Модель воспитания волевых качеств подростков в условиях школьных спортивных клубов
Автор: Чедова Татьяна Ивановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1571 раз
Библиографическое описание:
Чедова, Т. И. Модель воспитания волевых качеств подростков в условиях школьных спортивных клубов / Т. И. Чедова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 234-237. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1696/ (дата обращения: 16.11.2024).
Анализ практики работы секций каратэ в рамках школьных спортивных клубов, проведенный в ходе констатирующего эксперимента показал, что воспитание волевых качеств подростков, занимающихся этим видом спорта, носит стихийный характер. Педагогами не ведется планирование и учет результатов работы по формированию волевых качеств подрастающего поколения.
Элементы воспитания и формирования волевых качеств подростков ограничены их включением в структуру физкультурно-спортивного аспектов тренировочных занятий, что не позволяет с полной эффективностью использовать морально-волевой воспитательный потенциал данного единоборства.
В программах дополнительного образования, по которым работают педагоги и в планах воспитательных мероприятий предусмотрены беседы на исторические и этические темы, связанные с традициями боевых искусств. Но отсутствуют темы, освещающие вопросы влияния спорта на формирования волевых качеств, необходимости самовоспитания, сущности основных волевых качеств.
Анкетирование и беседы с педагогами-тренерами показали, что они понимают воспитательную ценность учебно-тренировочных занятий восточным боевым единоборством каратэ и даже видят в воспитании подрастающего поколения главный результат своей педагогической деятельности. Основными методами воспитания они считают приучение подростков к дисциплине, к соблюдению этики боевых искусств, а также способности к преодолению физических и психологических нагрузок .
При этом педагоги-тренеры не смогли четко определить, какие именно волевые качества, и какими способами они воспитывают, не имели представления о способах мониторинга уровня сформированности волевых качествах учеников, морально-волевого поведения. По словам тренеров, становление подростков идет само по себе, благодаря объективным условиям спортивной деятельности.
Анкетирование родителей подростков, занимающихся в секции каратэ, показало: всего 14% из них (родителей) надеются, что их сын сделает спортивную карьеру и добьется высоких результатов; 37% родителей мотивируют свою поддержку занятий ребенка, потому что спорт способствует сохранению здоровья; 49% родителей юных спортсменов основным мотивом выбора дисциплины каратэ видят воспитание характера и морально-волевых качеств (приложение 2 (анкета для родителей)).
Исследование показало, что 68% родителей не отметили случаев взаимодействия с тренерами по поводу волевых качеств их детей. При этом, 32% родителей имели единичные контакты с тренерами, так или иначе связанные с воспитанием подростков (нарушения дисциплины, лень, нерешительность). 98 % родителей не смогли вспомнить факты педагогического взаимодействия тренеров с классными руководителями или учителями их детей.
Опрос родителей показал их заинтересованность в воспитании волевых качеств, учитывая, что это не будет противоречить формированию нравственных качеств их детей. Но системы педагогического взаимодействия тренеров с родителями и учителями подростков выявлено не было.
В ходе анкетирования подростков, занимающихся каратэ, предполагалось получить данные о мотивации спортсменов, занимающихся каратэ; сформированности представлений подростков о волевых качествах и морально-волевом поведении; понимании подростками воспитательной роли вида спорта, которым они занимаются (приложение 3).
Анкетирование показало, что среди причин, по которым подростки стали заниматься каратэ, на первом месте стоит желание стать сильным и научиться приемам самообороны. Такой выбор сделали 56% подростков. 19% юных спортсменов занимаются, чтобы добиться высоких спортивных результатов; 8% подростков тренируются, чтобы достичь совершенства в своем развитии и обрести уверенность в себе; 11% - занимаются, потому что это модно; 6% опрошенных учеников изучают каратэ, чтобы отомстить обидчику.
Самостоятельное решение начать заниматься каратэ приняли 48% опрошенных подростков, 31% из них - сделали это под влиянием родителей, 16% - по примеру друзей и 5% - по другим причинам.
