Развитие воображения и творческого мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством эмоционального переживания ими художественных образов, созданных мастерами мирового изобразительного искусства
Автор: Милоградова Елизавета Генриховна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 20.04.2018
Статья просмотрена: 1992 раза
Библиографическое описание:
Милоградова, Е. Г. Развитие воображения и творческого мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством эмоционального переживания ими художественных образов, созданных мастерами мирового изобразительного искусства / Е. Г. Милоградова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 35-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14133/ (дата обращения: 23.11.2024).
В современной системе образования появилась необходимость подведения научной базы к психологическому сопровождению развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также к использованию современных развивающих педагогических средств на занятиях изобразительным искусством.
Применение психологически обоснованных способов обучения позволяет эффективно формировать у детей не только технические навыки и умения, необходимые для занятий творчеством, но и дают большую возможность для развития сенсорных процессов, воображения, эмоционально-образного мышления. У детей развивается способность к переживанию смысла произведения изобразительного искусства, т. е. умение прочувствовать и понять характер изображаемого персонажа, умение видеть пластичность образа и его динамику, умение понять настроение просмотренной картины и на основе этого научиться создавать выразительные образы в самостоятельном творчестве.
В статье описываются новые методы, применяемые на занятии изобразительным искусством с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Специально организованные занятия по изобразительному искусству обеспечили у детей повышение уровня развития воображения и образного мышления. Большинство детей научились создавать эмоционально-выразительные противоположные по настроению работы, привносить в работу элементы художественной выразительности, создавать выразительный цветовой образ.
Ключевые слова: воображение, эмоционально-образное мышление, переживание смысла произведения изобразительного искусства
Цель исследования: поиск новых методов для более глубокого, целостного и ускоренного развития творческого воображения и образного мышления ребенка дошкольного — младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: глубина переживания смысла произведений изобразительного искусства — необходимое условие развития творческого воображения и образного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Рассмотрим следующий вопрос: каким образом, переживание смысла произведения изобразительного искусства влияет на развитие творческого воображения у детей?
Ф. Е. Василюк в своем исследовании подчеркивает, что «переживание» — это особая внутренняя деятельность, внутренняя работа, с помощью которой человеку удается перенести те или иные жизненные события и положения, восстановить внутреннее равновесие. «Продуктработы переживания, пишет исследователь, всегда нечто внутреннее и субъективное — душевное равновесие, осмысленность, умиротворенность, новое ценностное сознание и т. д., в отличие от внешнего продукта практической деятельности и внутреннего, но объективного продукта познавательной деятельности (знания)» [1].
Возникновение творческого переживания связано с ситуацией кризиса, когда в результате тех или иных событий реализация жизненного замысла становится субъективно невозможной и возникает некий самосозидательный процесс, называемый творчеством.
С. Левин в своих исследованиях детского творчества отмечает, что в детских рисунках присутствует обширная гамма чувств, волнений, эмоций. Он пишет: «Эмоциональная возбудимость ребенка — основной источник яркой выразительности его творчества. Ребенок мгновенно загорается чувством любви или гнева, легко отдается грусти или ощущению счастья. Яркая эмоциональность — это и есть главное условие и причина возникновения детских рисунков. А где эмоциональность, переживания, там и выразительность» [5, с. 95].
Средства выразительности нужны для создания образа и передачи настроения, переживаний автора. Выразительность, отмечает С. Левин, в первую очередь зависит от силы дарования, смелости воображения, глубины переживаний автора.
Исследователями детского творчества было также отмечено, что дети редко рисуют на печальные темы, и еще реже на мрачные и трагические. Творчество ребенка пронизано радостью увиденного, восхищением и удивлением.
Задания должны быть наполнены эмоциональным и познавательным смыслом. Прежде всего, необходимо пробуждать в детях интерес к теме занятия, яркий эмоциональный отклик на произведение искусства, учить детей сопереживать герою. Нельзя сначала обучать ребенка изобразительной грамоте, определенным навыкам и умениям, а потом предлагать творческую работу — все процессы должны быть взаимосвязаны через эмоциональное восприятие произведений искусства, прочувствование темы занятия, образа будущей своей картины, героя. У ребенка на таких занятиях рождается собственный эмоционально-насыщенный образ.
Эмоциональный отклик возникает не только в качестве оценки собственного творческого продукта, но и при знакомстве с произведением искусства. Педагогу важно развивать чувственную сферу ребенка, умение эмоционально проживать то, что доносит до нас художник через произведения живописи, графики и скульптуры.
