Основой высокой работоспособности во всех видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной) является хорошая физическая подготовленность, которая определяется уровнем развития основных физических качеств. У курсантов основным видом деятельности является умственная, требующая постоянной концентрации внимания, удержания позы в длительном сидячем положении. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц.
Процесс усвоения основных двигательных действий идет значительно успешнее, если ученик имеет сильные, выносливые, быстрые мышцы.
Высокий уровень развития физических способностей – важный компонент состояния здоровья.
Развитие двигательных способностей содействует решению социально-обусловленных задач: всестороннему и гармоничному развитию личности, достижению высокой устойчивости организма к социально-экологическим условиям, повышению адаптивных свойств организма. Способствует физической и умственной работоспособности, более творческой реализации творческих сил человека в интересах общества [2, с.5-6].
Вокруг курсантов первого года обучения всегда кружится один и тот же миф, о том, что пройдет определенный промежуток времени, перед тем как организм подстроится под нужный ритм военной жизни и только после этого начнется рост результатов и повышение физических качеств. Обычно все и сводится только к этому, и мы не берем все положительное, что дает нам военная служба – это и правильный режим отдыха и питания, и утренняя физическая зарядка, как все это может привести к снижению физических результатов? Ответ кроется в самом занятии физической подготовкой, мы не можем дать недостающий объем физической нагрузки, т.к. в учебную программу заложено определенное количество часов на каждый курс обучения. Случается, что за месяц обучения выходит 2 – 3 занятия по физической подготовке, что явно не хватает организму не только для повышения физических качеств, но и для поддержания уже достигнутых результатов. Также не маловажным фактором является отсутствие понятия о методах тренировки и развитии физических качеств у курсантов и командиров подразделений.
Проблема развития двигательных способностей у юношей интересует многих специалистов в области физической культуры и спорта. Интерес к этой проблеме не угасает уже более века. Почему же эта проблема является наисложнейшей?
При опросе курсантов первого курса обучения значительная часть из них, а это 70% опрошенных – признались, что занимались физической культурой не только на учебных занятиях в школе, но и посещали различные секции 2 - 4 раза в неделю. Большинство курсантов четко знают компоненты здорового образа жизни, и относят к ним:
Правильный режим питания;
Отсутствие вредных привычек;
Закаливание организма;
Занятие спортом.
Но сами курсанты в силу своей молодости еще не могут самостоятельно в свободную минуту от работы и учебы, посвящать это время для занятия спортом, им не хватает контроля, как это делал тренер или учитель по физической культуре.
Для решения этой проблемы необходимо:
Выступать с лекциями о пользе физической культуры и методах тренировки организма.
В данном методе необходимо доводить до курсантов о пользе занятий физической культурой, методах тренировки, работе организма при мышечных нагрузках и периодах восстановления. Как показывает практика, подростки плохо усваивают не понятный им язык науки и незнакомые фразы из медицины, но хорошо усваивают видео материал, и пользуются полученными знаниями при проведении учебных занятий и спортивно – массовой работы. Отсюда следует, что подкреплять лекции видео материалами не только полезно, но и необходимо для качественного усвоения материала.
Организовать информирование курсантов по спортивной тематике, вовлекая в данный процесс слабоуспевающих, тем самым приобщая их к миру физической культуры.
При работе с курсантами необходимо постоянно повышать их уровень теоретических знаний путем простых докладов, на всевозможные тематики физической культуры, от истории возникновения Олимпийских игр до спортсменов героев Великой Отечественной войны. Для этой работы на первоначальном этапе необходимо назначать курсантов и давать определенные темы для работы над ними. В процессе работы мы определили пятницу как день недели информирования, к этому времени трое курсантов готовили доклады и один итоги спортивных событий недели. Время на доклады отводиться 7 – 10 минут, после чего докладчики меняются учебными группами (а у нас их четыре) по кругу. Впоследствии юноши сами предлагают выступать с понравившимися им темами, а пятничное информирование стало традицией. Во время доклада у курсантов прививаются чувство ответственности и собственной значимости.
Нацеливать слабоуспевающих курсантов на высокий спортивный результат.
«Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой формуле определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» А.С. Макаренко.
Согласно формуле А.С. Макаренко и построена работа со слабоуспевающими. Каждому курсанту не успевающему по программе физической подготовки не обходимо ставить определенную задачу, к которой он идет во время семестра и года обучения. В процессе достижения определенных результатов, необходимо отметить проделанную работу курсанта, тем самым вселяя в него уверенность для достижения дальнейших целей.
Построить учебный процесс с применением технических средств обучения, а также правильной оценки возможности курсанта.
Как известно, успешное восприятие тех или иных сведений во многом зависит от их наглядности. Конечно, никакая техника не может заменить живое слово преподавателя, от умения и таланта которого, прежде всего, зависит результат учебного процесса. Тем не менее, современные технические средства значительно расширяют возможности преподавателя по изложению, а аудитории по восприятию учебного материала.
На занятиях по физической подготовке значительную роль играет проектор, с помощью которого курсант подкрепляет свои знания и представление о выполняемом упражнении - видеофильмом. Ни для кого не секрет, что гимнастические упражнения на брусьях и перекладине, вызывают ужас в глазах юношей при их обучении. В ситуации с проектором, преподаватель может проигрывать обучаемым упражнение многократно в различных скоростях и паузах, попутно объясняя технику выполнения отдельных элементов, тем самым увеличиться и плотность занятия, и правильное представление обучаемых о выполняемом упражнении.
Оценки при выполнении упражнений в ходе проведения занятия, ставятся несколько обратным путем. Учебные группы обучаемых разбиваются на две подгруппы: успевающие и слабоуспевающие по программе физической подготовки. Первой группе испытуемых оценки ставятся исходя из нормативов, а второй в соответствии с прогрессом выполняемых упражнений, т.е. если юноша сдает норматив на оценку «не удовлетворительно», но результат был лучше, чем показан ранее, то оценка, исходя из этого, ставилась «удовлетворительно». Тем самым у курсантов отсутствует страх получить «двойку», а так как наша задача снять чувство страда с юноши, сделать его раскованным, свободным, вселить уверенность в своих силах, увидеть в нем полноценного человека, то данный метод наиболее эффективен при продвижении к определенной цели.
Составить правильную методику тренировки для группы слабоуспевающих и группы физически развитых военнослужащих.
В физической культуре так же, как и в других дисциплинах, к сожалению, все еще имеются слабоуспевающие курсанты. Повышения уровня их физической подготовленности – одна из главных задач преподавателя.
- В практике физического воспитания используется разнообразные формы организации работы со слабоуспевающими, но наибольший эффект дают занятия в группах ОФП, вошедшим в неё следует систематически проводить дополнительные занятия. Постоянный учёт достижений и результатов позволяет контролировать сдвиги в их функциональной и физической подготовленности.
В целях качественной работы в группах ОФП необходимо разделить и тренировать юношей по уровню физической подготовленности: низкий, средний и высокий. Для развития общей и силовой выносливости эффективным методом является круговая тренировка с общим количеством станций от 5 до 10 и с отягощением 40 – 50% от максимума. Упражнения часто выполняются «до отказа». Количество серий и время отдыха между сериями и после каждого упражнения может быть разным в зависимости от задач, решаемых в тренировочном процессе. Уровень ЧСС поддерживается приблизительно в режиме 140 уд/мин [1, с. 11].
Вывод:
Для повышения уровня теоретического и физического развития военнослужащих могут применяться и другие методы, но при работе с курсантами первого курса обучения мы применяем ранее написанные методы, которые дают определенные плоды. Одновременно с этим растет и авторитет преподавателя у курсантов. Все больше и больше юноши начинают интересоваться предметом обучения, задают интересующие вопросы и показывают более высокие результаты. А что еще может доставить радость преподавателю как видимый рост теоретических знаний и физической подготовленности его обучаемых.
-
- Литература:
- Чокотов Е.Н., Гуща Р.А. Методика организации и проведения индивидуальной комплексно – силовой тренировки: учебно-методическое пособие – Новосибирск 2011. – 104с.
- Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников – курс лекций – Екатеринбург 2004. – 118с.