Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»
Автор: Слепцова Светлана Анатольевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы современной психологии» (Челябинск, март 2011)
Статья просмотрена: 1192 раза
Библиографическое описание:
Слепцова, С. А. Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик» / С. А. Слепцова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 99-106. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/223/ (дата обращения: 16.12.2024).
Поиск вариантов разработки нашей психолого-педагогической модели формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик» привел к пониманию того, что она должна строиться с учетом кардинальных изменений и обновлений содержания школьного образования, в результате которых происходит трансформация знаниецентристской парадигмы в компетентностую и определились новые подходы к обучению и воспитанию старшеклассников. Компетентностная парадигма, в свою очередь, включает в свое содержание цели и задачи, ведущие к развитию функциональной грамотности и в конечном итоге – компетентности выпускников школ, которая будет способствовать их свободной самореализации, самостоятельности принятия правильных решений в быстроменяющихся жизненных ситуациях, становлению конкурентоспособности. Компетентностый подход обеспечивает развитие личностных качеств учащихся, формирование компетентностей как ожидаемых результатов образования (О.В. Вильчик, Л.И. Хабарова и др.).
Отсюда, построенная нами модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик» способствует созданию условий для развития трех ключевых компетентностей: 1) компетентности разрешения проблем и самоменеджмента; 2) информационной компетентности; 3) коммуникативной компетентности, а также «исполнительской компетенции», которую Р. Мак-Фолл определял, как способность личности успешно достигать жизненные цели в различных поведенческих ситуациях, приобретаемой в результате жизненного опыта или специальной тренировки.
Однако прежде чем переходить к конкретному рассмотрению структуры, содержания, функций модели, необходимо уточнение того, что мы подразумеваем под понятием «компетенция».
К определению понятия «компетенция» (от лат. сompetо – добиваться) имеются различные подходы (конструктивистский подход, объяснительный, функциональный, поведенческий и целостный). В нашем же случае понятие «компетенция» относится к поведенческим областям и является уникальным, специфическим инструментом для образовательной структуры, так как – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, конкретных стратегий деятельности), обеспечивающих преодоление трудностей в сложившейся конфликтной ситуации и конструктивное решение самой конфликтной ситуации между старшеклассником и учителем. Это круг проблем, сфера деятельности, в которой старшеклассник обладает знанием и опытом; это усвоенные стратегии успеха (поведения), ведущие к успешному взаимодействию в процессе учебной деятельности. Компетенция – это наглядно наблюдаемые области успеха, обеспеченные опытом решения жизненных ситуаций. Таким образом, перед педагогами встает задача по обеспечению и отражению становления системы личностного развития ученика в направлении коммуникативного поведения, ядром которого будет являться рефлексивное поведение.
Исходя из вышесказанного, мы выстраиваем психолого-педагогическую модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения с учителями (см. Схема 1) путем модульного (Л.Д. Столяренко, П.И. Пидкасистый и др.) решения поставленных задач, а также определенного синтеза различных подходов в психологии, подбирая необходимые методы, приемы, психотехники, продумывая используемые средства и выстраивая схему проведения всей работы [1] по формированию готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик», с учетом общепринятого в психолого-педагогической литературе положения о том, что «педагогическая деятельность представляет собой процесс бесчисленного ряда решения педагогических задач» (Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, А.А. Андреева и др.). Предлагаемая психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик» способствует осуществлению общих идей компетентностного подхода в обучении и воспитании старшеклассников и допускает ситуационную гибкость, то есть возможность отклонения (изменения) содержательных характеристик модулей деятельности процесса формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения с учителями до 30 %; это зависит от эвентуального (исходного) уровня сформированности компонентов данной готовности.
Безусловно, на эффективность данной модели оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам относятся:
- заказ общества и государства на формирование всесторонне развитой, конкурентоспособной личности;
- наличие механизма формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик»;
- системный, комплексный характер и качество инструментария.
К внутренним факторам относятся:
- потребность старшеклассников в самореализации;
- компетентность педагогов в продуктивном разрешении конфликтных ситуаций (конфликтологическая компетентность);
- потребность участников взаимодействия в оптимизации, гармонизации окружающего пространства.
