факт, что снижение двигательной активности сопряжено с уменьшением продолжительности предстоящей жизни и увеличением количества заболеваний [5]. В связи с этим в физическом воспитании подрастающего поколения все большее внимание уделяется состоянию и культуре здоровья [8, 29].
В доступной нам литературе мало исследований, отражающих физическую подготовленность юношей, занимающихся каратэ Кудо, после завершения летнего отдыха, и это несмотря на то, что каратэ как вид единоборства пользуется огромной популярностью в нашей стране [3, 12, 14, 33].
Цель: изучить показатели физической подготовленности юношей г. Тюмень, занимающихся Кудо, после завершения ими летнего отдыха.
Материал иметоды.
После завершения летнего отдыха в начале тренировочного процесса в сентябре 2017 года у 16 юношей 18–22 лет (19,8±1,3 лет) г. Тюмень, занимающихся в спортивном комплексе «Атари» в секции единоборств каратэ Кудо, проведено определение уровня физической подготовленности. В возрасте 18 лет было 3 человека, в возрасте 19 лет — 3 человека, в возрасте 20 лет — 4 человека, в возрасте 21 года — 4 человека, в возрасте 22 лет — 2 человека. Спортивная квалификация: желтый пояс (5 кю) — 10 человек, синий пояс (7 кю) — 3 человека, зелёный пояс (3 кю) — 3 человека. Тренировки проводятся 3 раза в неделю во вторник, четверг и субботу по 1,5 часа с 20.00 до 21.30.
Для оценки уровня физической подготовленности юношей использованы следующие тесты.
- Бег на 30 метров с высокого старта(сек) используется для оценки быстроты и скорости движений. Точность измерения — 0,1 сек.
- Челночный бег 3х10 м (сек) позволил оценить стартовую скорость и, в известной мере, ловкость и координацию движений, связанную с изменением направления движения. Челночный бег считается один из лучших способов развития скоростных качеств и в образовательных учреждениях используется для оценки уровня развития быстроты в комплексной оценке физической подготовленности [17, 18]. Время пробегания дистанции фиксировалось секундомером с точностью до 0,1 с.
- Прыжок в длину с места используется для измерения динамической силы мышц нижних конечностей и технической подготовленности спортсмена [34].
- Подтягивание на перекладине (раз)входит в список нормативов ВСФК ГТО [10] и является одним из часто используемых тестов оценки физической подготовленности лиц различного возраста [11, 16, 24, 28]. Засчитывается количество правильно выполненных попыток.
- Подъём в сед из положения лёжа за 30 секунд (раз). Исходное положение (ИП) — лёжа на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90о, стопы фиксирует помощник, руки за головой, пальцы в замок. Фиксируется количество выполненных упражнений до положения седа (туловище перпендикулярно полу). Данный тест свидетельствует о функциональной способности мышц брюшного пресса и оценивает двигательные способности человека [31, 32]. Кроме того, тест способствует тренировке мышц брюшного пресса [4].
- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз). Тест широко используется в практике спорта для оценки физической подготовленности (16, 22]. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа характеризует силу мышц рук.
- Наклон вперед из положения сидя (раз). Данный тест широко применяется в оценке гибкости физкультурников и спортсменов [6]. Сидя на полу с прямыми ногами и вертикально расположенными стопами, расстояние между которыми 20–30 см, выполняется наклон вперед. Результат наклона оценивается в см. при касании мерной линии кончиками пальцев
Следует отметить, что в доступной нам литературе при оценке физической подготовленности используется различное количество тестов [9, 19, 20, 21, 26, 30].
При исследовании соблюдены принципы добровольности, прав и свобод личности, гарантированных статьями 21.2 и 22.1 Конституции РФ.
Результаты иобсуждение.
Введение Указа Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) № 172 от 24.03.2014 г. положил начало возрождению российских традиций здоровье сбережения нации. Возрождение и внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО является общенациональной задачей создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения.
В связи с тем, что у обследованных нами юношей спортивная квалификация была различной, мы провели изучение физической подготовленности в соответствии с цветом пояса — 7-й кю, 5-й кю и 3-й кю (табл. 1).