В. А. Гуружапов указывает на то, что дети оценивают произведение, исходя из своего личного отношения к его содержанию, но при этом их представления о смысле и назначении искусства различны. Для одних более важно образное содержание картины, для других — формальные признаки способа работы художника. Таким образом, содержание одной картины приобретает в сознании детей различный смысл. «За этими различиями скрываются разные смыслопорождающие системы понимания искусства, которое формируется в процессе всей жизни детей и прежде всего в процессе их обучения искусству» — пишет В. А. Гуружапов [3]. Из этого следует, что рассматривать произведения искусства с детьми нужно с точки зрения соответствия культурной норме отношения к искусству, т. е. воспитывать умение и желание зрителя видеть в форме произведения мысли и чувства, соответствующие замыслу автора.
Воображение детей связано с реальностью, опытом общения с готовыми продуктами культуры, пишет Полуянов Ю. А. [7]. Ребенок получает культурный опыт, впитывая творчество взрослых. Искусство учит и воспитывает, но большинству детей сложно повторить в рисунках то, что они видели на картине. Дистанция между шедеврами изобразительного искусства и их собственным изобразительным опытом настолько велика, что многим детям невозможно повторить их по памяти или скопировать. Тем не менее создания культуры часто становятся источником замысла детских рисунков. Произведения изобразительного искусства влияют на воображение детей главным образом тем, что они не только наводят на источник замыслов в окружающей действительности, но и показывают в ней то интересное, чего раньше они не замечали. Шедевры изобразительного искусства взрослых несут в себе не только глубокий психологический смысл, но и положительный заряд для развития самостоятельного творчества детей.
Б. М. Неменский отмечает: «Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей» [6 с. 5].
Из этого следует, что любящий рисовать ребенок нуждается в поддержке взрослого, готовом видеть в нем творческую личность и поддерживающим в нем интерес к изобразительному искусству в случае неудачи. Ребенок взаимодействует со взрослым не только через слово, но и через продукты творческой деятельности взрослых, он осваивает формы и функции предметов и окружающего мира так, как они воспринимались многими поколениями людей, принадлежащими той же культуре.
Рассмотрим методы преподавания изобразительного искусства, применение которых может существенно повысить результативность обучения и дать новый подход к освоению материала.
Новизна и отличительные особенности занятия изобразительным искусством заключается в том, что задания построены на основе методов, позволяющих детям включатся в творческий процесс через переживание смысла произведений мирового изобразительного искусства. В процессе такого переживания происходит развертывание воображения. Ценность произведения изобразительного искусства заключается в его психологической значимости для зрителя. Через картину, через выразительные средства изобразительного языка художник передает ребенку свои знания и способы передачи пластичности образа, его динамики, эмоционального выражения. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, умение переживать смысл произведений изобразительного искусства, тем ярче будет он сам, его внутренний мир и продукты его творчества. Через искусство мы сможем воспитать в ребенке позитивно-настроенную к проявлениям окружающего мира личность.
Для достижения этой цели наряду с воздействием самой картины на зрителя, для работы с детьми важно использовать на занятии следующие методы:
- Беседа о роли цвета, ритма, композиции и их роли при воплощении художественного замысла
- Метод перевоплощения: пантомима, проигрывание ролей персонажей картины, костюмированная постановка, если это портрет или сюжетная композиция
- Постановка совместно с детьми натюрморта из предметов, аналогичных тем, которые мы видим на живописном или графическом произведении, обсуждение роли цвета и освещения, ритм натюрморта
- Создание компьютерной анимации («ожившие картины») на основе репродукций картин мастеров изобразительного искусства, включая музыкальное сопровождение
- Изучение композиционных приемов произведения изобразительного искусства с помощью перекладки фигур из бумаги, графических и живописных средств: увидеть и изобразить на листе ключевые моменты композиции с помощью линий и пятен, найти какими средствами художник передает покой или напряжение в работе
Задания построены на основе изучения произведений мирового изобразительного искусства. Практические задания сначала отрабатываются на бумаге малого формата, а затем выполняются на больших листах, что дает детям больше раскрепощенности, возможность реализовывать свои творческие фантазии. С помощью средств выразительности учатся создавать художественный образ, передавать различные цветовые состояния, настроение, воплощать свой художественный замысел. Большое пространство листа помогает им полностью выплеснуть свои эмоции и дает возможность отобразить все задуманные образы, построить сюжет, самому быть участником действия своей картины. Для композиций со сложным сюжетом предусмотрены тонированные листы. Это позволяет решать другие задачи обучения — главное теперь не любование цветом, оттенками и цветовыми образами, а построение композиции с помощью ритма линий и пятен, возможность детализировать композицию или включить декоративные элементы.
