Теоретические и практические аспекты влияния русской национальной культуры на формирование ценностных ориентаций личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Емельянова, И. А. Теоретические и практические аспекты влияния русской национальной культуры на формирование ценностных ориентаций личности / И. А. Емельянова, Л. И. Акинина, Н. А. Гладкова, Е. В. Игумнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 220-222. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47138/ (дата обращения: 15.11.2024).



Современное образование отличается усилением приоритета человеческого фактора личности, необходимостью его нравственного развития. Объект исследования — система ценностных ориентаций личности. Предмет исследования — педагогический процесс и условия формирования ценностных ориентации личности в системе изучения русской национальной культуры. Цель исследования — выявить роль влияния русской национальной культуры в развитии системы ценностных ориентаций личности. Гипотеза исследования — воздействуя на мысли и чувства человека, русская национальная культура формирует ценностные ориентиры нравственного характера. Новизна результатов: уточнена сущность понятия: «ценность», «ценностная ориентация». Значение для практики: представлено новое направление развития личности в свете изучения русской культуры.

Человек — разумный, сам этот факт вынуждает его очень серьезно относиться к понятию собственного бытия. Человек постоянно находясь в состоянии стресса, пытается его снять, ответив на вопрос мудрого Сократа «Что есть благо?». Человек интересуется не просто истиной, которая представляет объект таковым, каков он есть, а ценностью этого объекта для человека. Каждый человек дифференцирует все факты своей жизни по их ценности и значимости и таким образом он, реализует свое отношение к жизни и обществу. Люди по-разному оценивают, казалось бы, одни и те же ситуации. Вспомним притчу о соборе в Шартре. Один строитель полагал, что выполняет трудную работу. Второй говорил: «Тружусь ради семьи». Третий сказал с гордостью: «Я возвожу Шартрский собор!».

Отсюда следует, что ценность для человека — это все то, что имеет для него значение, личный смысл. Поэтому ценностное отношение любого человека к жизни и себе повергает его к определенной ориентации личности. Ценностная ориентация личности к и окружающему миру проявляется в его чувствах, эмоциях, силе воли, целеполагании.

Глобальные преобразования, происходящие в нашей стране в разных аспектах жизни людей, приводят не только к изменению в экономической и политической сферах жизни, но социокультурной обстановки в целом. Нравственный ценностный ориентир, который на протяжении десятилетий обусловливал гармонию жизни людей, систему их взаимоотношений, оказался утраченным. В результате этого, то, что недавно принималось человеком как незыблемый постулат, либо полностью опровергается, либо вызывает сомнения в его значимости. [1]

Современное образование отличается усилением приоритета человеческого фактора личности, необходимостью его нравственного развития. Способность человека к осознанному выбору, в разных ситуациях, становится обязательной предпосылкой его успешности, основания для которой, обязаны вкладываться воспитанием, говорится в концепции модернизации Российского образования. [2]

Цель исследования: выявить роль влияния русской национальной культуры в развитии системы ценностных ориентаций личности.

Объект исследования — система ценностных ориентаций личности.

Предмет исследования — педагогический процесс и условия формирования ценностных ориентаций в системе изучения русской национальной культуры.

Гипотеза: Воздействуя на мысли и чувства человека, русская национальная культура формирует ценностные ориентиры нравственного характера.

В основу этой гипотезы исследования легли предположения, что система изучения русской национальной культуры будет способствовать более эффективному формированию ценностных ориентаций личности, при соблюдении определенных условий:

  1. Система ценностей рассматривается в соотношении с духовным миром человека, как его способ взаимодействия с другими членами общества.
  2. Сущностью процесса формирования ценностной ориентации есть процесс интеграции культурологического, аксиологического и деятельностного подходов, в которой система ценностей предстает как достижение гуманистического идеала через реализацию истинных ценностей в практической деятельности. [3]

Цели исследования выявили необходимость рассмотрения определенных задач:

– обосновать теоретическую основу формирования ценностных приоритетов личности.

– исследовать структурные элементы процесса становления ценностных ориентаций.

– определить методологический аспект становления ценностных приоритетов.

– создать концепцию процессов формирования ценностных приоритетов личности.

– создать модель системы становления ценностных ориентаций.