Учитывая внешние и внутренние факторы, мы выявили принципы (от лат. principium – начало, основа) построения нашей психолого-педагогической модели процесса формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик» – это: принцип научности, принцип целесообразности и принцип практической направленности. Важность учета данных принципов можно выразить словами А. Курпатова: «Принципы организуют мир, вдыхают в него жизнь, проявляя себя во всем… Принцип – не сила, не энергия, не даже закон в привычном понимании; это механизм, реализующий возможность, это способ существования возможности » [2]. А мы говорим о возможности формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения с учителями, как в процессе учебной деятельности, так и в специально созданных для этого условиях.
Моделирование процесса формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик» призвано осуществлять следующие управленческие и психолого-педагогические функции: целеполагание, планирование, организацию, психолого-педагогический анализ, коррекцию и формирование.
Общими критериями результативности практического применения психолого-педагогической модели процесса формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик» выступают:
- качество предметно-пространственной среды в организации процесса формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик»;
- осмысление необходимости формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик», ее сущности, степени информированности об основных аспектах (модулях деятельности);
- качество программно-методического обеспечения основной и вариативной (до 30 %) частей модулей деятельности по формированию готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик»;
- новый уровень развития у старшеклассников компонентов готовности к преодолению ситуаций конфликтного общения с педагогами;
- процентное содержание продуктивного разрешения конфликтных ситуаций в отношениях «учитель-ученик».
Для практического применения данной психолого-педагогической модели предлагаем обзор каждого модуля деятельности по формированию готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик».
I модуль – организационно-ориентировочный – состоит из 1) теоретико-аналитического и 2) диагностико-ориентированного подмодулей.
Теоретико-аналитический подмодуль включает постановку целей и задач, определение методологического и критериального аппаратов готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик» к каждому из модулей деятельности.
Диагностико-ориентированный подмодуль предполагает выборку диагностического (измерительного) инструментария, техник и методов формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик».
На этом этапе производится подбор учащихся в группы (коррекционные и контрольные), их информирование.
Подбор участников желателен по принципу дополнения (О.Н. Истратова), с разными причинами конфликтного общения с учителями, в результате чего старшеклассник имеет возможность наблюдать модели поведения других участников в группе, подражать социально приемлемым формам поведения и межличностного общения.
II модуль – основной (формирующий: усвоение новых знаний и способов поведения) – основной целью его является практическое применение программы по формированию готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик» в процессе обучения учащихся в рамках элективного курса за счет вариативной части учебного плана. Пусковыми механизмами успешного применения программы выступают:
- подмодуль «с позиции учителя» – 1) стиль педагогического общения – наиболее результативным, с нашей точки зрения, можно назвать:
а) общение на основе высоких профессиональных установок педагога, его отношения к педагогической деятельности в целом; б) общение на основе дружеского расположения; педагог играет роль наставника, старшего товарища, участника совместной деятельности (по В.А. Кан-Калику); в) общение на основе стремления педагога к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата; его нацеленность на эффективную деятельность, с поощрением инициативы и самостоятельности учащихся – модель «Менеджер» (по М. Талену);
2) компетентностный подход во взаимодействии с учащимися;
- подмодуль «с позиции ученика» – 1) поиск путей разрешения ситуаций конфликтного общения с учителями; 2) стремление к саморазвитию, самопознанию и дальнейшей самореализации через субъект-субъектное взаимодействие.
Здесь можно сказать, что процесс взаимодействия учителя и учащихся старших классов в специально созданных условиях способствует формированию готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик» и мотивирует их на такую форму взаимодействия, в ходе которой создаются различные ситуации общения (конфликтные и бесконфликтные), а межличностное общение подчинено общей цели и решению конкретных задач. Развитие специально созданных межличностных отношений происходит в динамике – зарождение, закрепление, зрелость, ослабление – и зависит от времéнного фактора, то есть от количества часов отведенных на учебно-формирующий курс. В формировании и развитии компонентов готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик» немаловажную роль играет психологическое взаимодействие, включающее механизмы воздействия одной личности на другую, под которым Р.В. Овчарова имеет в виду влияние на сознание, волю, эмоции через них на поведение и деятельность человека в целом; восприятия (от лат. perceptio – воспринимаю) – процесса обработки сенсорной информации, осознания известной материальной информации (У. Джеймс), результатом которой является отражение окружающего нас мира как совокупности предметов и событий (В.Н. Дружинин); и формирования новых знаний и способностей. Содержание перечисленных психологических механизмов взаимодействия, являющихся рычагами в формировании и развитии уровней готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения с учителями, рассмотрено в таблице 1.
