Роль физической культуры и спорта в воспитании личности студента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 17.04.2017

Статья просмотрена: 3308 раз

Библиографическое описание:

Щербатенко, М. В. Роль физической культуры и спорта в воспитании личности студента / М. В. Щербатенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 688-691. — URL: https://moluch.ru/archive/149/42349/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена изучению одной из проблем современных вузов — воспитания личности студента. Физическая культура и спорт являются важнейшим компонентом здорового образа жизни современной молодежи.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, спорт, личность, здоровье, здоровый образ жизни, воспитание

На современном этапе актуальна проблема физической подготовленности студентов, поскольку данный показатель взаимосвязан с физической работоспособностью, общей активностью (в том числе двигательной), а также со здоровьем человека. [2, с. 286]

Традиционный путь освоения ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки, направленный на выполнение программных зачетных нормативов, — является базисом, для всей системы ценностей физической культуры, которые не исчерпываются только физическими кондициями молодого человека и представляют собой единство в развитии духовной и физической сфер. В вузах физическая культура представлена не только как учебная дисциплина, но и как важнейший компонент воспитания личности студента. Современная молодежь, все меньше времени уделяет физическим упражнениям, часто студентам приходится не только учиться, но еще и работать в свободное время, что негативно отражается на их физической подготовленности [3, с. 340].

Проблема формирования у студентов мотивации к занятию спортом, как в стенах ВУЗа, так и за его пределами — одна из основных проблем современного педагогического общества. С развитием технологий, увы, многие студенты утратили интерес к спортивным секциям, участию в массовых оздоровительных мероприятиях или даже элементарной утренней гимнастики [4, с.357].

Данное обстоятельство и другие, указывают что, мотивация студентов к ведению здорового образа жизни является актуальной и социально значимой. Ведь от состояния здоровья молодого населения, в целом, зависит и ближайшее будущее России.

В общественных науках определение личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Человеком рождаются, а личностью становятся в процессе социализации.

Дисциплина «физическая» культура» кроме развития физических качеств, одна из немногих дисциплин вузовского образования имеет и большое воспитательное значение. Где через непосредственное общение формируется личностные качества занимающихся как на академических занятиях, так и спортивных секциях. Занятия спортом кроме повышения двигательной активности студента, призваны воспитывать такие жизненно необходимые качества как: лидерство, целеустремленность, силу воли, самоорганизованность, коммуникативные качества и другие.

В условиях перестройки высшего образования приоритет отдается развитию творческих способностей будущих специалистов с опорой на активную самостоятельную работу. Повышенные требования общества к личности и ее собственные требования к себе могут быть реализованы только при самообразовании самовоспитании, в процессе которых она умножает свои силы и тем самым достигает наибольшей общественной отдачи. Следует помнить и о жестком лимите учебного времени. Поэтому приобщение студентов к физическому самовоспитанию, включение в процесс физического самосовершенствования становится в нынешних условиях важнейшей чертой процесса физического воспитания будущих специалистов [1, с. 11].

Мнение авторитетных ученых и собственный опыт показывают, что 4 академических часа в неделю являются недостаточными для развития физических качеств, специалистами рекомендован объём 8–10 часов в неделю. Что указывает студентам, на необходимость самостоятельных занятий физическими упражнениями, или каким-либо видом спорта.

Анализ данных педагогического тестирования, показывает снижение уровня физической подготовленности у современных студентов. Изучение физической подготовленности студенток 1–2 курсов экономической специальности показало, что большие проблемы с нормативом на выносливость испытывает большинство девушек. Полученные данные подчеркивают тревожность ситуации, поскольку выносливость — один из основных критериев уровня здоровья [3,с.342]. И данное положение является типичным, для многих вузов не только г. Новосибирска, но страны в целом.

Между тем в организации учебного процесса по дисциплине «физическая культура» есть определенные проблемы такие как:

  1. Низкий авторитет дисциплины.
  2. Устаревшее материально — техническое обеспечение спортивных сооружений.
  3. Большая загруженность залов.

Учитывая эти проблемы и другие, возрастает роль преподавателя в физическом воспитании студентов. Задачей которых, является через академические занятия, вызвать интерес к спорту у занимающихся. Тестирование первокурсников, позволяет преподавателю выявить способных студентов и своевременно направить квалифицированному тренеру. Занятия спортом для одних, направлены на результат, для другой категории, являются формой общения со сверстниками. Известно много примеров, когда именитые спортсмены начинали спортивный путь со студенческого спорта.

