Формирование нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Яковлев, Я. И. Формирование нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта / Я. И. Яковлев, Е. И. Саввинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 5 (40). — С. 548-549. — URL: https://moluch.ru/archive/40/4397/ (дата обращения: 16.11.2024).

Актуальность работы. В условиях демократизации общества наблюдается пробуждение интереса народа к собственной культуре, науке и истории, что отражает общественную потребность в восстановлении исторической правды, освещении незаслуженно забытого и отвергнутого, формировании целостной картины мира.

В настоящее время в Республике Саха (Якутия) большой популярностью пользуется национальное спортивное единоборство «хапсагай». Это «единоборство» имеет огромное значение не только как средство, способствующее развитию массовости спорта среди населения, но и как важнейшее средство физического, нравственного и духовного воспитания подрастающего поколения. Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в российском обществе, характеризуется кризисом личности, возникшим вследствие утраты человеком ценностей базовой культуры, на основе которой эта личность формировалась; неустойчивостью и противоречивостью нравственного сознания, что находит отражение в выборе ценностных ориентаций и идеалов.

Анализ изученной нами литературы свидетельствует, что в педагогике и психологии разработан и накоплен обширный фонд, раскрывающий механизмы развития и становления личности. В своих исследованиях Б.С. Гершунский, М.В. Богуславский, И.Н. Сиземская, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, И.А. Сикорский, М.И. Шилова и др. подчеркивают, что характер человека определяется не столько широтою или силою его ума, сколько развитием морально-этических норм, что одним из направлений формирования нравственных качеств является анализ внутреннего мира отдельной личности, определяющей характер всех поступков и действий, ее моральный выбор. Национальной спортивной борьбе «хапсагай» посвящены труды: Н.Н.Тарского, Г.Г.Андросова, В.П.Кочнева, Н.К.Шамаева, Д.П.Коркина, Л.А.Афанасьева и др. Они существенно обогащают научные представления о максимальном использовании всех возможностей данного вида спорта для развития личности.

Однако, несмотря на разнообразие аспектов рассмотрения, затрагивающих вопросы нравственного воспитания молодежи, проблема формирования морально-этических норм в процессе изучения конкретных учебных дисциплин не стала предметом специального изучения. Наблюдается пробел в использовании потенциала и возможностей национальных видов спорта. До настоящего времени еще не изучен ряд вопросов, касающихся истории возникновения и развития массового вида состязаний «хапсагай» у народа саха. Не исследована и не изучена техника национального спортивного единоборства «хапсагай» и ее видов – «хомуур хапсагай», «хабыр хапсагай».

Общепедагогическое и практическое значение, актуальность проблемы, теоретическая значимость, недостаточная практическая разработанность определили выбор темы данного исследования «Формирование нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта».

Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта.

Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта.

Цель исследования: определение, обоснование, разработка и апробация педагогических путей и условий нравственного формирования личности студента средствами национальных видов спорта.

Гипотеза исследования: в основу исследования положено предположение, что процесс формирования нравственных качеств студентов находится в дидактической связи с системой усвоения ими знаний и умений становится продуктивным при условии, если:

- создана образовательная среда, обеспечивающая студенту возможность изучать историю возникновения национальных видов спорта, презентовать социуму свои взгляды и суждения по ним, а также свое взаимодействие с общечеловеческой культурой, рефлексируя собственную деятельность и поведение;

- осуществляется включение студентов в соответствующую их личностным интересам и склонностям деятельность, способствующую освоению ими нравственных ценностей в гражданском обществе;

- педагогический процесс организуется на основе субъект-субъектных отношений его участников, их взаимного уважения и доверия, реализации и обогащения личностного потенциала в нравственном становлении студентов.

Цель и гипотеза определили задачи исследования:

  1. Разработать модель педагогического обеспечения формирования нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта.

  2. Определить пути и средства накопления нравственного опыта студентов средствами национальных видов спорта.

  3. Обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить совокупность эффективных путей и условий формирования нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта.


Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы исследования использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, включающий:

  • теоретический – анализ, систематизация, классификация, обобщение научных идей и взглядов, изложенных в философской, психолого-педагогической литературе; обобщение и анализ передового педагогического опыта; моделирование;

  • эмпирический – опытно-экспериментальная работа; наблюдения за динамикой развития нравственных качеств студентов в процессе занятий в малых группах; беседы, устные и письменные опросы, тестирование.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • раскрыть сущность педагогических условий, дополняющих теоретические положения по нравственному воспитанию студентов в образовательной среде средствами национальных видов спорта;

  • разработать модель педагогического обеспечения формирования нравственных качеств студентов в процессе занятий национальными видами спорта;

  • определить комплекс педагогических условий формирования нравственных качеств студентов, включающий: образовательную среду, обеспечивающую творческий подход студентов к изучению национальных видов спорта, свободную презентацию каждым своих суждений по происходящим в обществе ситуациям, обоснование и структурирование процессуально-содержательных механизмов педагогического обеспечения усвоения студентами морально-этических норм и ценностей в процессе нравственного становления и саморазвития, а также частных альтруистических механизмов (эмпатии, идентификации, принятия и освоения социальных ролей, адаптации и самооценки.

Теоретическая значимость исследования: заключается в разработке концептуальных подходов, путей и способов реализации педагогического обеспечения формирования нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта.

Практическая значимость исследования заключается в том, что подготовлено программное обеспечение для реализации концепции формирования нравственных качеств студентов средствами национальных видов спорта.

Основные термины (генерируются автоматически): национальный вид спорта, нравственное качество студентов, средство, национальное спортивное единоборство, педагогическое обеспечение формирования, процесс формирования, путь, теоретическая значимость.


Задать вопрос