Среди различных задач, решаемых кадровыми службами в различных организациях, одной из ведущих является подбор квалифицированных кадров, их рациональная расстановка с учетом способностей, склонностей, индивидуальных особенностей и возможностей каждого работника, формирование резерва на руководящие должности из числа наиболее перспективных сотрудников. Существенную помощь в решении данной задачи может оказать научно обоснованная система психологической оценки кандидатов на работу.
Психологические различия между людьми могут быть настолько значительны, что некоторые сотрудники, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть определенной деятельностью, фактически не могут достигнуть необходимого минимума профессионального мастерства.
Значительную роль играет прогноз успешности профессиональной деятельности сотрудника, в основе которой лежит зависимость от потенциальных возможностей личности. Но, прогноз профессиональной успешности человека на основании диагностики его способностей часто бывает неудовлетворительным. Профотбор эффективен лишь в том случае, если ему предшествуют психологическое изучение конкретной деятельности и тщательная научная разработка системы диагностики и прогнозирования способностей и если диагностическая процедура отвечает требованиям научности, практичности и объективности [18, с. 116].
Для более подробного анализа данной проблемы, установим систему дефиниций понятий «успех», «профессионализм», «профессионал», «социальная успешность», «индивидуальная успешность», «профессиональная успешность», выделим социально-психологические факторы, оказывающие влияние на профессиональную успешность сотрудников. Данные понятия уже прочно вошли как в нашу жизнь, так и в понятийный аппарат современной психологии. Это связано с тем, что в современных жизненных реалиях направленность личности на достижение успеха многими учеными рассматривается как значимое условие личностного развития и важный фактор достижения стабильности общества в целом [12].
В зарубежной психологической литературе, начиная с середины ХХ века в русле гуманистического, когнитивного подходов, индивидуальной психологии стала разрабатываться феноменология успешности как важная составляющая базовой потребности человека. Было выделено два основных психологических направления. Первое направление связано с изучением условий достижения успеха и успешности, в процессе самореализации и самоактуализации личности (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Г. Юнг и др.) [11, с. 237–239]. Во втором — усилия исследователей сконцентрированы на психологическом содержании сущности личностного успеха. Особое внимание уделяется изучению мотивации достижения, уровня притязаний, самоэффективности, самооценке, локус-контролю, целеполаганию, рефлексии, смысложизненным ориентациям, социального интеллекта (Дж. Аткинсон, А.Бандура, Р. Берне, Т. Дембо, У. Джемс, А. Комба, К. Левин, Д. Макклелланд, Д. Райнис, Т. Роттер, Л. Фестингер, Ф. Хоппе, А. Хофман и др.) [2, с. 352–353].
Н. Фетер и Т. Роттер показали, что результат деятельности приобретает для личности положительный или отрицательный знак лишь в той мере, в какой он имеет значение для собственного достижения [13, с. 140]. Дж. Аткинсон объясняет успешность в поведении и деятельности человека различными личностными моделями мотивации достижения. В отличие от других авторов, он рассматривает мотив успеха как автономную потребность, которая почти не связана с остальной структурой личности и ее ценностными ориентациями [2, с.127–128]. Р. Роттер считал, что одним из психологических компонентов успеха является локус контроль — склонность личности видеть источники управления своей жизнью преимущественно либо во внешней среде («экстернальность»), либо в себе самой («интернальность) [2, с. 137].
Таким образом, в современных зарубежных источниках успешность рассматривается как одна из важнейших характеристик профессиональной деятельности.
Исследовательский интерес отечественных ученых первоначально был сосредоточен на проблемах успешности в различных сферах деятельности: производственной (P. M. Загайнов, В. Г. Зазыкин, В. Н. Кузнецов), военной (П. А. Корчемный, Л. Г. Лаптев, В. Г. Михайловский, В. Н. Селезнев), организаторской (И. В. Перминова), спортивной (Н. Л. Ильина, Р. Л. Кричевский, М. М. Рыжак), брокерской (Т. В. Корнилова, В. Г. Булычкина, А. П. Корнилов). Позже предметом изучения стали вопросы, связанные с психологической природой успешности, определяющими ее факторами, спецификой карьерной успешности (И. Б. Котова, О. С. Канаркевич, А. А. Мигель, Г. Г. Геворкян) [6, с.23–26].
