К проблеме педагогического конфликта в высшей профессиональной школе
Автор: Огнетова Инна Юрьевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2966 раз
Библиографическое описание:
Огнетова, И. Ю. К проблеме педагогического конфликта в высшей профессиональной школе / И. Ю. Огнетова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 2. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1734/ (дата обращения: 16.12.2024).
Общение с другими людьми – неотъемлемая часть, необходимое условие полноценной жизни каждого человека. Самое хорошее в нашей жизни связано с общением. А самое неприятное? Тоже с общением, со взаимоотношениями дома и на работе. Размышляя о том, что мешает нормальному общению, взаимодействию мы чаще всего вспоминаем о конфликтах и о том, что с ними связано отсутствие взаимопонимания, угрозы, враждебность, обиды, попытки доказать свою правоту. Мы привыкли относиться к конфликтам как к явлению только негативному. Нам хочется их избежать. Но можно ли прожить без конфликтов? Чтобы ответить на этот вопрос, надо, прежде всего, определить что такое конфликт, прийти к согласию относительно значения этого слова.
Конфликт – форма социального взаимодействия между субъектами, возникающая по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей [6, с.15]. И хотя существуют различные определения конфликта, все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Отсутствие согласия обусловлено наличием различных мнений, взглядов, идей, точек зрения. С конфликтами, как с явлением неизбежным, не надо бороться. Ими надо управлять. Правильно организованное конфликтное взаимодействие – это верный, хотя и нелегкий путь к согласию. Конфликты могут возникать практически во всех сферах человеческой жизни, в том числе и при осуществлении профессиональной деятельности. Имеют свои характерные особенности и педагогические конфликты. Собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе «педагог – учащийся». Их специфика заключается в том, что в нем сталкиваются представители разных социальных групп, обладающих различным статусом. Говоря спортивным языком, педагог и учащийся выступают в разных весовых категориях. Цель педагога как воспитателя, руководителя заключается не в том, чтобы победить, навязать другому человеку свое решение, а, наоборот, укрепить его волю и разум, пробудить добрые чувства.
Известно довольно много классификаций конфликтов, базирующихся на различных критериях. Общая классификация такова: столкновения между группой и личностью; между группами; между личностями; внутри личности [2, с.49]. Но, как и все в нашем мире, конфликты имеют не только негативные, но и позитивные последствия. Позитивные последствия выражаются в развитии и гармонизации отношений между участниками конфликта, способствуют принятию обоснованных решений. Но чтобы направить конфликты в конструктивное русло, необходимо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные следствия. Для этого существуют организационные способы управления конфликтными ситуациями, а именно: четкая формулировка предъявляемых требований; соблюдение принципа единоначалия; установление общих целей, формирование общих ценностей; установление четких критериев оценки результатов деятельности.
Образование осуществляет сложнейшую функцию трансляции и воспроизводства культуры и одновременно развития человека и цивилизации. Это возможно только при условии продуктивного разрешения ряда ключевых противоречий, а именно:
образование одновременно и вводит в культуру, и способствует ее преодолению. Объясним это противоречие. Майкл Коул в своей книге « Культурно-историческая психология» утверждает, что человек « не видит культуру так же, как рыба не видит воды», поскольку культура есть среда его обитания. Это означает, что культурные преобразования появляются как необходимость лишь в ответ на обнаружение каких-то несоответствий. В свою очередь, чтобы эти несоответствия обнаружить, необходимо «подняться» над определенным типом культуры, выйти в межкультурный контекст, увидеть множество культур.
противоречие между целевыми ориентирами образовательной практики и декларациями соответствующих институтов. То есть с одной стороны, образование должно выполнять функции подготовки к будущей деятельности, а с другой – отвечать на запросы образующейся личности в области удовлетворения любопытства (непрагматического познания).
одной из наиболее противоречивых сторон образовательной деятельности является оценка. Проблема оценки заявляет о себе как специфический уровень совершенно особого рода деятельности другого человека. Эффективность педагогических «вложений» должна быть оценена, поскольку этот труд для общественного блага, труд, оплачиваемый обществом[1, с.29]. Человек учащийся, овладевающий тем, в чем другой, его учащий, компетентен, должен иметь возможность соотносить свои достижения с образцами.
Воплощение противоречий образовательных процессов в действующую конфликтную систему можно увидеть на модели, которая представляет собой пять конфликтных ситуаций, в образовании которых ведущим фактором является предмет конфликта:
1. Предметом конфликта является статус в иерархизированной системе отношений. Конфликтная ситуация возникает при интерпретации взаимодействия и/или собственных действий: а) как угрожающих фактически установившемуся или субъективно представляемому статусу; в) как помеха в процессе формирования желаемого статуса. Одна из сторон непременно наделяется экспертной функцией, то есть от нее зависит признание или непризнание статусного положения. Характер взаимодействия определяется как защита, доказывание или формирование статуса. Этот тип конфликта характерен при установлении отношений с педагогом как со значимой фигурой[8, с.151].
2. Предметом конфликта является показатель идентичности, принадлежности ( «я такой же, как…»). Такой тип ситуации характерен для половозрастной или другой групповой принадлежности.
