Современное образование отличается усилением приоритета человеческого фактора личности, необходимостью его нравственного развития. Объект исследования — система ценностных ориентаций личности. Предмет исследования — педагогический процесс и условия формирования ценностных ориентации личности в системе изучения русской национальной культуры. Цель исследования — выявить роль влияния русской национальной культуры в развитии системы ценностных ориентаций личности. Гипотеза исследования — воздействуя на мысли и чувства человека, русская национальная культура формирует ценностные ориентиры нравственного характера. Новизна результатов: уточнена сущность понятия: «ценность», «ценностная ориентация». Значение для практики: представлено новое направление развития личности в свете изучения русской культуры.
Человек — разумный, сам этот факт вынуждает его очень серьезно относиться к понятию собственного бытия. Человек постоянно находясь в состоянии стресса, пытается его снять, ответив на вопрос мудрого Сократа «Что есть благо?». Человек интересуется не просто истиной, которая представляет объект таковым, каков он есть, а ценностью этого объекта для человека. Каждый человек дифференцирует все факты своей жизни по их ценности и значимости и таким образом он, реализует свое отношение к жизни и обществу. Люди по-разному оценивают, казалось бы, одни и те же ситуации. Вспомним притчу о соборе в Шартре. Один строитель полагал, что выполняет трудную работу. Второй говорил: «Тружусь ради семьи». Третий сказал с гордостью: «Я возвожу Шартрский собор!».
Отсюда следует, что ценность для человека — это все то, что имеет для него значение, личный смысл. Поэтому ценностное отношение любого человека к жизни и себе повергает его к определенной ориентации личности. Ценностная ориентация личности к и окружающему миру проявляется в его чувствах, эмоциях, силе воли, целеполагании.
Глобальные преобразования, происходящие в нашей стране в разных аспектах жизни людей, приводят не только к изменению в экономической и политической сферах жизни, но социокультурной обстановки в целом. Нравственный ценностный ориентир, который на протяжении десятилетий обусловливал гармонию жизни людей, систему их взаимоотношений, оказался утраченным. В результате этого, то, что недавно принималось человеком как незыблемый постулат, либо полностью опровергается, либо вызывает сомнения в его значимости. [1]
Современное образование отличается усилением приоритета человеческого фактора личности, необходимостью его нравственного развития. Способность человека к осознанному выбору, в разных ситуациях, становится обязательной предпосылкой его успешности, основания для которой, обязаны вкладываться воспитанием, говорится в концепции модернизации Российского образования. [2]
Цель исследования: выявить роль влияния русской национальной культуры в развитии системы ценностных ориентаций личности.
Объект исследования — система ценностных ориентаций личности.
Предмет исследования — педагогический процесс и условия формирования ценностных ориентаций в системе изучения русской национальной культуры.
Гипотеза: Воздействуя на мысли и чувства человека, русская национальная культура формирует ценностные ориентиры нравственного характера.
В основу этой гипотезы исследования легли предположения, что система изучения русской национальной культуры будет способствовать более эффективному формированию ценностных ориентаций личности, при соблюдении определенных условий:
- Система ценностей рассматривается в соотношении с духовным миром человека, как его способ взаимодействия с другими членами общества.
- Сущностью процесса формирования ценностной ориентации есть процесс интеграции культурологического, аксиологического и деятельностного подходов, в которой система ценностей предстает как достижение гуманистического идеала через реализацию истинных ценностей в практической деятельности. [3]
Цели исследования выявили необходимость рассмотрения определенных задач:
– обосновать теоретическую основу формирования ценностных приоритетов личности.
– исследовать структурные элементы процесса становления ценностных ориентаций.
– определить методологический аспект становления ценностных приоритетов.
– создать концепцию процессов формирования ценностных приоритетов личности.
– создать модель системы становления ценностных ориентаций.
– разработать формы и методы процесса формирования ценностных ориентаций.
Исследование осуществлялось с использованием ряда методов:
Теоретический: изучение литературы, работа в музее русской культуры.
Эмпирический: диагностический метод (анкетирование, тестирование), изучение творческих работ.
Статистический: обработка полученных результатов, анализ значимости гипотезы.
Исследования проводились в 2012- — 2016 гг. и включали четыре этапа.
Первый этап (2012) — поисково-теоретический включал в себя анализ литературы, по исследуемой теме.
Второй этап (2013) — опытно-экспериментальный, был связан с разработкой системы подготовки личности к воспитательной деятельности.
Третий этап (2014)- обработка полученных данных, корректировка форм и методов формирования ценностных ориентаций личности.
Четвертый (2015–2016)- непосредственно использование полученных знаний на практике (мастер-классы, выступления, открытые занятия, круглые столы) и т. д.
Новизна исследований заключается в том, что уточнена сущность понятия: «ценность», «ценностная ориентация», «профессионально-ценностная ориентация».
Проанализирована эффективность системы формирования ценностных ориентаций.
– разработана и испытана модель системы развития ценностных ориентаций личности на основе изучения русской культуры.
– разработаны технологии формирования ценностных ориентаций;
– определены критерии уровня сформированности ценностных ориентации личности: высокий уровень положительного отношения субъекта к окружающим; готовность личности осуществлять самоконтроль;
– выявлены механизмы и факторы развития.
– представлено новое направление развития личности в свете изучения русской культуры
– продемонстрирована система изучения проблемы, в которой сформированность ценностных ориентаций влияет на становление гражданского сознания, социально-нравственного поведения.
Выводы проведенного исследования:
- Формирование личной ориентации на культурные ценности реализуется, не только в процессе взаимоотношений членов коллектива в образовательном учреждении, но и в практической деятельности человека, который стремится к гармонии с окружающим миром и реализуется в саморазвитии, являясь объектом творческого развития. [4]
- Определены смысл и основное содержание процесса становления ориентации личности на культурные ценности.
- Разработаны основные структурные элементы, которые позволяют диагностировать уровень ценностных ориентаций.
- Определена стратегия направления процессов формирования ценностной ориентации личности на разных этапах изучения русской национальной культуры. Создана структурно-функциональная модель формирования ценностных ориентации, которая отражает процесс формирования ориентаций личности цели, закономерности, формы, и результаты. Прошла апробирование модель формирования ценностной ориентации личности. Представлена динамика роста процесса развития ценностных ориентации личности.
Подводя итоги, можно утверждать, что наша гипотеза исследования доказана, цели исследования достигнуты в запланированном объеме.
Литература:
- Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М.; Белгород, 1993.
- Кагану М. С. Философия культуры. — СПБ, 1996.
- Бондарская Е. В. Введение в педагогическую культуру. — Ростов-н/Дону, 1995
- Исаев И. Ф., Сотникова М. И. Творческая самореализация личности учителя: Культурологический подход. — Белгород, 1999.
- Опросники для изучения своих личностных характеристик: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/03/21/oprosniki-dlya-izucheniya-svoih-lichnostnyh
- Программа развития профессионально-педагогической культуры педагогов дополнительного образования. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/04/02/programma-razvitiya-pedagoga