Исследователями предлагаются различные критерии оценки профессиональной деятельности. Например, Н. А. Аминов и М. В. Молоканов в качестве ведущего критерия оценки успешности деятельности выделяют:
− индивидуальную успешность — достижения человека по отношению к самому себе во времени;
− социальную успешность — достижения одного человека по отношению к достижениям других людей [7, с. 36].
Рассмотрим содержание понятий «профессионализм» и «профессионал», представленные в акмеологии:
− «профессионализм» — система, состоящая из четырех взаимосвязанных подсистем: профессионализма личности, профессионализма деятельности, нормативности деятельности и поведения и продуктивной Я-концепции;
− профессионализм деятельности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью;
− профессионализм личности — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста;
− нормативность деятельности и поведения — качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень нравственной регуляции профессиональной деятельности и поведения;
− продуктивная Я-концепция — качественная характеристика субъекта труда, отражающая устойчивую осознанную и переживаемую как неповторимую систему представлений субъекта о самом себе, на основе чего он строит свои отношения и взаимодействия [7, с. 456].
Становление профессионализма — это целенаправленный процесс реализации личностно-профессионального потенциала и достижения личностной зрелости и профессиональной компетентности субъекта профессиональной деятельности, обусловленный социальной ситуацией, ведущей деятельностью, творческими возможностями самого индивида. При этом становление профессионализма предполагает не только потребность индивида в профессиональной деятельности, но и ценностные ориентации личности на профессиональный рост.
В процессе становления профессионализма выделяют несколько этапов.
- Этап формирования намерений — характеризуется установлением отношения человека к профессии.
- На этапе профессиональной подготовки происходит формирование основ профессионализма, развиваются адекватные представления о профессии, формируется психологическая структура, обеспечивающая эффективность профессиональной деятельности.
- Этап профессиональной адаптации характеризуется активным освоением новой социальной роли и приспособлением к новому коллективу, самостоятельным выполнением профессиональной деятельности, которая предстает перед молодым специалистом в виде разнообразных и взаимосвязанных деятельностей.
- Этап обретения целостности разделяют на две стадии: стадию профессионализации и стадию мастерства. Первая характеризует стабильно функционирующего специалиста, вторая — специалиста — новатора.
Достижение профессионализма в акмеологическом понимании связано не только с достижением профессионального мастерства, но и с развитием важнейших личностно-профессиональных качеств (целеустремленность, инициативность, организованность др.), черт характера (упорство, настойчивость, последовательность и др.), интеллектуальных качеств, раскрытием творческого потенциала личности и ее нравственным совершенствованием [8, с. 170–179].
Исследования Е. А. Климова, О. Родиной позволяют говорить о внешних и внутренних критериях оценки успешности профессиональной деятельности. Внешние критерии оценки, предъявляемые сторонними наблюдателями, основываются на взаимопонимании — при работе с коллегами, на инициативности — при выполнении заданной работы, они измеряют эффективность профессиональной деятельности. Внутренние критерии оценки профессиональной деятельности основаны на собственном представлении о конечном результате труда. Они складываются в результате сопоставления факторов внешней оценки и получаемого вознаграждения за труд, измеряя степень самоудовлетворенности [14].
Один из важнейших вопросов психологии труда — вопрос о том, в какой мере профессиональная успешность зависит от способностей работника, насколько возможны компенсация и развитие профессионально-значимых свойств. В решении этих вопросов психология труда опирается на теорию способностей, разработанную советскими психологами Б. М. Тепловым, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьевым, А. Г. Ковалевым и др.:
во-первых, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой — либо деятельности;
в-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у данного человека, центральный признак способностей — успешность выполнения деятельности [7, с. 136].
