Диалектические аспекты профессионального становления специалиста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 20.11.2018

Статья просмотрена: 319 раз

Библиографическое описание:

Дуреева, Т. В. Диалектические аспекты профессионального становления специалиста / Т. В. Дуреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 343-347. — URL: https://moluch.ru/archive/233/53934/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор задаёт и рассуждает на ряд вопросов, связанных со становлением личности как специалиста, предпосылок, приводящих к активной деятельности человека в профессиональной сфере или разрушающих его, жизненных и педагогических аспектов заставляющих стремиться к профессиональному росту, к развитию и углублению своих знаний, накоплению опыта, мастерства, к стремлению к высшей степени профессионализма?

Ключевые слова: амбициозность, профессионализм, движущие силы профессионального роста.

Работая уже несколько лет со студентами Педагогического колледжа, я наткнулась на такую проблему: почему многие молодые специалисты, довольствуясь полученным в учебном заведении «багажом знаний», постепенно деградируют как специалисты и уходят из профессии? Другая же категория, профессионально развиваясь, удовлетворяется внутренним самосовершенствованием — сама профессия и ощущения себя в профессии для них приносит моральное удовлетворение. Вектор профессионального развития в их случае направлен во внутренний мир личности, развивая и совершенствуя его. Такой специалист может достичь высокого уровня профессионализма, не претендуя на общественное признание, продвижение по карьерной лестнице, научной стезе. Здесь можно говорить о профессиональном альтруизме.

И третья категория выпускников — я их определяю, как профессионалы, — это целеустремленные и деятельные люди, которые стремятся к завышенным целям и достигают высоких уровней профессионализма, так называемого профессионального мастерства, быстро продвигаются по карьерной лестнице. В этом случае можно говорить о тщеславных или амбициозных личностях, стремящихся не только к профессиональному совершенствованию, но и к общественному признанию, достижению достойного положения в обществе и в профессии. В данном случае вектор профессионального развития направлен во вне, то есть во внешний мир.

Так что же является той побудительной движущей силой что толкает человека к профессиональному росту, к непрерывному совершенствованию и развитию в профессии, в чем истоки или гносеологические корни этого явления?

Анализ литературных источников показал, что в отечественной психологии и педагогике отсутствует единая точка зрения относительно источников или побудительных мотивов профессионального развития. Но практически все авторы выделяю оценочно-мотивационный компонент как главную движущую силу в профессиональном росте человека. Так, по мнению А. С. Богинской, движущей силой профессионального роста специалиста является взаимодействие личностно-мотивационный факторов и оценочно-рефлексивных свойств личности (Рис.1) [1]. Их циклическое взаимодействие образует новое качественное состояние личности и тем самым обеспечивает профессиональный рост человека.

Так, касаясь проблемы становления профессионализма, А. С. Богинская в своей диссертации «Педагогические предикторы становления готовности студентов ВУЗа к профессиональной педагогической деятельности» отмечает: «Компоненты готовности к профессионально-педагогической деятельности, относящиеся к сфере направленности, составляют круговой цикл, обеспечивающий профессиональное развитие: при этом личность не просто, адаптируется к выполнению профессиональных требования, а стремится к развитию, поиску новых способов решения и выходу за границы заданных условий. Иными словами, круговой цикл сферы направленности (интерес к деятельности, постоянная оценка результатов деятельности и рефлексия) обеспечивает прирост элементов операциональной сферы, что способствует движению в направлении профессионализма» [1].

Таким образом А. С. Богинская и другие авторы в качестве основной движущей силы в профессиональном становлении определяют мотивационную компоненту структуры готовности. Но достаточно ли простой мотивации и рефлексии для того, чтобы раскрутить маховик цикличности в профессиональном становления и развития личности, и если так то, что в мотивационной компоненте обеспечивает такое действие? И что же означает движение по циклу с постоянным приростом элементов операциональной сферы, т. е. количественных и качественных показателей, переводящих профессионализм на очередном этапе на более высокий уровень как ни движение по спирали? То есть развитие профессионализма идет не по замкнутому циклу, а по спирали. Таким образом развитие профессионализма, как и все развитие в мире подчиняется законам диалектики.

Очередной вопрос, на который я ищу ответ в своей работе со студентами это то, что же приводит к активной деятельности человека в профессиональной сфере, что заставляет его стремиться к профессиональному росту, к развитию и углублению своих знаний, накоплению опыта, мастерства, к стремлению к высшей степени профессионализма?