3. Предметом конфликта является присвоенная разрывнось в некотором внешнем предметном материале. Буквально – что-то требует переделки, но для ее осуществления необходимо усилие над собой, потому что тот стереотип преобразования, который есть, не срабатывает. Конфликтная ситуация возникает как вопрос для себя – «Каким образом восстановить целостность предметного материала?» или иными словами, «Есть ли у меня такая способность?». Точным образцом такого типа ситуаций является учебная задача, когда она решается независимо от внешней учительской оценки. Такие задачи не имеют очевидного и простого способа преобразования, требуют серьезных напряжений, связанных с преодолением стереотипов, требуют «прорыва» к новому ресурсу для того, чтобы закрепив достижение, получить эффект учебности и восстановить чувство «могу» [7, с.186].
4. Предметом конфликта является чувство самооценки. Конфликтная ситуация возникает как реакция на спровоцированный процесс снижения самооценки. Подобного типа ситуации часто бывают неумышленно (или умышленно) спровоцированы педагогом, выставившим оценку, которой учащийся не ожидал. Расхождение между прогнозируемой и реальной оценкой приобретает характеристики внутреннего конфликта, если принятое педагогом решение не вызывает сомнения в справедливости. Появляются одновременно две оценки: желаемая и реальная. Переживается ситуация: « Я не смог, значит, я хуже, чем я о себе думаю? Нет, это не так!» Вот это «это не так!» надо себе доказать. Доказывание тоже представляет собой решение своеобразной задачи, связанной с поиском самооправдания. Главная цель – не утратить положительного самоотношения.
5. Предметом конфликта является чувство ответственности. Это конфликтные переживания собственной вины (неважно, есть ли ее объективные предпосылки) и стремление понести за это наказание, адекватное степени вины, и с другой стороны – попытки защититься от самонаказания через поиск смягчающих обстоятельств.
А теперь давайте рассмотрим причины возникновения педагогического конфликта в высшей школе. В чем же они заключаются? Во взаимодействиях студентов и преподавателей можно выделить наиболее характерные причины конфликтов[4, с.47]:
I. Путаница студентами своих социальных ролей. Некоторые из них до конца не осознали свою социальную роль и думают, что они в системе «ребенок-взрослый» и видят в преподавателях «родителей».
II. Неправильное оценивание преподавателями своей роли (преподаватель считает себя «родителем» для студентов) или позиции студентов (преподаватель думает, что студент – «ребенок», а студент считает себя «взрослым»).
III. Неулавливание студентами многоплановости их деятельности. Внутренняя структура деятельности студента в высшей школе является комплексной. Это учебная, научно-исследовательская, организационная и общественная деятельность. А студенты выбирают только один вид деятельности, исключая остальные.
IV. Различия в ценностных ориентациях. Период нестабильности в идейно-нравственной сфере российского общества, экономический кризис и обнищание большинства россиян стимулируют возрождение социалистических идеалов. В таких условиях конфликты в ценностных ориентациях (и не только в них) в педагогическом процессе вполне закономерны. Также различия во взаимных ожиданиях участников учебного процесса, которые охватывают широкий круг проблем от ценностных ориентаций до качества получаемых знаний и эффективности их усвоения, могут быть конфликтогенными[5, с.24].
Далее обратимся к особенностям педагогических конфликтов в высшей школе. Специфика педагогического конфликта в высшей школе состоит в том, что студент в значительно большей степени является самостоятельным субъектом педагогического процесса. Он выступает «заказчиком» типа образования и способен осознанно оценить предлагаемый ему «товар». Другая особенность во взаимодействии «преподаватель – студент» (характерная прежде всего для российского высшего образования) заключается в том, что преподаватель, обладая высоким профессиональным статусом в вузовской среде, в повседневной жизни опущен до самого низкого уровня. Это тоже является мощным фактором возникновения конфликтов[3, с.11].
Подводя итог, можно сказать, что преподавание – это, прежде всего, общение, общение доставляющее радость и раскрывающее полноту жизни. Но, как и все в этом мире, общение имеет и другую сторону. Отсутствие взаимопонимания, враждебность, обиды, угрозы – вот что мы обычно вспоминаем о том, что мешает нормальному общению, то есть о конфликтах. Не зная как поступить в конфликтной ситуации, преподаватель может совершить непоправимые ошибки, которые приведут к плачевным последствиям. Чтобы этого избежать, преподавателю высшей школы необходимы знания о педагогических конфликтах и их особенностях, а также умения ими пользоваться. Тогда педагог будет способен предугадать, предотвратить конфликт или сделать его протекание наиболее конструктивным, ведь от благоприятного разрешения конфликтов зависит эффективность обучения студентов.
Литература:
Гришина Н.В. Психология конфликта. – С.-Пт.,2003. –160 с.
Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М.:Экмос,1995. –215 с.
Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Д.,2002. –181 с.
Практическая психология для преподавателей. – М.,1997. – 135 с.
Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн.,1998. –220 с.
Рогаткина Т.А. Взаимодействие и конфликт в педагогическом процессе.//Основы психологии и педагогики высшей школы №4, 2001.
Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. –М.,1989. – 243 с.
Хасан Б.И. Конструирование и организация конфликтов в обучении. Развитие прикладных психологических исследований. –М.:ЭКСМНО, 1999. –187 с.