Наряду с этим, детьми приобретаются базовые умения и навыки: владение различными техниками; умение продумывать композицию и воплощение задумок в работе; умение работать с эскизами, натурой; умение последовательно работать над композицией и т. д.
Использование игровых форм подачи материала легче воспринимается детьми этого возраста, легче усваивается, позволяет знакомить ребенка с основами изобразительного искусства уже на ранних этапах обучения. К тому же пробуждает интерес и закрепляет положительное эмоциональное восприятие этого вида деятельности, а также при дальнейших встречах с памятниками изобразительного искусства. Это решает задачу воспитания творчески-активной, эстетически-образованной личности.
Обучение включает:
– темы-знакомства с памятниками изобразительного искусства различных исторических эпох, начиная с самых древних и воплощение собственных задумок на основе увиденного;
– темы-изучения законов изобразительной грамоты, включающие обучение основам живописи, графики и композиции;
– темы-сопереживания с окружающим миром, миром себя, включающие темы из повседневной жизни, быт и портреты людей, профессии, будни и праздники.
Раскрытие каждой темы программы построено в соответствии с художественно-творческими задачами, которые важно реализовать на занятии.
Было выделено 4 основных этапа в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста основам изобразительного искусства:
1) создание творческой атмосферы занятия, погружение в мир образов по теме на основе личных впечатлений от произведений изобразительного искусства, а также в процессе прослушивания музыкальных, литературных произведений;
2) знакомство с памятниками изобразительного искусства через переживание смысла произведений изобразительного искусства: просмотр и анализ увиденного;
3) обучение основным приемам в овладении техникой, работе в разных жанрах, создание эскизов, зарисовок на основе проанализированных произведений мастеров;
4) самостоятельная творческая работа детей, анализ и оценка полученных результатов.
Коротко суть первого этапа можно выразить словами — удивление, восхищение; второго — изучение, анализ; третьего — поиск, открытие; четвертого — творчество, выражение, рефлексия.
Каждый этап имеет свои образовательно-развивающие доминанты:
- формирование знаний и умений детей наполнится особым смыслом, если будет опираться на личный опыт ребенка;
- знакомство со средствами художественного выражения, передача опыта, способом творческой изобразительной деятельности привлечет особое внимание детей, если будет базироваться на анализе произведений изобразительного искусства с яркой выразительной формой и содержанием;
- важен педагогический показ приемов работы с художественными материалами, т. к. наблюдение за процессом рисования формирует в сознании детей установку на восприятие педагога «как настоящего художника»;
- формирование эмоционально-целостного отношения к произведениям изобразительного искусства будет происходить в особой атмосфере, если соединится с элементами театрализации, пантомимой, прослушиванием музыкальных произведений, песен, стихов, загадок. Такая подача материала усилит переживания детей, всколыхнет их воспоминания, придаст занятию особый эмоциональный настрой.
- особый этап занятия — анализ и оценка выполненных работ. При этом важно дать оценку не только конечному рисунку, но и всем этапам работы. Во время анализа рисунка сначала важно сделать акцент на удаче ученика, а затем наметить горизонты для новых поисков.
Таким образом¸ раскрытие каждой темы будет более эффективным, если осуществлены следующие педагогические условия:
– создана особая, благоприятная для восприятия и творчества эмоциональная атмосфера занятия;
– сообщение нового для детей материала основано на учете уровня подготовки детей к восприятию темы;
– выполнение упражнений, набросков и зарисовок проходит в игровой форме, как более доступной для восприятия темы детьми;
– индивидуальный подход к каждому воспитаннику осуществляется с учетом способностей, склонностей и интересов ребенка, его возрастных возможностей;
– выполнение творческих заданий предполагает возможность для детей поиска средств художественного выражения (в арсенале ребенка листы разного размера и цвета, есть выбор разнообразных живописных, графических и др. художественных материалов);
– получение и закрепление полученных знаний и навыков осуществляется в личностно значимой для ребенка форме, с помощью интересного диалога, беседы, с использованием вопросов, загадок, игр и т. п.;
– по итогам занятий организуется выставка детского изобразительного творчества, экспозицию которой составляют работы всех детей.
