В настоящее время педагогической общественностью бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию молодёжи.
Предлагаемый материал будет полезен для работников сферы дополнительного образования спортивной направленности поскольку позволяет расширить теорию педагогики, этики.
Программу духовно-нравственного развития и воспитания юных спортсменов, можно реализовывать в период спортивно-оздоровительных лагерей или спортивных сборов.
Паспорт программы
Наименование программы |
Духовно-нравственного развития ивоспитания юных спортсменов МБОУДО ДЮСШ Целинского района |
Основание для разработки |
|
Проблема |
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. |
Цель |
воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России |
Задачи: |
1. Формировать: — основы морали — осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном; — основы нравственного самосознания личности (совести) — способности ребенка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; — способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно — оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; 2. Развивать: — доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям; — трудолюбие, способность к преодолению трудностей. |
Объект: |
Духовно-нравственное воспитание |
Предмет: |
Духовно-нравственного воспитание спортсменов |
Гипотеза: |
Мы предполагаем, что духовно нравственное воспитание — это важная составляющая в воспитании спортсменов, но такая работа тренерами ведется фрагментарно, не систематически |
Срок реализации |
1 год |
Этапы реализации |
1. Анализ проблемы духовно-нравственного воспитания в научной литературе. 2. Изучение вопроса: «Ведется ли тренерами — преподавателями работа над духовно-нравственным воспитанием юных спортсменов. 3. Разработка программы духовно-нравственного воспитания для юных спортсменов МБОУДО ДЮСШ. 4. Апробация программы духовно-нравственного воспитания юных спортсменов. |
Ожидаемые результаты: |
-активная жизненная позиция школьника; —приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира; —патриотическое и гражданское самосознание; —уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим; —соблюдение народных традиций; —эмпатическое и толерантное отношение к окружающим; —представление о семье как о высшей ценности гражданского общества. |
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.
Актуальность программы
Разработанная программа является достаточно актуальной, поскольку вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Поэтому актуальность проблемы воспитания детей — юных спортсменов связана, по крайней мере, с четырьмя положениями. Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед спортивной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Проблема духовно-нравственного образования в спорте сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них — абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Духовность — это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.
Инновационность разработанной воспитательной программы, на мой взгляд, заключается в следующем:
− использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;
− возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;
− наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;
− согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.
Принципы реализации программы
- Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
- Личностно — ориентированный подход — предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия.
- Принцип вариативности — создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности.
- Деятельностный подход — включение детей в реально значимые и социально значимые проекты.
- Принцип мотивации деятельности обучающихся — предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность.
- Принцип педагогического руководства — организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Основные направления духовно-нравственного развития ивоспитания учащихся— юных спортсменов
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
Направление |
Ценности |
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. |
Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества. |
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. |
Ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. |
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. |
Ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость. |
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. |
Ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни. |
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). |
Планета Земля — общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду. |
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). |
Дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда — как условия достижения мастерства, ценность творчества. Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
Методы иформы
- Беседы и наблюдения.
- Практические и тренировочные занятия.
- Экскурсии.
- Тематические праздники и вечера.
- Устные журналы.
- Дискуссии.
- Конкурсы.
- Игры, соревнования.
- Родительские собрания в различных формах
Реализация ценностных установок
Цель воспитания в спортивной школе — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры и спорта для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В МБОУДО ДЮСШ данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей юных спортсменов в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни.
В программе большое внимание уделяется проектной деятельности учащихся. Она выступает как основная форма организации деятельности школьников. Именно в проектной деятельности наиболее успешно может быть организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной самостоятельной деятельности учащихся и, что особенно важно, для осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.
Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Особое значение в реализации программы духовно-нравственного содержания имеют социальные проекты, например:
− проект «Наше наследие» — сбор краеведческого материала о прошлом родного поселка, района, спортивной школы, достопримечательностях, народах, их обычаях, животных и растениях, книгах и фильмах, посвященных родному краю; о людях живших и живущих в Целинском районе;
− проект «Моя семья» — идея проекта: через тесное взаимодействие с семьями воспитанников расширить представления детей об институте семьи, как основы государства, узнать историю своей семьи, своих прародителей, сплотить интересы родителей и их собственных детей;
− проект «Подари добро Целине, и родной спортивной школе» включает в себя участие обучающихся в благотворительных акциях («Посади дерево», «Сдай батарейку», «Помоги четвероногому другу» и др.)
− проекты, целью которых является воспитание доброжелательности, толерантности, взаимовыручки: разработка и создание «Свода правил вежливого общения учащихся МБОУДО ДЮСШ Целинского района», с целью исполнения правил поведения, составленных самими детьми;
− практико-ориентированный социальный проект «Бережём экологию родного района» — сбор информации о животных, птицах и растениях, нуждающихся в помощи; уборка мусора, изготовление кормушек, организация дежурства для подкормки птиц, озеленение территории школы и т. п.;
− практико-ориентированный социальный проект «Старший товарищ»- тесное взаимодействие всех обучающихся — участников воспитательного процесса от малышей до подростков, в силу уникальности и наличия в нашем образовательном учреждении обучающихся с 5 до 18 лет. Проект воспитывает у детей всех возрастов чувства ответственности, доброжелательности, осознания собственной значимости, как члена большого дружного коллектива. На базе данного проекта закладываются общечеловеческие и семейные ценности;
− творческий проект «Путешествие по новогодним традициям стран и народов мира»» — изучение культуры стран и народов мира, воспитание толерантности и воспитание «человека мира»;
− этнокультурный проект «Фестиваль национальных спортивных игр» — подбор материала, распределение обязанностей (ролей), организация и проведение спортивных игр, подготовка наград и награждение победителей.
