Представлена программа духовно нравственного и физического развития молодежи в средних учебных заведениях и школах. В данной программе подается вектор, в котором закладывается основы человека как личности, его содержание и приоритеты. Открытость миру и в тоже время сохранение своей индивидуальности, формирующиеся ценности и качества. Физическое воспитание как залог оздоровления, важности здорового образа жизни, и возможность сохранения здорового поколения. Последовательное развитие физического воспитания населения России на протяжении четырех веков принесло значимый вклад в сохранение нашего генофонда, нашей идентичности, оздоравливая и преумножая численность здоровых людей, демографическую ситуацию в стране.
Ключевые слова; воспитание, физическое воспитание, духовно нравственное развитие, программа, формирование ценностей, оздоровление, ценностные установки. ценностные ориентиры, образование.
The program of spiritual, moral and physical development of youth in secondary educational institutions and schools is presented. In this program, a vector is presented in which the foundations of a person as a person, his content and priorities are laid. Openness to the world and at the same time preserving one's individuality, Emerging values and qualities.Physical education as a guarantee of recovery, the importance of a healthy lifestyle, and the possibility of maintaining a healthy generation. Consistent development of physical education of the Russian population over the course of four centuries has made a significant contribution to the preservation of our gene pool, our identity, healthier and increasing the number of healthy people, the demographic situation in the country.
Keywords; upbringing, physical education, spiritual and moral development, program, formation of values, health improvement, value orientations. value orientations, education.
Историческая справка. Во время правления Петра Великого (Петра I) XVII век, отношение к физическому воспитанию в стране приобрело государственный масштаб. Были распространены такие виды физического воспитания, как фехтование, катание на буерах (прогулочных судах), катание на коньках, вольтижировка, одна из разновидностей конного спорта. В конце XVIII века Петр Францевич Лесгафт (1837–1909гг) внес огромный вклад в теорию физического воспитания в России. В 1989 году в Санкт Петербурге, организовал и подготовил к открытию специальное учебное заведение по подготовке специалистов в области физического воспитания. В 1920 году В. И. Лениным был издан указ, об организации в Москве центрального государственного института Физической культуры. В 1930 году был создан всесоюзный физкультурный комплекс " ГТО " Готов к труду и обороне СССР. В 1980 году Международным олимпийским комитетом, место проведения игр 22 й олимпиады, было выбрано в Москве. В 1980 году в Москве существовало около 55 крупных стадионов, 25 бассейнов, более 1200 спортивных залов,(в одном из которых, в те годы, занимался наш президент В. В. Путин), более 300 футбольных полей, 150 теннисных кортов. Огромный авторитет Советского спорта, завоеванный на мировой спортивной арене, говорил в пользу выбора проведения в Москве 22-х олимпийских игр. С 1996 года в действие были введены новые программы по физическому воспитанию школьников. На базе каждого выбранного вида спорта отдельно, программа специальной антистрессовой гимнастики, множество авторских и комплексных программ физического воспитания молодежи. Только благодаря разработки и реализации подобных программ удалось сохранить государственную систему управления в области спорта и физической культуры. Знаковым и грандиозным событием в России стало проведение в Сочи в 2014 году Зимних олимпийских игр.
В основу физического оздоровления и воспитательной патриотической программы учеников средних учебных заведений и школ, заложены :
Цель программы духовно-нравственного и физическое развития и воспитания обучающихся: обеспечение системного подхода к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, физически здорового, компетентного гражданина России.
Задачи программы:
– формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
– воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
– воспитывать нравственные качества личности ребёнка,
– способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
– приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.
– правильное физическое воспитание, отношение к своему здоровью, вырабатывать в молодых людях терпение, выносливость, уважение к спорту высоких достижений, соревновательный дух.
Программа духовно-нравственного и физического развития и воспитания обучающихся содержит:
- Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.
- Основные направления духовно-нравственного и физического развития и воспитания обучающихся.
- Реализация целевых установок средствами преподавателя дополнительного образования. Расширение возможностей развития ребенка. Дополнительные спортивные секции, кружки, принятие участие в соревновательных спортивных дисциплинах.
- Программы духовно-нравственного физического развития и воспитания учащихся и условия их реализации.
- Совместная деятельность школы в лице преподавателей, семьи и общественных военно-патриотических организаций по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.
- Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное воспитание — это педагогически организованный процесс, в котором обучающимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, военно-патриотических, духовных и нравственных ценностей, правильного физического воспитания, забота о своем здоровье, у многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности.
Основные ценности содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования, — это:
Мировые ценности:
1) как общего дома для всех жителей Земли;
2) как мирового сообщества, представленного разными
национальностями;
3) как принципа жизни на Земле.