В этом классическом определении способностей, данным Б. М. Тепловым, центральный признак способностей — успешность выполнения деятельности. Само понятие «успешность» неоднозначно. Главным образом, это продуктивность, производительность труда. В качестве способностей могут выступать и свойства индивидуума (особенности его познавательной, эмоциональной, волевой деятельности) и отношения личности [15, с.92–97].
Профессиональная успешность личности предполагает наличие обратной связи, которая проявляется в подтверждении (или отрицании) этой успешности (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев и др.). Она может выступать в виде оценок окружающими результатов и способов активности личности, в виде обращенности к личности ожиданий, требований, а также в виде её собственной оценки удачных (неудачных) способов самовыражения [1, с. 284–287].
Теоретический анализ работ по профессиональной успешности (В. А. Бодров, А. К. Маркова, А. К. Осницкий, Э. Ф. Зеер, и др.) позволяет выделить ряд критериев ее оценки: внешние (результативность работы; эффективность взаимодействия с людьми в процессе труда; инициативность в деятельности) и внутренние (удовлетворенность субъекта труда своей профессиональной деятельностью).
Конкретный вид деятельности должен иметь свои критерии успешности. По мнению Н. В. Самоукиной, успех в профессиональной деятельности проявляется в достижении значимой цели и преодолении или преобразовании условий, препятствующих данной цели [16, с. 196–199]. Уровень успешности зависит от индивидуально-психологических особенностей личности, развития ее аффективно-волевой сферы, познавательных способностей, уровня развития самосознания, отношения к «Я», меры доверия к миру и к себе, характера системы оценок и самооценок, уровня притязаний, мотивации достижения, интернальности или экстернальности локуса контроля, системы ценностных ориентаций, коммуникативных навыков, уверенности в себе, развития способностей к самоутверждению.
В. П. Каширин и В. А. Сластенин указывают на обусловленность профессиональной успешности уровнем притязаний. При этом важно, чтобы мотивация достижения была системно связана с волевыми качествами личности и, в частности, детерминирована интернальным локусом контроля и личностной каузальности, позволяющими личности брать ответственность за достижение успеха в поведении и деятельности на себя, а не полагаться на случай, везение и т. д. [5, с. 27].
Регуляторная функция субъективного критерия успеха личности заключается в установлении границ, допустимых с точки зрения субъекта деятельности, расхождений между реальными и запланированными результатами, в отношении любых конкретных параметров, признаваемых их существенными. Если результаты не выходят за эти границы, то деятельность считается исполнителем успешной, либо подлежит коррекции, направленной на устранение чрезмерного рассогласования, либо пересматриваются критерии, либо деятельность прекращается, а цель считается нереализованной. Конкретный вид деятельности должен иметь свои критерии успешности. Неслучайно в каждой многопрофильной профессии происходит закономерный процесс — определение границ своей профессиональной сферы, своей максимальной и продуктивной компетенции, то есть выбора более узкой, конкретной специализации.
Некоторые авторы, в частности М. Д. Утюжников, предложил «шкалу успешности», которая предполагает нижний уровень профессиональной успешности, который обозначается как номинальный, затем потенциальный, перспективный и, наконец, высший — оптимальный [4, с. 43].
Следует отметить еще одно положение, выдвинутое Б. Г. Ананьевым. Он рассматривает в качестве предпосылок успешности какой-либо деятельности не просто сумму необходимых свойств, а определенную структуру способностей и одаренности, их «функциональный состав», различное сочетание в нем сенсомоторных, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов, неравномерно и своеобразно развивающихся в различных видах деятельности. При изучении этой структуры Б. Г. Ананьев предлагает исходить из функционального состава той или иной деятельности. В изучении успешности сложились сходные исторические тенденции. Выделим некоторые из них [17, с. 117–119].