Простой созерцательной мотивации для формирования устойчивого стремления к совершенствованию явно недостаточно, здесь нужно что-то еще, чтобы заставляло человека неустанно двигаться в своем развития как профессионала и как личности вперед. Можно сколько угодно любить педагогику свою профессию, с душой относиться к своему любимому делу, поддерживать свой профессионализм на достаточном для осуществления профессиональной деятельности уровне, но не предпринимать никаких действий для своего дальнейшего профессионального и карьерного роста, т. е. удовлетвориться достигнутым уровнем своего развития. Таким образом для раскрутки спирали профессионального развития нужен некий психологический механизм, мобилизующий все ресурсы личности и побуждающий к активной деятельности, к преодолению трудностей в стремлении к поставленной цели. Ведь зачастую даже при наличии всех компонентов психологической готовности: мотивации, знания, компетентности, эмоций т. д., стремления к росту своего профессионализма может и не быть. В этом случае можно говорить о стагнации человека как специалиста, вследствие отсутствия у него здоровых профессиональных амбиций[1]. Таким образом можно сделать вывод, что движителем профессионального роста и развития личности в этом направлении являются профессиональные амбиции, но не просто амбиции как завышенные жизненные цели, жизненное кредо, а неудовлетворенные профессиональные амбиции.

Сам термин амбиции или амбициозность личности в различные периоды принимал различный смысл, от негативного до позитивного. Ранее в сознание амбициозность вкладывался негативный смыл, связанный с необоснованными претензиями человека, карьеризмом и т. д., что противоречило идеологическим установкам государства в то время. В силу этого в отечественной и педагогической и психологической науке в влияние личной амбициозности на формирование психологической готовности остается малоизученным. В настоящее время данное понятие связывают все больше и больше с успешностью в профессии, в науке, в общественном положении.

В отечественной психологической литературе понятие амбициозности рассматривается в двух взаимоисключающих аспектах: здоровой (адекватной) или нездоровой (неадекватной) амбициях. Нездоровые (неадекватные) амбиции контрпродуктивны, они не только не приносят положительных результатов в деятельности человека, но вызывают к нему негативное отношение в коллективе, обществе. И наоборот, адекватные амбиции, — это реальные, соответствующие своим возможностям устремления человека к завышенным, но вполне достижимым при определенных условиях целям. Такие амбиции приносят положительный результат и успех в профессии, помогают достичь поставленных целей, тем самым приносят как моральное, так и материальное удовлетворение.

Амбициозность — как черта характера является приобретенным, обусловленным воспитанием и окружающей средой (обществом) и в той или иной степени присуща всем людям, с той лишь разницей, что у одних она вызывает мобилизацию сил и интеллекта к реализации, у других так и остается в качестве неосознанных желаний. При этом важным фактором в формировании амбиций в целом и профессиональных в частности является мотивационный фактор, психические свойства и личностные качества человека, определяющие его характер (развитые когнитивные и рефлексивные качества, воля, решительность, настойчивость, стремление к саморазвитию и др.).

Амбиции в профессии — это завышенные цели, к которым движется амбициозные человек, мобилизуя при этом свой психический, интеллектуальный и физический потенциал. И заставляет это делать чувство неудовлетворенности, которое порождается несоответствием амбициозных целей, интеллектуальным и физическим возможностям и текущему положения человека в профессии.

Основываясь на это суждение, можно сделать предположение, что степень неудовлетворенные профессиональных амбиций и является тем движителем, который приводит в движение весь интеллектуальный и психологический потенциал человека в достижении вершин профессионального мастерства. И чем больше неудовлетворенность человека, тем больше он будет прилагать усилий в достижении поставленных целей, используя для этого все возможности своей операциональной сферы. В своем движении при достижении промежуточных целей и, казалось бы, удовлетворении профессиональных амбиций, на базе новых возможностей появляются все более новые цели, и начинается новый виток в развитии человека в профессии, но на более высоком уровне. Т. е. развитие человека как профессионала идет по спирали от уровня к уровню, постепенно обогащаясь новыми знаниями, опытом, компетентностью. Таким образом, развитие профессионализма, как и все движение в мире подчиняется законам диалектики Гегеля:

1) Закон единства иборьбы противоположностей (в борьбе противоположностей заключается источник развития);

2) Закон преобразования количественных отношений вкачественные (при достижении определенной стадии накопления количественных изменений происходит качественное изменение);

3) Закон отрицания (любая стадия процесса развития непременно сменяется новой стадией, на смену которой приходит еще более новая стадия). Иллюстрацией закона отрицания отрицания является спираль.

Так в чем же источник развития? Несомненно, это чувство неудовлетворенности, которое порождается двумя противоположностями, желанием и возможностями человека в профессиональном плане. С одной стороны личностные амбиции «Я хочу быть», а с другой стороны рефлексия и оценка своих возможностей «Я могу быть». В единстве и борьбе этих противоположностей, и проявляется диалектика интеллектуального и профессионального развития личности, скрытая в таком понятии как амбициозная неудовлетворенность. Это и есть проявления первого закона диалектики о единстве и борьбе противоположностей. При этом следует понимать, что амбициозная неудовлетворенность может иметь два вектора направленности: во внутрь системы (личности) и во вне, т. е. в окружающую среду, общность. В первом случае это вызывает чувство неудовлетворенности собой, уровнем знаний, опыта т. е. своей профессиональной подготовкой и стремление к своему развитию в профессии, без претензий на общественное признание. Во втором случае это также вызывает стремление к профессиональному развитию, но с обязательным признанием в обществе и достижению определенных моральных и материальных благ.