Ценность человеческой жизни — как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.
Ценность любви к Родине, многонациональному народу населяющему ее просторы — как начальное проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.
Дар слова — как возможность получать знания, общаться и социализироваться в обществе
Ценность природы — осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.
Ценность семьи как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка. Передача семейных моральных ценностей поколений.
Ценность добра — как проявление высшей человеческой способности — любви, сострадания и милосердия.
Ценность познания мира — ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.
Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему — «красота спасёт мир».
Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.
Ценность свободы выбора — как возможность совершать суждения и поступки в рамках норм, правил, законов общества.
Оздоровительное и правильное физическое воспитание:
Взросление подростка — это период важный и значимый, как часть этапа онтогенеза человека, находящийся между детством возрастом и взрослой жизнью. Время, когда тело подростка претерпевает физиологические и психоэмоциональные изменения, сопровождающиеся определенными трудностями. Перемены, происходящие в теле, в физическом состоянии, за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд существенных проблем, как для подростка, так и для его ближайшего окружения. Все это может стать причиной закомплексованности, неуверенности в себе, замкнутости в себе, стеснительности и закрытости от внешнего мира. Закомплексованному и не уверенному в себе подростку сложнее найти себя в жизни, сложнее сделать выбор и принимать самостоятельные решения.
Формирование физической культуры в подрастающем человеке, приобретение опыта творческого использования средств и методов физической культуры и большого спорта, создание устойчивой мотивации молодых людей и потребности к здоровому образу жизни. самосовершенствованию в выбранных спортивных дисциплинах, обеспечение нормального психофизического состояния молодого организма.
Ценностные ориентиры
Процесс осознания базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями государственных программ воспитания школьников, молодежи и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.
Стремление к реализации программы. Перспективы реализации программы
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира — как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость.
- Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля — общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, ценность труда — как условия достижения мастерства, ценность творчества.
Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Реализация целевых установок средствами внеурочной деятельности
На реализацию целевых установок программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся направлена внеурочная деятельность, основной целью которой является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Организация спортивных секций и кружков: Перетягивание каната рукопашный бой, бокс. бег, спортивное ориентирование, лыжи, велоспорт, плавание, гиревой спорт.
Проведение выездных мероприятий, походов, экскурсий, спортивных секций, организованных соревнованиях.
Военно-патриотическое воспитание, организованным посещением военных частей. Ознакомлением с бытом и службой курсантов и солдат.
Участие старшей возрастной группы в патриотических молодежных поисковых отрядах при Политехническом государственном университете Санкт Петербурга.
Портрет выпускника начальной школы при реализации программы
Выпускник начальной школы — это человек: любознательный, активно познающий мир; владеющий основами умения учиться; любящий родной край и свою страну; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Вывод:
Приоритетной и важной является воспитательная работа с детьми из неблагополучных семей и профилактические меры в детском подростковом возрасте, направленные на социализацию ребенка, выработку совместно с педагогическим составом учебного заведения целеполагания его жизненных принципов и дальнейшей адаптации подростка в жизни. По возможности стать ему хорошим наставником и примером.
Литература:
- Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов. / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.; под ред. Ю. К. Бабанского. — 2-е изд., доп. И перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
- Педагогика: учеб. Пособие для студентов фак. Педагогики и методики нач. Обучения пед. Ин-тов. / под ред. С. П. Баранова и др. — М.: Просвещение, 1976. — 352 с.
- Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов ун-тов и пед. Ин-тов. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Высш. Шк., 1999. — 576 с.
- Суртаева Н. Н. Педагогика. педагогические технологии. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 250 с.
- Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход. Учебник и практикум для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. М.: Юрайт, 2019. 188 с.
- Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 128 с.
- Part-Time Higher Education [Текст]: policy, Practice and Experience / T. Schuller [et al.]. — London; Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 1999. — 208 p. — на англ. яз.
- Сахарова С. П. Проблемы формирования учебной мотивации / С. П. Саха
- История педагогики и образования. Управление школьным образованием в России в XIX—XX веках: учебное пособие для академического бакалавриата / Федорова Н. М. — 2-е издание. - Москва: Юрайт, 2019. — 266, [1] c.: табл. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — рова // Символ науки. — 2019. — № 4. — С. 126–127
- Сальберг П. Финские уроки. История успеха реформ школьного образования в Финляндии. — М.: Классика-XXI, Арт-транзит, 2015.
- Timothy D. Walker.Финская система обучения: Как устроены лучшие школы в мире. Перевод с финского Ольга Серегина.Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2018