Проектная деятельность учащихся весомо дополняет традиционные формы досуговой деятельности (экскурсия, праздник и пр.), в которых основным организатором был тренер — преподаватель. В рамках проектной деятельности дети становятся активными субъектами и организаторами проектируемых коллективно-творческих дел.
Календарь традиционных дел и праздников в спортивной школе: спортивная легкоатлетическая эстафета; неделя физкультуры, спорта и туризма; субботники; выпуск информационного бюллетеня «День народного единства»; неделя вежливости и воспитанности; декада инвалидов; декада военно-спортивного воспитания, включающая в себя встречи с интересными людьми «Наши защитники», спортивно- творческий проект «Богатырские игры»; день симпатии и дружбы; неделя «Подросток и закон»; декада ПДД: творческие конкурсы, акция «Письмо водителю»; конкурс рисунков, плакатов, сочинений «Салют Победы», посвященных Дню Победы, фестиваль «Песни опалённые войной», неделя музея, шествие «Праздник со слезами на глазах»; экологические субботники по благоустройству пришкольной территории; пришкольный оздоровительный лагерь «Олимп».
Условия реализации программы духовно-нравственного развития ивоспитания учащихся
Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности МБОУДО ДЮСШ.
В спортивной школе организованы воспитательные подпространства: холл, оформленный достижениями (наградной символикой, фотографиями) учащихся, уголок с символикой Российской Федерации, Ростовской области и Целинского района, спортивные залы для проведения тренировок, соревнований, эстафет, праздников, культурных событий, социальных проектов и т. п., позволяющие учащимся:
− изучать символы российской государственности и символы родного района, области; всероссийские, областные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и тренеров — преподавателей; связи спортивной школы с социальными партнерами;
− осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и тренерами — преподавателями; эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве спортивной школы; ценности здорового образа жизни.
В МБОУДО ДЮСШ разрабатываются и апробируются следующие воспитательные подпрограммы:
− «Встречи с интересными людьми», — организация встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий, социального положения как средство воспитания учащихся на личных примерах;
− «Наше наследие» — работа в районном краеведческом музее, где собирается и изучается история родного поселка, района, ВОВ; посещение музеев, концертных залов, театров, выставок Целинского района и Ростовской области;
− «Цветущая спортивная школа» — разработка и реализация проекта благоустройства пришкольной территории.
Создано социально открытое пространство, когда тренеры — преподаватели, работники МБОУДО ДЮСШ, родители, социальные партнёры разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
− в содержании и построении тренировок;
− в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и вне учебной деятельности;
− в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
− в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
− в специальных событиях, спроектированных с учётом определенной ценности и смысла;
− в личном примере педагогов ученикам.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:
− нравственного примера педагога;
− социально-педагогического партнёрства;
− индивидуально-личностного развития ребёнка;
− интегративности программ духовно-нравственного воспитания — социальной востребованности воспитания.
Для организации такого пространства согласовываются усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: педагогического коллектива, семьи, общественных организаций, учреждений культуры, СМИ, что находит своё отражение в правилах внутреннего распорядка спортивной школы, решениях общешкольных собраний, в целевых программах. Огромная роль в нравственном становлении личности воспитанника МБОУД ДЮСШ принадлежит тренеру — преподавателю, который, являясь образцом для воспитанников, несет нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к учащимся, коллегам. Тренеры — преподаватели умеют организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывают их с реальными жизненными и социальными ситуациями; умеют проектировать дела и мероприятия, в которых происходит присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся.
Совместная деятельность спортивной школы, семьи иобщественности по духовно-нравственному развитию ивоспитанию учащихся
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия спортивной школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:
− повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения Дней открытых дверей, тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, «Круглых столов», выпуска информационных материалов и публичных докладов спортивной и отчета по самообследованию МБОУДО ДЮСШ по итогам работы за год и т. п.;
− совершенствования межличностных отношений тренеров — преподавателей, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций: День здоровья, «Папа, мама я — спортивная семья», Рождественские праздники, праздничные эстафеты к Дню матери и Международному женскому дню и т. п.;
− расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета МБОУДО ДЮСШ, активизации деятельности родительских комитетов спортивных коллективов учащихся, проведения совместных школьных мероприятия и т. п.
Программа реализуется МБОУДО ДЮСШ Целинского района в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации — социальными партнерами спортивной школы:
− комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Целинского района;
− Центра занятости населения Целинского района;
− МБУЗ «ЦРБ ЦР РО»;
− МБУК «Целинский районный Дворец культуры»;
− МАОУ ДО ДШИ Целинского района;
− МБУК ЦР «Межпоселенческая центральная библиотека»;
− Музей истории Целинского района.
Литература:
- Васильева В. В., Коссовская Э. Б., Степочкина М. А. Физиология человека. — М.: Физкультура и спорт, 2012. — 164 с.
- Волков Л. В. Обучение и воспитание юного спортсмена. — Киев, 1984. — 105 с.
- Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 264 с.
- Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. Наука побеждать. — М.: ООО «Издательство Астраль»; ООО «Издательство АСТ», 2003. — 863, с ил.
- Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт. 2003. — 236с., ил.
- Платонов В. Н. Современная спортивная подготовка. — Киев: «Здоровье», 2004. — 336 с.
- Филин В. П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. — М.: Физкультура и спорт, 2012. — 255с, ил.
- Формирование физических и нравственных качеств в процессе физического воспитания школьников: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред.Л. М. Фомин; КГПИ. — Красноярск, 2012. — 140 с.
- Хомутский В. С. Спор молодых. Хоккей. — М.: Физкультура и спорт, 2010. — 213 с.