- Число компонентов, составляющих успешность, выделяемых учеными, исторически прогрессивно возрастает (способности, интеллект, знания, умения, навыки, профессионально важные качества, компетентность, компетенции, ресурсы, потенциал, потенциалы личности и т. п.).
- Введение новых понятий, отражающих успешность деятельности субъекта, не является радикальным и окончательным решением. Их содержание в разных дисциплинах и даже в границах одной дисциплины сильно разнится, их структура крайне неопределенна, состав их компонентов тяготеет к бесконечности.
- С середины ХХ века в структуре личности стали выделять составляющие, непосредственно связанные с успешностью (самоактуализация, самоэффективность, локус контроля и т. п.). В конце ХХ века в психологии труда стала складываться обратная тенденция — введение в состав профессиональной успешности высших личностных образований: «внепрофессиональных потенциалов», «духовности», «духовных способностей» и т. п.
- В середине ХХ столетия в понимании профессиональной успешности стали складываться подходы, альтернативные традиционным. Так, например, Е. А. Климов, В. С. Мерлин и др. постулировали возможность достижения высоких и высших профессиональных результатов лицами с разными природными задатками и способностями, возможность компенсации ограничений одних способностей другими посредством формирования адекватного индивидуального стиля деятельности. Многие исследователи приписывают значительные ресурсы повышения эффективности деятельности когнитивным стилям, стилям руководства и др..
- Практика решения задач по оценке профессиональной пригодности и успешности представителей социотехнических профессий с опорой на стандартные методики нередко дает сравнительно невысокие коэффициенты корреляции и обычно лишь с частью шкал (субтестов) в социономических профессиях она часто менее эффективна [9, с. 423–425].
Задачи оценки и прогноза профессиональной успешности людей, в том числе с опорой на оценку их способностей относятся к непростым задачам исследований, поскольку алгоритм решения отсутствует. В понимании успешности более продуктивными нам видятся подходы, дополняющие исторически сложившийся подход. Один из таких дополнительных подходов — обращение к широкому контексту деятельности и жизнедеятельности человека и привлечение к анализу новых реалий. Необходимо изменение самих исходных положений, координат научного анализа. В основу представлений об успешности должны быть положены не отдельные свойства (качества) — способности, мотивация и т. п., или их комплексы — ПВК, компетенции и т. п., присущие исключительно одному субъекту, легко актуализируемые и проявляющиеся спонтанно, а потенциально доступные субъекту свойства (качества), состояния и условия, в том числе свойства среды и других людей, которые субъект может использовать.
Исследования зарубежных и отечественных психологов позволяют предположить, что профессиональная успешность или неуспешность зависят от ряда факторов: адаптивности субъекта профессиональной деятельности (Л. М. Митина, В. А. Толочек, Б. Г. Ананьев, М. Г. Андреева); профессиональной пригодности (Е. А. Климов, К. М. Гуревич, В.А Бодров, Б. Г. Ананьев); профессионального здоровья личности (Дэвид В. Кантер, Эд Динер, М. Селигман); профессиональной компетентности (Дж. Равен, А. Г. Асмолов, О. М. Атласова, О. О. Бандура, А. К. Маркова, Л. М. Митина, С. Б. Елканов); выраженности мотивации профессиональной деятельности (А. Адамс, А. Маслоу, Г. Майлс, Б. Скиннер); активности личности (А. Маслоу, Дж. Роттер, Э. Эриксон, А. А. Деркач).
Таким образом, сущность и содержание понятия «профессиональная успешность» раскрывается посредством учета специфики профессиональной деятельности и тех требований, которые она предъявляет к личности сотрудников. Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждают его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Важнейшей характеристикой профессионала высочайшего уровня, проявляющейся в рассматриваемой ситуации творческого поиска, является, с одной стороны способность делать выбор, а значит ощущать свою свободу, с другой — нести ответственность за происходящие события и принятые решения.