Необходимо добавить, что в решении сложных ситуаций между учителями и учащимися-старшеклассниками процесс восприятия одного человека другим играет немаловажную роль, так как в структуре общения является обязательной составной частью и составляет то, что и называют перцепцией. А.С. Макаренко писал: «Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас». Это же подтверждает С.Л. Рубинштейн, отмечая, что на основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его данных. Впечатления, возникающие при этом, имеют регулятивную функцию в процессе взаимодействия.
Таблица 1
Содержательная характеристика механизмов взаимодействия
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ |
|
Механизмы воздействия |
Убеждение – интеллектуально-эмоциональное воздействие, основанное на логике и доказательствах. Суть его – обращенность к сознанию старшеклассника, а убеждающее воздействие обращено его к индивидуальному опыту. Содержит оптимум новой информации, альтернативно в решении проблемы. |
Внушение – это воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, понимания и поведения старшеклассника в соответствии с ним (воздействие на бессознательную сферу). Используемые виды внушения: внушение в состоянии релаксации и в сознательном бодрствовании снижение критичности восприятия и эмоциональный перенос. |
|
Эмоциональное заражение (контагиозность) – воздействие через непосредственную передачу эмоциональных состояний (чувств, эмоций) с помощью параречевых и неречевых средств (громкость, интонация, темп, ритм, тембр, жесты, мимика, движения), то есть это передача эмоционального психического настроя от учителя к ученику. Чем интенсивнее эмоции, тем сильнее эффект заражения. |
|
Механизмы восприятия |
Идентификация личности (от лат. identificare – отождествлять). Механизм, основанный на установлении эмоциональной связи одного человека с другими людьми, на основе чего происходит уподобление, чаще всего неосознанное, этим другим, которые становятся «значимыми другими», что приводит к усвоению социального опыта, определение ценностных ориентаций, формирование поведенческих стереотипов. |
Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание). Феномен общения, выраженный способностью человека непроизвольному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним, то есть это эмоциональная форма восприятия и понимания другого человека, сопереживание, способность чувствовать и видеть мир как другой человек. |
|
Рефлексия (от лат. reflexus – отраженный) – логическая форма восприятия и понимания другого человека, осмысление человеком того, как он воспринимается и понимается другим человеком в процессе общения; это универсальный механизм анализа поведения и качеств человека. |
|
Механизмы формирования новых знаний и способностей |
Стратегия интериоризации (от лат. interior – внутренний) – образование тех или иных психических структур (образ, понятие) человека за счет присвоения внешних предметных или социальных отношений, это преобразование структуры предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания (в рамках деятельностного подхода по С.Л. Рубинштейну), то есть переход из внешней для организма среды во внутреннюю. В результате воспроизводства ситуационной деятельности ориентировочная деятельность свертывается, автоматизируется, обобщается и переносится во внутренний план - формируются новые знания, умения, способности и психические свойства. |
Стратегия экстериоризации – процесс перехода внутренних состояний во внешние, практические действия; это объективизация мысли (мысль становится не только собственным достоянием, но и достоянием других). Ситуация экстериоризации – ситуация коммуникации, когда возникает необходимость раскрытия свернутой мысли (чувства и пр.), чтобы мысль была понята. Процессы понимания как раз и организуют экстериоризацию, слушающий предъявляет определенные требования к высказываемым мыслям, суждениям. |
|
Стратегия проблематизации и рефлексии - характеризуется как взаимодействие мыслительной деятельности старшеклассника с проблемной ситуацией под руководством учителя. Проблемная ситуация создается между эвентуальными (исходными) знаниями и новыми, между теоретически возможным способом решения и его практической нецелесообразностью, между практически доступным результатом и недостаточной теоретической базой и пр. Рефлексия в этом случае направлена на поиск причины неудач и затруднений в конструктивном разрешении ситуаций конфликтного общения с учителями, в ходе чего осознается, что используемые средства не соответствуют задаче, формируется критическое отношение к собственным средствам, а затем применяется более широкий круг средств и приемов, происходит логическое обоснование, ведущее к эффективному, продуктивному общению. |
III модуль деятельности – аналитико-корректировочный – на этом этапе анализируется проделанная опытно-экспериментальная работа по формированию готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик», выявляются все «плюсы» и «минусы», вносятся изменения (коррективы).