Таблица 1
Тест |
Спортивная квалификация |
||
7-й кю (n = 3) |
5-й кю (n = 10) |
3-й кю (n = 3) |
|
Бег на 30 метров с высокого старта |
5,3 |
5,2 |
5,0 |
Челночный бег 3х10 м |
8,0 |
7,8 |
7,7 |
Прыжок в длину с места |
204 |
206 |
208 |
Подтягивание на перекладине |
12 |
13 |
14 |
Подъём в сед из положения лёжа за 30 секунд |
15 |
16 |
16 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа |
32 |
34 |
34 |
Наклон вперед из положения сидя |
20 |
21 |
21 |
Как показали результаты изучения теста бег на 30 метров с высокого старта, у юношей более высокой спортивной квалификации скорость преодоления дистанции была меньше. Так, обладатели 3 кю преодолевали дистанцию в 30 метров на 0,3 сек. быстрее обладателей 7 кю.
Скорость преодоления дистанции 3х10 в челночном беге также выше у спортсменов, имеющих 3 кю. В абсолютных значениях скорость пробегания данной дистанции у них была меньше на 0,3 сек в сравнении со сверстниками обладателями 7 кю и на 0,1 сек в сравнении с имеющими 5 кю.
Нормативы комплекса ГТО в тесте прыжок в длину с места предусматривают возможность получения золотого значка при дальности прыжка на 240 см, серебряного — на 230 см и бронзового на 215 с. Как показали результаты проведенного тестирования юношей занимающихся каратэ кудо, никто из них не смог бы выполнить норматива. Тем не менее, нами выявлена та же тенденция: чем выше спортивная квалификация юношей, тем больше дальность полёта. Так, юноши обладатели 3 кю на 4 см прыгали в длину с места дальше, чем обладатели 7 кю.
Тест подтягивание на высокой перекладине свидетельствовал о том, что чем выше спортивная квалификация, тем лучше результат. Обладатели 3 кю смогли подтянуться на перекладине на 2 раза больше, чем обладатели 7 кю. Что касается возможности получения золотого значка ГТО, то ими могут стать юноши, имеющие 3 кю и 5 кю, ибо они подтянулись на перекладине 14 и 13 раз соответственно. Юноши, имеющие 7 кю, могут рассчитывать на получение бронзового значка ГТО.
Характеризуя полученные нами данные применения теста подъём в сед из положения лёжа на спине за 30 секунд, можем отметить, что в абсолютных значениях у всех юношей число подъёмов было практически равным и не зависело от спортивной квалификации.
В тестесгибание и разгибание рук в упоре лежа, выполненном юношами в сентябре 2017 года, результат практически не зависел от их спортивной квалификации. Можно только отметить, что в абсолютных значениях число выполненных упражнений у юношей, имеющих 3 кю, на 2 больше, чем у юношей квалификации 7 кю.
Что касается результатов применения тестанаклон вперед из положения сидя, то мы можем констатировать, что практически у всех юношей результаты теста были одинаковыми, т. е. не зависели от их спортивной квалификации.
Следует отметить, что подобное состояние физической подготовленности у учащихся общеобразовательных школ до и после летних каникул, отмечал профессор Семенов Л. А. [25], а также Ильина П. Д. [7], но у студентов.
Выводы:
- В доступной научно-методической педагогической литературе вопросам, касающимся изучения уровня физической подготовленности юношей, занимающихся каратэ, уделяется пристальное внимание.
- Низкий уровень физической подготовленности, оцененный по семи тестам после окончания летнего отдыха у юношей, был связан с рядом факторов: во-первых, с отсутствием в августе месяце тренировок, во-вторых, с относительно низкой спортивной классификацией юношей, в-третьих, с началом реадаптации функциональных систем организма юношей к началу тренировочного процесса.
Перспективы дальнейших исследований. Разумное построение тренировочного процесса по карате Кудо, а также контроль влияния дозированных физических нагрузок на морфологическое и функциональное состояние юношеского организма, позволит прогнозировать получение спортивного результата и оценивать состояние их здоровья.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Прозрачность исследования. Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы несут полную ответственность за предоставление окончательной версии рукописи в печать.
