Проблема художественного восприятия в психолого-педагогической литературе
Автор: Неверова Анастасия Александровна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
Дата публикации: 02.11.2015
Статья просмотрена: 6783 раза
Библиографическое описание:
Неверова, А. А. Проблема художественного восприятия в психолого-педагогической литературе / А. А. Неверова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 44-48. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/196/9068/ (дата обращения: 19.11.2024).
Художественное восприятие является объектом изучения различных наук. Изучением указанного феномена занимаются как психологи (Л. Г. Жабицкая, Н. И. Никифорова, П.М Якобсон и др.); так и литературоведы (Г. А. Гуковский, Б. С. Мейлах, В. Е. Хализев, М. Б. Храпченко, Л. В. Чернец и др.); и эстетики (Ю. Б. Борев, Е. В. Волкова, О. А. Кривцун и др.).
В современной науке проблема художественного восприятия заключается в разработке методологии предмета, понятийного аппарата; в изучении сущности восприятия, его законов, механизмов, факторов и стадий развития.
В философском словаре восприятие описывается, как чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, воздействующих на органы чувств. Субстратом восприятия являются ощущения, образующие непрерывный комплекс в пространстве и во времени. Восприятие — это первичная ступень индивидуального познания, зависящая от отношений различных свойств, предметов и явлений. Восприятие базируется на прошлых знаниях связи, поэтому процесс познания становится осмысленным [5].
В педагогическом словаре восприятие характеризуется иначе. «Восприятие — психический процесс, возникающий в результате воздействия физических раздражителей на рецепторные поверхности анализаторов, отражающий предметы и явления действительности в совокупности их свойств и качеств [1].
Рассматривая данное понятие в психологической аспекте, было отмечено, что исследователи трактуют его с разных позиций: чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующего на наши органы чувств (С. Л. Рубинштейн); активный процесс извлечения информации об окружающем мире, включающий в себя реальные действия по обследованию того, что воспринимается (Дж. Гибсон); деятельность, имеющая перцептивную цель, задачи, действия, операции, продукт — образ и познавательные мотивы (А. Н. Леонтьев); процесс чувственно-образного отражения предметов и явлений в единстве их свойств (В. А. Ганзен; процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы (Б. Г. Мещерякова).
В трудах П. М. Якобсона восприятие в узком смысле понимается как «акт восприятия тех объектов, которые даны нашим органам чувств»; в широком смысле — означает, что в ходе длительного восприятия предмета, имеют место акты мышления, истолкования свойств предмета, нахождения систем различных связей и соотношений в воспринимаемом объекте [6].
В научной литературе найдены исследования восприятия времени, пространства (Д. Креч, А. Р. Лурия, Д. Н. Узнадзе); слухового восприятия, зрительного восприятия (Дж. Брунер; В. П. Зинченко; А. В. Запорожец), константности восприятия, восприятия фигуры и фона (Д. Н. Узнадзе, С. П. Рубинштейн), восприятия формы (В. Н. Дружинина, С. П. Рубинштейн), восприятия глубины, движения (Д. Э. Майерс); изучены факторы восприятия: установка, характер инструкции, прошлой опыт, особенности материала (К. Далленбах); выделены стадии микрогенеза восприятия: стадия генерического объекта, стадия специфического объекта и стадия понимания значения (Д. Фримен).
В исследованиях H. A. Ветлугиной, В. Вундта, И. Гербарта, И. Канта, Е. А. Флериной описано, что восприятие является познавательным процессом, который имеет ряд характеристик: предметность — отражение объектов и явлений реального мира в форме отдельных предметов, а не в виде набора не связанных друг с другом ощущений; целостность — отражение целостного образа предмета на основе выделения основополагающих признаков с одновременным абстрагированием от несущественных; структурность — свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры; константность — свойство воспринимать объекты и видеть их относительно постоянными по величине, форме и цвету; осмысленность — приписывание воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначение его словом, отнесение к определенной языковой категории; избирательность предпочтение выбора одних предметов или некоторых свойств, признаков перед другими предметами или их свойствами и качествами; апперцепция обусловливается воздействием опыта, умений, знаний, интересов, взглядов, определенного взаимоотношения, человека к действительности на восприятие.
А. Р. Лурия считает, что восприятие — это сложный процесс, в основе которого лежат сенсомоторные и речевые действия. Воспринимающая деятельность человека является результатом совместной работы нескольких анализаторных систем, близких к процессам наглядного мышления.