Проведение занятия включает в себя постоянно сменяющие друг друга этапы, виды деятельности, позволяющие развивать у детей разные способности: расширение кругозора, словарного запаса, развитие речи, развитие коммуникативных способностей, умение выступать, рассказывать о своей работе, развитие личностных качеств через психологические игры, проигрывание ситуаций, сопереживание герою, создание образа, развитие воображения, глазомера, моторики и т. д.
Полученные знания и умения проверяются при помощи экспертной оценки педагогом и активного участия детей в выставках, конкурсах и конференциях. Основными критериями оценки детских работ являются творческий подход, оригинальность композиционного и цветового решения, умение создавать в изображении эмоционально-яркий образ.
Обучение обуславливает необходимость организации как групповых, так и индивидуальных выставок.
Литература:
- Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М.: изд-во Моск. Ун-та, 1984. — 200с.
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
- Гуружапов В. А. Как учить детей понимать изобразительное искусство. Очерки психологии порождения смысла произведений живописи и графики. РИА «Мы и Мир», Москва, 1999. — 105с.
- Запорожец А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка/А. В. Запорожец//Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1986.
- Левин С. Д. Ваш ребенок рисует. — М.: Советский художник, 1979. — 271 с.
- Неменский Б. М., Неменская Л. А., Горяева Н. А. «Изобразительное искусство», рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 1–4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М., Просвещение, 2011. — 61 с.
- Полуянов Ю. А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством//Вопросы психологии. — 1998. — № 5. — С. 94–101.
Ключевые слова
воображение, эмоционально-образное мышление, переживание смысла произведения изобразительного искусстваПохожие статьи
Использование нетрадиционной техники рисования в младшем дошкольном возрасте
Формирование творческой личности — одна из самых важных задач в современном мире. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти...
Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста
В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрос-лых, так и на детском чтении. Исследователи отмечают проявление следующих негативных тенден...
Интерактивные методы в педагогике дошкольного образования
Дошкольный возраст — это время, когда у ребенка начинает вырабатываться восприимчивость к обучению различным новым для него навыкам. Именно поэтому в этот период как никогда важно уделить максимум внимания развитию различных познавательных процессов ...
Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС
В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет из опыта работы воспитателей)
Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетиче...
Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности
Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...
Применение арт-терапии в старших группах детского сада
Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в ...
Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения
В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...
Структурно-логические таблицы как средство формирования функциональной грамотности учащихся на уроках химии
Современное общество ставит перед учителями задачу развития ученика в новых информационных условиях, поэтому миссия учителя заключается в его обновлённой роли — роли проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в ...
Развитие творческих навыков воспитанников Нахимовского военно-морского ордена Почета училища через создание фотопроектов в обучении
В статье рассматривается методика внедрения фотопроектов в обучение как средство развития творческих навыков обучающихся. Фотография, как искусство самовыражения предоставляет нахимовцам возможность выразить свои идеи и чувства, стимулируя тем самым ...
Похожие статьи
Использование нетрадиционной техники рисования в младшем дошкольном возрасте
Формирование творческой личности — одна из самых важных задач в современном мире. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти...
Эффективные формы и методы работы по развитию интереса к художественной литературе у детей среднего дошкольного возраста
В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрос-лых, так и на детском чтении. Исследователи отмечают проявление следующих негативных тенден...
Интерактивные методы в педагогике дошкольного образования
Дошкольный возраст — это время, когда у ребенка начинает вырабатываться восприимчивость к обучению различным новым для него навыкам. Именно поэтому в этот период как никогда важно уделить максимум внимания развитию различных познавательных процессов ...
Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС
В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих сп...
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет из опыта работы воспитателей)
Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетиче...
Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности
Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...
Применение арт-терапии в старших группах детского сада
Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в ...
Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения
В статье рассматриваются вопросы развития коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования элементов театрализованной деятельности в процессе логопедического сопровождения. Для ис...
Структурно-логические таблицы как средство формирования функциональной грамотности учащихся на уроках химии
Современное общество ставит перед учителями задачу развития ученика в новых информационных условиях, поэтому миссия учителя заключается в его обновлённой роли — роли проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в ...
Развитие творческих навыков воспитанников Нахимовского военно-морского ордена Почета училища через создание фотопроектов в обучении
В статье рассматривается методика внедрения фотопроектов в обучение как средство развития творческих навыков обучающихся. Фотография, как искусство самовыражения предоставляет нахимовцам возможность выразить свои идеи и чувства, стимулируя тем самым ...