IV модуль деятельности – обобщающий – содержанием деятельности этого этапа является заключительная обработка эмпирического материала, в ходе которой наработанный материал обрабатывается, обобщается и формулируется в виде выводов, практических рекомендаций к успешному применению данной психолого-педагогической модели процесса формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик».
Для измерения успешности применения данной психолого-педагогической модели формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик» целесообразно использовать таблицу 2.
Таблица 2
Модули деятельности по формированию готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик»
I.Организационно-ориентировочный - теоретико-аналитический - диагностико- ориентированный |
||
Цель: организация практического применения программы по формированию готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик». |
||
Задачи: - определить методологический аппарат, критерии оценки модулей деятельности; - осмыслить и обосновать цели и задачи II – IV модулей; - провести выборку диагностического инструментария и адаптировать к существующим условиям; - сформировать экспериментальные группы (экспериментальная, контрольная). |
||
Методы: - организации и осуществления теоретико-аналитических и диагностико- ориентированных действий и операций; - гностические – осуществление мыслительных операций: проблемно- поисковые, репродуктивные (инструктаж, объяснение и пр.). |
||
II. Основной (формирующий) |
||
Цель: практическое применение программы по формированию готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик». |
||
Задачи: - способствовать актуализации новых форм поведения у старшеклассников; - способствовать воспитанию позитивных чувств по отношению к учителям, формированию адекватного отношения, как к самому себе, так и к другим; - способствовать расширению теоретических знаний по психологии общения и конфликтологии; - обогащение приемов общения и отработка новых стратегий поведения; - сформировать у старшеклассников компоненты готовности к преодолению ситуаций конфликтного общения с учителями; - способствовать развитию рефлексивного поведения. |
||
Методы: - стимулирования и мотивации к освоению разных способов преодоления конфликтных ситуаций (формирование интереса, желания предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, формирование долга и ответственности в учебной деятельности и пр.); - перцептивные (словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические); - контроля и самоконтроля. |
||
III. Аналитико-корректировочный |
||
Цель: анализ опытно-экспериментальной работы по формированию готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик»; коррекция отклонений от заданных целей. |
||
Задачи: - оценить успешность применения программы по формированию готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик»; - провести коррекционную работу; - определить способы повышения эффективности практического применения психолого-педагогической модели по формированию готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик». |
||
Методы: - логических действий (анализ и синтез, идеализация); - математической статистики; - описательной статистики; - визуализации (в виде таблиц, графиков, диаграмм). |
||
IV. Обобщающий |
||
Цель: Мониторинг процесса формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик». |
||
Задачи: - обеспечить целостное представление о процессе формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик»; - оценить эффективность моделирования процесса формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик»; - систематизировать информацию о состоянии дальнейшего совершенствования процесса формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик». |
||
Методы: - статистическая обработка данных; - анализ и обобщение опыта; - визуализация полученного материала. |
||
Знать |
Уметь |
Оценка |
- основы управления и педагогический менеджмент. |
|
- системное соответствие всех модулей деятельности; - программа апробирована на практике; - эмоциональная сатисфакция (удовлетворение); - достигнуты цели и решены задачи. |
- Литература:
- Андреева А.А. Стрессоустойчивость студентов и их отношение к учебной деятельности: монография. – Тамбов: изд-во ТГУ, 2010, 167 – с.
- Курпатов А.В. Философия психологии: новая методология. – М.: ОЛМА, 2006, 431 – с.
Схема 1. Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в отношениях «учитель-ученик»