В исследовании В. Д. Глезера описано, что восприятие тесно связано с ощущениями и зрительными суждениями и является первой стадией мышления. Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Восприятие пространства, положения предмета в пространстве, его контуров, величины, рельефа, движения, покоя и изображения их на плоскости происходит движущимся глазом. Мышечное ощущение со зрительными чувствами играют в деятельности самого глаза существенную роль. Благодаря этому, глаз наподобие руки может ощупывать предмет.
В нашем исследовании под восприятием мы будем понимать познавательный психологический процесс, первичный анализ, происходящий в рецепторах, который дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью и в процессах которого складывается образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его признаков.
Переходя к изучению психологического феномена «художественное восприятие», было отмечено, что создание условий для всестороннего и правильного развития личности было актуально во все времена. Использование для этого различных видов искусства (литературы, кинематографа, музыки, живописи, театра и др.) дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства и интеллект, о чем свидетельствуют работы философов (Аристотель, Ю. Б. Борев, Г.Гегель, И. Кант, Т. Липпс и др.), психологов (Р.Арнхейм, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, В. А. Гуружапов, О. М. Попова, П. М. Якобсон и др.).
Впервые о проблеме художественного восприятия упомянуто в трудах Аристотеля, который рассматривал указанный процесс как «очищение души зрителя с помощью аффектов сострадания и страха». В теории «вчувствования» Т. Липпса, описано, что художественное наслаждение есть не что иное, как «объектированное самонаслаждение». Все эмоциональные реакции, возникающие у человека в момент восприятия искусства, являются лишь ответом на самые общие импульсы, посылаемые произведением. Главный эффект воздействия напрямую зависит от умения преобразовывать эти импульсы в собственное интимное переживание. Основополагающую роль при этом играют индивидуальное воображение и фантазия, способные создавать в вымысле «идеально возможную и полную жизнь».
Знакомство с психолого-педагогической литературой о художественном восприятии позволило установить, что этот процесс многоплановый и совмещает в себе: непосредственное эмоциональное переживание; постижение логики развития авторской мысли; богатство и разветвленность художественных ассоциаций, втягивающих в поле культуры в акт рецепции (П. М. Якобсон); способность освоения всего формосодержательного богатства, идейно-эстетического и эмоционального сплава художественного образа того или иного произведения искусства, прежде всего как субъектно-объективного отношения (П. Пави); активный творческий процесс, предполагающий включение потребителя искусства с автором (Р. Арнхейма); эстетическое, эмоционально-эстетическое и эмоциональные критерии оценки художественного объекта (Г. П. Крупник); процесс духовно-ценностной ориентации человека в мире, как акт становления образа мира, обретающего, дополнительные измерения «личностного смысла», сугубо индивидуального отношения человека к отдельным явлениям и миру в целом (А. Н. Леонтьев); психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства» (Л. С. Выготский); способность воспроизведения, воссоздания содержания, смысла произведения и его выразительности» (С. Л. Рубинштейн).
Ю. Б. Борев рассматривает художественное восприятие с двух позиций: с одной стороны как психический процесс, отображающий в сознании субъекта информацию, а с другой — как вид духовно-практической деятельности, не ограничивающийся перцептивным актом, включающий эмоциональное осмысление воспринятого, являющийся «сокровенным, интимным процессом, протекающим в глубине сознания человека [2].
П. М. Якобсон отмечает, что художественное восприятие — это целенаправленное психическое действие с чувственным познанием, связанным со сложными процессами синтеза и анализа различных впечатлений, которые мы получаем от реальной действительности [6].
В нашем понимании художественное восприятие — представляет собой познавательную деятельность, в которой благодаря перцептивным и интеллектуальным актам происходит активное овладение художественным образом.
В психологической литературе выделены личностный и деятельностный подходы к пониманию сущности художественного восприятия. В личностном подходе рассматривается взаимодействие средств и видов искусства, роль смысловых, мотивационных характеристик индивидуальности человека (Б. Г. Ананьев). Представители деятельностного похода (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. Я. Дорфман, С. Л. Рубинштейн, Г. С. Тарасова) полностью опираются на идеи Л.С Выготского, который утверждает, что восприятие искусства — это «творческая деятельность», «сложная и умственная работа». П. Я. Гальперин поясняет, что в данном процессе можно проследить становление интеллектуальной деятельности, характеризующейся переходом из внешнего во внутренний план.