Согласно второму закону диалектики количественные изменения, произошедшие в личности педагога (накопление знаний, опыта, навыков, расширение профессионального кругозора и прочее) на новом витке переходят в качественные, т.е в более высокий уровень профессиональной компетентности. При этом психо-конструктивные способности личности вырабатывают новую стратегическую цель в профессиональной направленности специалиста и решение новых тактических задач по продвижению к поставленной цели. Таким образом педагог в своем развитии переходит на более высокий уровень компетентности. Следует отметить, что в случае необоснованных амбиций неудовлетворенные амбиции могут привести к озлоблению, замкнутости человека, и конфликтным отношениям с коллегами по педагогическому цеху и как итог уход из профессии.

И, наконец, согласно третьему закону диалектики достигнутая стадия процесса развития личности как профессионала сменяется новой, более высокого уровня. Т. е. процесс развития личности в профессиональном плане идет по спирали, а не по замкнутому циклу.

На рисунке 2 представлена спиралевидная схема профессионального развития человека. Здесь спираль — это накопленные изменения в профессионализме на психологическом и операциональном уровнях. Размах спирали определяется степенью рассогласования между желаемым и действительным, т. е. уровнем удовлетворенности амбиций личности. Чем больше степень профессионального удовлетворения достигнутым уровнем, тем меньше движущая сила и меньше наклон оси профессиональной направленности к оси профессиональной удовлетворенности, т. е. дольше будут достигаться уровни профессионализма и профессионального мастерства. В предельном положении, при отсутствии профессиональных амбиций, точка профессионального роста сводиться к нулевому, т. е. к начальному уровню. В зависимости от степени неудовлетворенности движущие силы будут изменяться. Чем больше амбиции, тем энергичнее будет стремление осуществить честолюбивую цель, замысел, идею.

Таким образом, взаимодействие мотивационной компоненты и оценочно-рефлексивных происходит не по замкнутому циклу, что привело бы к стагнации личности в профессиональном плане, а по восходящей спирали, вокруг оси профессионального роста или оси профессионализма, поднимаясь от простой профессиональной годности к профессиональной готовности и далее к профессиональному мастерству. А так как профессиональному совершенствованию нет предела, то спираль неудовлетворенных амбиций в своем движении также не имеет предела.

Следует отметить, что профессиональное развитие личности может иметь два вектора направленности: во внутрь личности (на повышение внутренней самооценки) и во вне личности (на общественное признание, научный и карьерный рост, материальные благо и т. д.). Но в том и другом случае удовлетворяются личностные амбиции или тщеславие, хотя последний термин мы привыкли воспринимать негативно. В первом случае профессиональное развитие направлено на внутренне самосовершенствование и профессиональный рост, без каких-либо карьерных амбиций или претензий на материальные благо. Во втором случае, превалируют признание общества, карьерный рост и прочие атрибуты успешности.

Идеальная модель педагогической деятельности, создаваемая в процессе профессиональной подготовки, включающая соответствия между личностью и трудом педагога должна содержать полное совпадение объективного содержания профессиональной деятельности и амбициозных ожиданий, что практически недостижимо. Таким образом возникновение противоречий между идеальной моделью и реальностью неизбежны и при определенных условиях, внутренних качеств личности, данные противоречия и становятся источником развития профессиональной направленности.

Законы диалектики распространяются и на психику людей, которая выступает нематериально отраженной сутью объективного мира человеческой деятельности. Понимание этого находит отражение в научных психологических публикациях при описании и анализе как общепсихологических процессов и явлений, так процессов профессионального развития человека. Согласно диалектическому закону «единства и борьбы противоположностей» основным источником профессионального развития является возникновение и разрешение внутренних противоречий личности. Эти противоречия проявляются в форме неудовлетворенных профессиональных амбиций, разрешение которых происходит через отрицание существующего профессионального уровня личности и через накопления новых качеств осуществляется переход на новый цикл развития. На новом этапе возникают новые амбициозные цели и вновь идет циклическое обновление личности как профессионала. Но так как амбициозность человека есть привнесенный из вне фактора (воспитанием, обучением, внешним окружением, мотивацией и др. факторами), то данный компонент может корректироваться в ходе учебного и воспитательного процессов. Воспитывать и прививать здоровые амбиции у студентов, значит нацеливать их на достижение завышенных целей, что приводит к усилению мотивационных компонентов психологической готовности и объективно стимулирует молодых специалистов к профессиональному развитию.