Декларация офинансовых идругих взаимоотношениях. Авторы принимали участие в разработке темы, дизайна исследования и написании рукописи. Окончательная версия рукописи была согласована и одобрена всеми авторами. Авторы не получали гонорар за исследование.
Литература:
- Алиходжин Р. Р. Обучение технике сгибания и разгибания рук в упоре лежа у студентов технических вузов / Р. Р. Алиходжин //Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики: сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции. — Омск, 16 августа 2017 г. — 2017. — С. 4–6.
- Баранов А. А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации /А.А. Баранов, В.Ю. Альбицкий, А.А. Иванова. //Российский педиатрический журнал. 2012. — (6). — 4–9.
- Гатилов К. В. Проблемы и перспективы развития единоборств в системе физического воспитания студентов / К. В. Гатилов, М. Д. Кудрявцев, Г. Я. Галимов //Единоборства. 2017. — № 3. — С. 27–30.
- Давыдов М. В. Особенности тренировки мышц брюшного пресса / М.В. Давыдов, А.А. Зиновьев //Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей международной научно–практической конференции: в 3 частях. — 2016. — С. 132–134.
- Евсеев Ю. И. Физическая культура /Ю.И. Евсеев — М.: Феникс, 2012. — 448 с.
- Засека М. В. Динамика развития гибкости среди юношей профессионально–технического учебного заведения /М. В. Засека //Проблемы современного педагогического образования. 2017. — № 54–2. — С. 137–143.
- Ильина П. Д. Динамика изменения физической подготовленности студенток в течение учебного года и каникулярное время / П. Д. Ильина, Е. Д. Гончарова, Е. Н. Матросова //Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. — С. 116–118.
- Исаев А. П. Учение о здоровье /А. П. Исаев, Н. Я. Прокопьев, В. М. Чимаров и др. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2002. — 144 с.
- Кадыров Р. М. Подбор батареи тестов для оценки физической подготовленности на основе факторной информативности /Р. М. Кадыров, В. Д. Гетьман, А. В. Караван //Теория и практика физической культуры. 2016. — № 9. — С. 62–65.
- Капустин А. Г. Для успешного выполнения нормативов ВСФК ГТО по подтягиванию на высокой перекладине (из опыта работы) /А. Г. Капустин, C. В. Капустина //Возрождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО: проблемы, опыт, перспективы сборник научно-методических статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. — Киров, 25 ноября 2015 г. — С. 54–55.
- Королёв В. Г. Уровень физической подготовленности студентов, желающих пройти военную подготовку в ВУЗе / В.Г. Королёв, Л.М. Тимохина //Физическая культура и здоровье студентов ВУЗов: материалы ХI Всероссийской научно-практической конференции. — Санкт–Петербург, 2015. — 108 с.
- Кудрявцев М. Д. Причинностные основы для занятий единоборствами студенческой молодежи /М. Д. Кудрявцев, В. А. Кузьмин, И. А. Толстопятов //Единоборства. 2016. — № 2. — С. 31–35.
- Линькова Н. А.Интересы и потребности студентов в сфере физической культуры / Н.А. Линькова, Т.А. Скутина //Валеологические проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения: матер. 10-й междунар. научно-практ. конфер. — Екатеринбург: РГППУ, 2014. — С. 287–289.
- Литвинов С. А. Каратэ в системе физического воспитания студента / С. А. Литвинов. — М.: Изд-во Моск. гос. пед. ун-та, 2013. — 192 с.
- Маркина О. Н. Нетрадиционный метод подготовки студентов к сдаче контрольных нормативов в подтягивании на перекладине /О. Н. Маркина, А. Бескоровайный //Вестник международных научных конференций. 2014. — № 2 (2). — С. 111–115.
- Масленников А. В. Метод автоматизации судейства испытания комплекса ГТО по сгибанию и разгибанию рук в упоре лежа на полу /А. В. Масленников, И. И. Попов, Н. С. Вашурин // Наука и инновации — 2014: Материалы девятой международной научной школы — Йошкар-Ола, 07–12 июля 2014 г. – 2014. — С. 30–33.