По мнению многих зарубежных и отечественных авторов, ряд социально-психологических факторов, влияющих на профессиональную успешность, это: адаптивность субъекта профессиональной деятельности, профессиональная пригодность, профессиональное здоровье личности, наличие профессиональной компетентности, выраженность мотивации профессиональной деятельности, активность самой личности. Ряд зарубежных и отечественных психологов считают, что профессиональная успешность или неуспешность зависят от ряда факторов: адаптивности субъекта профессиональной деятельности, профессиональной пригодности, профессионального здоровья личности, наличия профессиональной компетентности, выраженности мотивации профессиональной деятельности, активности самой личности.
Исходя из всего вышеперечисленного, можно заключить, что успешность — это характеристика профессиональной деятельности, включающая внешнюю оценку результата, достигнутого в ходе профессиональной деятельности, и оценку удовлетворенности специалиста профессиональной деятельностью.
Несмотря на изученность многочисленных факторов, которые способны повлиять на качество деятельности человека (мотивы, способности, характерологические особенности личности, особенности системы саморегуляции и другие структуры), до настоящего времени в психологии отсутствует однозначное понимание предпосылок успешности профессиональной деятельности субъекта.
Таким образом, проблема исследования профессиональной успешности является достаточно востребованной в психологической науке. Изучение влияния различных социально-психологических факторов на профессиональную успешность позволит повысить эффективность профессиональной деятельности сотрудников организаций на различных стадиях профессионального становления.
Практическая значимость изучения социально-психологических факторов профессиональной успешности состоит в том, что появится возможность решения важной прикладной задачи по развитию профессиональной успешности. Правильно подобранные методики для диагностики социально-психологических факторов успешности профессиональной деятельности могут быть рекомендованы практическим психологам различных организаций.
В настоящий момент актуальным представляется проведение прикладных научных исследований, направленных на разработку и совершенствование методик прогнозирования успешности профессиональной деятельности сотрудников различных организаций, а также необходимость исследования влияния социально-психологических факторов на профессиональную успешность сотрудников на всех стадиях профессионального становления.
Литература:
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.
- Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. Н.: НОРМА, 2001. 376 с.
- Бондаренко М. Б. Психологическая структура готовности к профессиональной деятельности (на примере военных профессий): автореф. … канд. псих. наук., Ярославль, 2019. 187 с.
- Бысюк А. С. Психологические факторы успешности профессиональной деятельности инженеров-метрологов: автореф. … канд. псих. наук. Тверь, 2012. 191с.
- Воронина А. С. Психологические условия профессионально-личностного развития сотрудников подразделений предварительного следствия МВД России: автореф. … канд. псих. наук. М., 2019. 196 с.
- Геворкян Г. Г. Сравнительная психология. Профессиональная успешность как предмет научной рефлексии в зарубежной и научной психологии // Гуманизация образования. 2015. № 5. С. 23–26.
- Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. Воронеж: МОДЭК, 2004. 752 с.
- Иванова Е. М. Психология профессиональной деятельности. М.: ПЕРСЭ, 2006. 382 с.
- Климов Е. А. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионализма. М., 2003. 456 с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. 352 с.
- Мясищев В. Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. 368 с.
- Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. 285 с.
- Профессиографическое описание основных видов деятельности сотрудников ГПС МВД России // под ред. М. И. Марьина, И. Н. Ефановой, М. Н. Полякова и др. М: ВНИИПО, 1998. 132 с.
- Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб., 2002. 461 с.
- Теплинских М. В. Концептуальные подходы к проблеме определения успешности профессиональной деятельности специалистов социальной сферы // Психология образования. Кемерово. 2007. № 25. С. 92–97.
- Толочек В. А. Современная психология труда: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. 479 с.
- Шадриков В. В. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 207. 185 с.
- Юридическая психология. Сборник научных трудов/Под ред. Проф. А. Р. Ратинова, докт.юрид.наук Г. Х. Ефремова. М.: 2008. 124 с.