Таким образом, понимание природы и структуры понятия готовности к профессиональной деятельности и процессов становления и диалектику развития личности в профессии позволяет формировать научно-обоснованные подходы к как к формированию готовности студентов к профессиональной деятельности, так и закладывать психологический и интеллектуальный потенциал для его дальнейшего профессионального роста, т. е. непрерывного совершенствования и развития в профессии.

Вычленяя наиболее важные и необходимы качества человека в той или иной профессии, определяя мотивирующие и мобилизующие факторы к профессиональному развитию можно воздействовать на учащихся, закладывая в их сознание определенные целевые установки с целью их устойчивого становления и развития в выбранной профессии, т. е. в развитии профессиональной компетентности от простой профессионально подготовленности в высокому уровню профессионализма или профессионального мастерства. Именно в этом и должна заключаться практическая применимость исследований в области формирования готовности к профессиональной деятельности и профессионального развития личности.

Литература:

  1. Богинская А. С. / Педагогические предикторы становления готовности студентов вуза к профессиональной педагогической деятельности/Дис. на соискание ученой степень кандидата педагогических наук/Москва, 2017
  2. Диалектика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. И 4 доп.). — СПб., 1890–1907.
  3. Дружилов С. А. Уровни профессионализма, стадии профессиональной компетентности и самосознание: проявление закона диалектического отрицания в профессионализации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58815 (дата обращения: 07.06.2018).
  4. Колташов В. Г. Диалектическая психология. URL: http://lit.lib.ru/k/koltashow_w_g/text_0020.shtml
  5. Машин В. А. Проблемы исследования профессионализации операторов АЭС // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 63–71.

[1] Амбиции (латин. Ambition) -самолюбие, чувство чести (словарь Ушакова).

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное развитие, профессиональный рост, амбиция, профессиональная деятельность, профессия, высокий уровень, общественное признание, профессиональное мастерство, развитие, карьерный рост.


Ключевые слова

профессионализм, амбициозность, движущие силы профессионального роста

Похожие статьи

Социально-психологические факторы, влияющие на стремление к карьерному росту сотрудников в организации

Данная статья рассматривает концепции, которые затрагивают социально-психологическую проблематику успешности карьеры. Пристальное внимание уделяется раскрытию психологических факторов, оказывающих большое влияние для продвижения по карьерной лестнице...

Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки

Статья направлена на развитие личности будущего специалиста с помощью творческой деятельности. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового...

Психология успеха

Автор статьи попытался ответить на вопрос: что такое успех, каков психологический механизм выработки навыков, способствующих формированию мотивации к успеху? Как человек может запрограммировать свою жизнь, направив ее на путь, ведущий к достижению ус...

Определение инновационного потенциала выпускника педагогического вуза к осуществлению проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении

Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заклю...

Наставничество в контексте развития профессиональной идентичности начинающего учителя

Данная работа исследует значимость наставничества в процессе формирования профессиональной идентичности у начинающих учителей. Она анализирует роль наставнической поддержки в помощи новичкам установиться в профессии, освоить ключевые навыки преподава...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения

В статье рассмотрены проблемы использования ролевых игр в учебном процессе, показаны пути и средства их преодоления, обоснована эффективность данного методического приёма для развития способностей у обучаемых к самостоятельному творческому мышлению, ...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Похожие статьи

Социально-психологические факторы, влияющие на стремление к карьерному росту сотрудников в организации

Данная статья рассматривает концепции, которые затрагивают социально-психологическую проблематику успешности карьеры. Пристальное внимание уделяется раскрытию психологических факторов, оказывающих большое влияние для продвижения по карьерной лестнице...

Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки

Статья направлена на развитие личности будущего специалиста с помощью творческой деятельности. Она способствует проявлению у будущего специалиста самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового...

Психология успеха

Автор статьи попытался ответить на вопрос: что такое успех, каков психологический механизм выработки навыков, способствующих формированию мотивации к успеху? Как человек может запрограммировать свою жизнь, направив ее на путь, ведущий к достижению ус...

Определение инновационного потенциала выпускника педагогического вуза к осуществлению проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении

Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заклю...

Наставничество в контексте развития профессиональной идентичности начинающего учителя

Данная работа исследует значимость наставничества в процессе формирования профессиональной идентичности у начинающих учителей. Она анализирует роль наставнической поддержки в помощи новичкам установиться в профессии, освоить ключевые навыки преподава...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения

В статье рассмотрены проблемы использования ролевых игр в учебном процессе, показаны пути и средства их преодоления, обоснована эффективность данного методического приёма для развития способностей у обучаемых к самостоятельному творческому мышлению, ...

Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения

В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Задать вопрос