– разработать формы и методы процесса формирования ценностных ориентаций.

Исследование осуществлялось с использованием ряда методов:

Теоретический: изучение литературы, работа в музее русской культуры.

Эмпирический: диагностический метод (анкетирование, тестирование), изучение творческих работ.

Статистический: обработка полученных результатов, анализ значимости гипотезы.

Исследования проводились в 2012- — 2016 гг. и включали четыре этапа.

Первый этап (2012) — поисково-теоретический включал в себя анализ литературы, по исследуемой теме.

Второй этап (2013) — опытно-экспериментальный, был связан с разработкой системы подготовки личности к воспитательной деятельности.

Третий этап (2014)- обработка полученных данных, корректировка форм и методов формирования ценностных ориентаций личности.

Четвертый (2015–2016)- непосредственно использование полученных знаний на практике (мастер-классы, выступления, открытые занятия, круглые столы) и т. д.

Новизна исследований заключается в том, что уточнена сущность понятия: «ценность», «ценностная ориентация», «профессионально-ценностная ориентация».

Проанализирована эффективность системы формирования ценностных ориентаций.

– разработана и испытана модель системы развития ценностных ориентаций личности на основе изучения русской культуры.

– разработаны технологии формирования ценностных ориентаций;

– определены критерии уровня сформированности ценностных ориентации личности: высокий уровень положительного отношения субъекта к окружающим; готовность личности осуществлять самоконтроль;

– выявлены механизмы и факторы развития.

– представлено новое направление развития личности в свете изучения русской культуры

– продемонстрирована система изучения проблемы, в которой сформированность ценностных ориентаций влияет на становление гражданского сознания, социально-нравственного поведения.

Выводы проведенного исследования:

  1. Формирование личной ориентации на культурные ценности реализуется, не только в процессе взаимоотношений членов коллектива в образовательном учреждении, но и в практической деятельности человека, который стремится к гармонии с окружающим миром и реализуется в саморазвитии, являясь объектом творческого развития. [4]
  2. Определены смысл и основное содержание процесса становления ориентации личности на культурные ценности.
  3. Разработаны основные структурные элементы, которые позволяют диагностировать уровень ценностных ориентаций.
  4. Определена стратегия направления процессов формирования ценностной ориентации личности на разных этапах изучения русской национальной культуры. Создана структурно-функциональная модель формирования ценностных ориентации, которая отражает процесс формирования ориентаций личности цели, закономерности, формы, и результаты. Прошла апробирование модель формирования ценностной ориентации личности. Представлена динамика роста процесса развития ценностных ориентации личности.

Подводя итоги, можно утверждать, что наша гипотеза исследования доказана, цели исследования достигнуты в запланированном объеме.

Литература:

  1. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М.; Белгород, 1993.
  2. Кагану М. С. Философия культуры. — СПБ, 1996.
  3. Бондарская Е. В. Введение в педагогическую культуру. — Ростов-н/Дону, 1995
  4. Исаев И. Ф., Сотникова М. И. Творческая самореализация личности учителя: Культурологический подход. — Белгород, 1999.
  5. Опросники для изучения своих личностных характеристик: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/03/21/oprosniki-dlya-izucheniya-svoih-lichnostnyh
  6. Программа развития профессионально-педагогической культуры педагогов дополнительного образования. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/04/02/programma-razvitiya-pedagoga
Основные термины (генерируются автоматически): ценностная ориентация личности, русская национальная культура, русская культура, ориентация, система изучения, нравственное развитие, нравственный характер, педагогический процесс, современное образование, ценностный приоритет личности.


Похожие статьи

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования

Специфика развития идеи эстетического воспитания детей в отечественной теории и практике

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Региональные особенности музыкального образования в условиях социокультурных трансформаций

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования

Специфика развития идеи эстетического воспитания детей в отечественной теории и практике

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Региональные особенности музыкального образования в условиях социокультурных трансформаций

Психолого-педагогические аспекты процесса саморазвития педагога

Теоретические основы применения интеграции различных видов детской деятельности на начальном этапе формирования основ коммуникативной компетенции дошкольников

Структура и содержание информационного мировоззрения как компонента информационной культуры личности

Задать вопрос