- Мещеряков С. П. Применение челночного бега 4х10 метров в комплексных показателях физической подготовленности студентов /С. П. Мещеряков, Л. П. Мещерякова //Проблемы современного педагогического образования. 2017. — № 56–9. — С. 146–154.
- Овечкин Д. Г. Методы по повышению результативности сдачи норматива по физической подготовке «челночный бег 10х10 м» / Д. Г. Овечкин //Совершенствование физической, огневой и тактико-специальной подготовки сотрудников правоохранительных органов. Физическая подготовка и спорт сборник статей. — Орёл, 2015. — С. 113–115.
- Палагина Н. И. Метрологическое обоснование двигательных тестов для оценки уровня физической подготовленности студентов / Н. И. Палагина, М. М. Полевщиков //Физическая культура, спорт и здоровье. 2014. — № 23. — С. 91–95.
- Прокопенко Л. А. Особенности контрольных тестов и оценка физической подготовленности студентов вуза в условиях севера /Л. А. Прокопенко, К. А. Полкова //Современные проблемы науки и образования. 2017. — № 2. — С. 212.
- Прокопенко Л. А. Тестирование физической подготовленности студентов вуза на основе нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» / Л. А. Прокопенко //Современные наукоемкие технологии. 2017. — № 9. — С. 130–134.
- Разумович В. Е. Стенд для автоматизированного судейства теста «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» в соревнованиях по полиатлону / В. Е. Разумович //Альманах мировой науки. 2016. — № 1–3 (4). — С. 30–32.
- Рыбачук Н. А. Физическая культура и здоровье студентов /Н.А. Рыбачук, А.И. Усенко. — Краснодар: Эконвест, 2016. — 90 с.
- Селюкин Д. Б.Этапы обучения подтягиванию на перекладине / Д. Б. Селюкин //Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор А. А. Клетнева. 2013. — Нижневартовск, 29 марта 2013 г. — С. 283–286.
- Семенов Л. А. Общие тенденции изменения состояния кондиционной физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ до и после летних каникул /Л. А. Семенов //Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. — № 2 (144). — С. 229–234.
- Скородумова А. П. Тесты для оценки физической подготовленности и модельные характеристики их подготовленности /А. П. Скородумова, А. А. Трухачев, О. В. Кузнецова — М.: ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва», 2013. — 40 с.
- Суворова А. В.Динамика показателей состояния здоровья детей и подростков Санкт-Петербурга за 20-летний период /А. В. Суворова, И. Ш. Якубова, Т. С. Чернякина //Гигиена и санитария. 2017. — Т. 96. — № 4. — С. 332–338.
- Тимохина Л. М. В вопросу о рабочем положении в висе на перекладине при выполнении подтягивания /Л. М. Тимохина //Молодой ученый. 2017. — № 3 (137). — С. 599–603.
- Турбачкина О. В. Значимость культуры здоровья в физическом воспитании /О. В. Турбачкина //Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2017. — Т. 1. — № 2. — С. 95–96.
- Угольникова О. А. Комплекс тестов для контроля физической подготовленности женщин–борцов вольного стиля / О. А. Угольникова, А. Н. Алексеев //Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. 2016. — Т. 14. — № 1. — С. 89–92.
- Устинов И. Е. «Кранч» как альтернатива упражнению «подъем туловища в сед» в тренировке и тестировании /И.Е. Устинов //Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2017. — № 7(149). — С. 192–197.
- Устинов И. Е. Активность мышц брюшного пресса в упражнении «кранч» / И. Е. Устинов //Мир педагогики и психологии. 2017. — № 8 (13). — С. 71–81.
- Шпедт И. Ю. Педагогические условия повышения результативности соревновательной деятельности в Кудо /И. Ю. Шпедт, Е. В. Головихин, А. Н. Катенков //Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2017. — Т. 12. — № 3. — С. 118–129.
- Шубин Е. Г. Методы оценки технической подготовленности в прыжках в длину /Е. Г. Шубин, А. А. Евгеньев //Научная сессия ГУАП: Сборник докладов: в 3 частях. Санкт-Петербург, 06–10 апреля 2015 г. — 2015. — С. 262–264.