Работа спортивных клубов направлена на проведение соревнований различного уровня: от первенства факультета до всероссийских соревнований. Большую роль в формировании правильных жизненных ориентиров играет администрацию вуза. На примере экономического вуза (НГУЭУ), молодежная политика университета направлена на формирование здорового образа жизни. Инициативная группа студентов проводит мероприятия по различным траекториям. Основная концепция молодежной политики, позволяет использовать креативные подходы в проведении различных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у студентов. Данный подход позволяет занимающимся проявлять себя как организатором, так и участником различных мероприятий.

В качестве примера можно привести «битву факультетов», которая включала как спортивные эстафеты, так и интеллектуальные задачи. Данные мероприятия имеют большую ценность для первокурсников, особенно для той категории, у которой отсутствует школьный опыт занятий физической культурой. Соревновательный блок проводится по упрощенным правилам, а на результат команду оказывают большое влияние личностные качества и умение работать в коллективе.

Кафедра физического воспитания учитывает спортивные интересы и предпочтения студентов. Традиционно спортивный клуб университета организует работу спортивных секций по следующим видам спорта: легкая атлетика, волейбол, баскетбол, плавание, общей физической подготовки, футбола, плавания. Второй год, для студентов открыта секция фехтования, спортсмены которой на межвузовских соревнованиях города, регулярно входят в тройку сильнейших команд. Секция «подготовки к сдаче норм всероссийского комплекса ГТО» проводит тренировочные занятия для желающих повысить уровень физической подготовленности под руководством квалифицированного тренера. Первые шаги делает секция туризма.

Традиционный подход в тренировочном процессе секций по видам спорта, является более эффективным, чем самостоятельные занятия студентов в различных новомодных клубах. Тренер кроме развития физических качеств, уделяет большое внимание воспитанию у спортсменов морально-волевых качеств, которых формируются не сиюминутно, а через поражения и победы, как над соперником, так и над собой. Занятия спортом формируют такие качества личности, как целеустремленность, ответственность, умение достигать поставленной цели, а главное вера в свои силы.

Литература:

  1. Виленский М. Я. Повышение воспитательно-образовательного потенциала физической культуры в формировании личности современного специалиста / М. Я. Виленский. // Теория и практика физ. культуры. — 1987. -- № 10. — С. 11–14.
  2. Додонова Л. П., Шмер В. В. Взаимосвязи морфофункциональных и двигательных показателей студентов с учетом соматотипов / В сборнике: Теория и методика физической культуры и спорта: наследие основоположников и перспективы развития. Материалы Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки Российской Федерации Льва Павловича Матвеева. Министерство спорта, туризма и молодежной политики российской федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего, профессионального образования «Российский государственный университет, физической культуры, спорта, молодежи и туризма». 2010. С. 286–288.
  3. Шмер В. В. Оценка физической подготовленности современных студенток 1–2 курса НГУЭУ на примере экономической специальности / В. В. Шмер // В сборнике: Реализация ФГОС: результаты и проблемы Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В трех томах. Ответственные за выпуск: А. В. Плитченко, Н. А. Шиленко. 2014. С. 340–343.
  4. Щербатенко М. В. Мотивация студентов к занятиям физической культурой / М. В. Щербатенко // В сборнике: Реализация ФГОС: результаты и проблемы Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В трех томах. Ответственные за выпуск: А. В. Плитченко, Н. А. Шиленко. 2014. С. 357–365.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, здоровый образ жизни, занятие спортом, качество, студент, физическая подготовленность, вид спорта, квалифицированный тренер, мероприятие, современная молодежь.


Похожие статьи

Роль физической культуры в достижении оздоровительных результатов у студентов

Роль физической культуры в жизни студента

Роль самостоятельной работы в формировании культуры здоровья на уроках физической культуры в начальных классах

Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала учащихся

Роль правового воспитания в формировании электоральной активности школьников

Роль учебного процесса в нравственном воспитании младших школьников

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Влияние педагогических стилей учителя физической культуры на успеваемость учащихся

Похожие статьи

Роль физической культуры в достижении оздоровительных результатов у студентов

Роль физической культуры в жизни студента

Роль самостоятельной работы в формировании культуры здоровья на уроках физической культуры в начальных классах

Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы

Роль игровой деятельности в развитии личностного потенциала учащихся

Роль правового воспитания в формировании электоральной активности школьников

Роль учебного процесса в нравственном воспитании младших школьников

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе

Роль духовно-нравственного воспитания в формировании культуры здоровья школьников

Влияние педагогических стилей учителя физической культуры на успеваемость учащихся

Задать вопрос