Для изучения представлений подростков о сущности волевых качеств мы исследовали представления подростков об образце воплощения волевого поведения. Эталоном волевого поведения 58% опрошенных нами подростков считают своего тренера, 21% - выдающихся спортсменов, для 11% - это отец или родственник, 4% подростков не имеют идеала, а 6% - не поняли сути вопроса и затруднились с ответом.
На вопрос о том, какие волевые качества человека они могут назвать, опрошенные нами подростки перечисляли целеустремленность, силу воли, смелость. Все опрошенные подростки считают, что тренировки в секции каратэ ШСК «Гепард» способствуют воспитанию у них как волевых, так и нравственных качеств. Опрос подростков показал, что многие из них имеют частичные представления о волевом поведении и осознают влияние занятий каратэ в школьном спортивном клубе на развитие у них волевых качеств, но при этом они затрудняются назвать, какие именно волевые качества они знают. Их перечень ограничивается двумя-тремя качествами.
Изучение особенностей развития силы воли у подростков, занимающихся каратэ в школьном спортивном клубе «Гепард» проводилось нами с помощью методики «Самооценка силы воли», предназначенной для обобщенной характеристики проявления силы воли.
Результаты исследования, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что количество учеников, имеющих высокий уровень сформированности силы воли в контрольной и экспериментальной группах примерно одинаковый на начало эксперимента.
Таблица 1.
Состояние сформированности силы воли у подростков, занимающихся каратэ в контрольной и экспериментальной группах
в ходе констатирующего эксперимента
Уровни сформированности (%) |
|||||
КГ |
ЭГ |
||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
8 |
44 |
48 |
8 |
48 |
44 |
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные, позволили нам предположить, что существующая система воспитательной работы в секциях каратэ не является достаточно эффективной, с точки зрения формирования морально-волевого потенциала юных спортсменов. Это обуславливает необходимость теоретической и практической разработки этой проблемы.
Теоретический анализ литературы по проблеме воспитания волевых качеств подростков в физкультурно-спортивной деятельности, а также результаты констатирующего эксперимента позволили нам разработать структурно-динамическую модель воспитания волевых качеств подростков, занимающихся каратэ в школьных спортивных клубах (рис. 1).
Рис. 1. Модель воспитания волевых качеств подростков занимающихся в школьных спортивных клубах
Модель представляет исходные теоретические позиции и педагогические условия, на основании которых разрабатывалась педагогическая технология и реализовывался процесс воспитания волевых качеств подростков, занимающихся каратэ в школьных спортивных клубах, отражающая педагогические принципы, идеи и взгляды на организацию воспитательного процесса.
При разработке модели воспитания волевых качеств подростков, занимающихся каратэ в школьных спортивных клубах нами были учтены ее следующие общие качества, как сложного, по своей гносеологической природе объекта. Прежде всего, это - системность, как особое качество множества определенным образом взаимосвязанных компонентов, выражающееся во множестве интегральных свойств и качеств.
Элементы, входящие в предлагаемую нами модель выступают в качестве системы воспитания волевых качеств подростков (не в коем случае не исключая формирования нравственных) только в своей совокупности. Отдельно каждый из этих компонентов, хоть и представляет определенную ценность, но при этом не обладает свойствами всей модели в целом. Логично, что, обладая таким качеством как системность, наша модель имеет определенную внутреннюю организацию, системообразующие связи элементов, устойчивые взаимодействия, обеспечивающие устойчивость и функционирование системы. Все это является проявлением такого качества, как структурированность.
Комплексность модели воспитания волевых качеств подростков, занимающихся каратэ в школьных спортивных клубах проявляется в многофакторности и содержательном разнообразии педагогических процессов и явлений, входящих в модель и требующих координации и взаимодействия всех элементов.
Целостность модели заключается в наличии у нее общего интегративного качества, отраженного в направленности и движении к цели при сохранении специфических свойств элементов.