В научной литературе найдены различные типологии художественного восприятия. В частности в современных психологических исследованиях художественное восприятие рассматривается как: познание самого себя (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин); эстетическое самовоспитание (Г. Н. Кудина, А. А. Мелик-Пашаев); художественное общение (В. М. Аллахвердов, А. А. Мелик-Пашаев, О. И. Никифорова []); как эмпатия (А. Р. Лурия).
Понятие «художественное восприятие» следует отличать от понятия «эстетическое восприятие», относящегося и к искусству и к явлениям действительности, в отличие от рассматриваемого нами феномена, который ограничен только искусством. Е. В. Волкова утверждает, что художественное восприятие заключается в проживания зрителем замысла художника, а затем в постижении эмоционально-образного содержания произведения. Е. М. Марков описывает художественное восприятие как «вхождение в созданную автором ситуацию и внутреннее действие в рамках поведения персонажей, мысленно перевоплощаться в них с помощью воображения.
Эстетическое восприятие — способность целенаправленно воспринимать, правильно понимать и создавать прекрасное в жизни и искусстве (В. Н. Шацкая []); созидательный процесс в результате которого происходит формирование творческой активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное, комическое, трагическое в жизни (Б. Т. Лихачев).
Развитие и становление личности осуществляется при взаимодействии человека с культурой, в которой он воспринимает и усваивает ее специфику. Немаловажным, а скорее, и определяющим источником культурной специфики становится художественный образ, выступающий в роли носителя культуры.
По мнению А. Н. Леонтьева «образ мира», выступает основой в структуре психического образа и определяется как активный фактор, обеспечивающий реализацию способностей человека, а также особые способности восприятия. Данное обстоятельство указывает на то, что человек, чтобы «состояться человеком» должен увидеть соответствующим образом мир, реализовать способность и возможность особого восприятия мира.
Психологический образ возникает и развивается благодаря взаимодействию человека с миром, с другим человеком, с собой в процессе становления предметной деятельности.
С. Д. Смирнов считает, что «образ мира» функционирует на трех уровнях: личностный (мотив, деятельность); интеллектуальный (значение, цель, действие); сенсорно-перцептивный (условия, операция). В его понимании построение образа восприятия является активным процессом, начинающимся с гипотезы.
Следовательно, восприятие художественного образа представляет осмысленный процесс видения отношений окружающей действительности, обусловленный развитием личности в целом.
В философских и психологических концепциях рассмотрены свойства художественного восприятия: эмоциональная напряженность (эмоциональность и интенсивность эмоциональных реакций); целостность и дифференцированность эмоционального и рационального моментов; многоуровневость восприятия (осмысление на разных уровнях сознания).
Изучение психологической литературы по указанной проблеме показало, что свойства художественного восприятия и свойства восприятия как общей психологической способности совпадают. В частности предметность восприятия в художественном восприятии будет проявляться как эмоциональность; целостность — как ассоциативность; структурность — как ритмическая упорядоченность; константность как аконстантность; апперцепция как «направление на воплощение»; избирательность как синхронность.
Рассматривая структуру художественного восприятия, исследователи выделяют определенные ступени. В частности С. Х. Раппорт представляет указанный процесс в виде взаимопроникающих слоев, и выделяет следующие стадии, которые могут меняться местами:
- Предкоммуникативная стадия — не фиксируется во времени, итогом которой выступает формирование общей художественно-психологической установки.
- Коммуникативная стадия — включает образование «предварительной эмоции», формирование образов художественных знаков, приобретение информации, объединение наблюдения и переживаний в художественное представление.
- Посткоммуникативная стадия — происходит осмысление воспринятого [4].
На основе предложенной С. Х. Раппортом структуры художественного восприятия Д. А. Леонтьев выделяет следующую схему художественного восприятия, которая включает этапы: 1) предкоммуникативный — выбор произведения и установка; 2) коммуникативный — физический контакт в материальной форме, деятельность сознания, подсознательная переработка произведения); 3) стадия вхождения реципиента в действительность художественного произведения (на основе механизма идентификации); 4) стадия переработки произведения; 5) стадия переживания, в процессе которой происходит внутренняя перестройка ценностно-смысловой ориентации личности; 6) стадия оценки произведения, которая позволяет понять состоялась ли функция обогащения смысловой перспективы культуры личности.
Существенной характеристикой процесса восприятия является то, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне, в его состав всегда входит высший уровень психической деятельности — речь. Обозначение воспринимаемого предмета словом обеспечивает более глубокое его познание и категоризацию.
М. А. Козловская [3], изучая проблему формирования художественного восприятия у подростков, разработала уровни формирования художественного восприятия, которые соответствуют видам формирования художественного восприятия:
низкий уровень — (нецелостное художественное восприятие) — произведения искусства не вызывают эмоций, школьники не способны сделать анализ произведения, наблюдается незаинтересованность искусством;
средний уровень — («эстетский» вид восприятия) — наблюдается ярко выраженный эмоциональный отклик на произведения искусства, умение видеть и подмечать красивое и художественное;
высокий уровень — (целостный вид художественного восприятия), который характеризуется восприятием центральной проблемы, поставленной в произведении, способностью к анализу причин, следствий, роли и взаимосвязей изображенных на картине явлений, восприятием взаимоотношений персонажей, восприятием эмоционального состояния произведения, сущности, индивидуальных особенностей предметов и их связи с окружением, то есть учащиеся с высоким уровнем сформированности художественного восприятия не только интересуются эстетской стороной искусства, но и способны делать глубокий анализ произведений искусства, могут уловить суть замысла и предположить дальнейшее развитие событий.
Обзор психологических теорий художественного восприятия позволяет выделить три уровня художественного восприятия (П. М. Якобсон [6]):
Первый уровень — элементарный уровень, на котором происходит усвоение сюжетной стороны произведения, зависит от культуры личности, её психофизических особенностей и опыта общения с произведениями искусства.
Второй уровень — заключается в понимании сущности произведения, включающий единый художественный образ, как явление действительности, содержит интерес, вызванный идейным содержанием.
Третий уровень — художественное видение, в котором выделяются художественно-значимые моменты, оценки предметов и явлений с точки зрения соответствия их художественному идеалу, в котором включается эмоциональный и интеллектуальный потенциал воспринимающего.
Ю. Б. Борев [2] выделяет следующие механизмы художественного восприятия: рецепционная установка;идентификация реципиентом образов и положений из произведения на собственную жизненную ситуацию; ассоциация, синестезия.
Рассмотрев механизмы, следует остановиться на факторах, которые могут быть задействованы на человека при взаимодействии с искусством.
Анализ психолого-педагогической литературы (О. А. Бычихина, Р. Грегори, A. B. Запорожца, М. А. Козловская, Д. Н. Узнадзе позволяет выделить факторы, влияющие на восприятие сложных объектов: задача, которая ставится перед субъектом и практическая деятельность, которая выполняется с этим объектом; значимость для восприятия предмета; значение для восприятия прежнего опыта человека, установка и предметное восприятие соответствующих изображений; индивидуальные различия (потребности, эмоциональный настрой, привычки и др.); уровень умственного развития субъекта; преобладание аналитического восприятия с выделением многих деталей у одних и синтетического целостного восприятия у других.
Д. А. Леонтьев выделяет группы факторов: 1) факторы, характеризующие личность реципиента (потребности, уровень эстетического развития, опыт взаимодействия с искусством, ценности личности); 2) факторы, относящиеся к произведению (эстетическая структура, смысл произведения, рекламно-информационная оболочка, которой может располагать реципиент до контакта с произведением); 3) факторы, характеризующие фон, на котором осуществляется взаимодействие (социальные нормы и ценности, культурный фон, стереотипы).
Таким образом, художественное восприятие — представляет собой познавательную деятельность, в которой благодаря перцептивным и интеллектуальным актам происходит активное овладение художественным образом.Художественное восприятие многопланово и совмещает в себе непосредственное эмоциональное переживание, освоение логики формирования авторской мысли, богатство и разветвленность художественных ассоциаций, втягивающих все поле культуры в акт рецепции.
Литература:
- Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь/ Б. М. Бим-Бад.-М.: Большая Российская Энциклопедия, 2008. — 528 с.
- Борев, Ю. Б. Эстетика/ Ю. Б. Бореев. -М.: Политиздат, 2002. — 393с
- Козловская М. А. Педагогические условия развития художественного восприятия подростков в образовательной школе: дис… канд. пед. наук/ М. А. Козловская. — Майкоп: 2012.
- Раппопорт, С. Х. От художника к зрителю: как построено и как функционирует произведение искусства/ С. Х. Раппопорт. — М.: Сов. художник, 1978. -237 с.
- Философский словарь/ под ред. И. Т. Фролова. -6 — е изд., перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1991. -474 с.
- Якобсон, П. М. Художественное восприятие/ П. М. Якобсон. — М.: Искусство, 1971. — 86 с.