Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 2. Об амбициях в профессии педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (242) январь 2019 г.

Дата публикации: 24.01.2019

Статья просмотрена: 1636 раз

Библиографическое описание:

Дуреева, Т. В. Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 2. Об амбициях в профессии педагога / Т. В. Дуреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 388-391. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55850/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор продолжает рассуждать на тему амбиций и амбициозности в профессии педагога (1 часть статьи в журнале «Молодой ученый» (№ 3 (241), январь 2019 г., рубрика «Педагогика»). Автор делает упор на то, что эти качества педагога можно рассматривать в качестве одного из важнейших факторов мотивационной сферы, обеспечивающих становление и развитие личности в профессии, использовать данный фактор в качестве прогнозного критерия разработке научно-обоснованных методик подготовки молодых специалистов.

В наш исторический период, на сломе двух мировоззренческих парадигм- коллективистского и индивидуалистического понятийный дуализм данного термина приобретает все более и более приобретает «здоровый» смысловой оттенок.

Амбициозность, как черта личности, присуще в той или иной степени любому человеку. Эта черта или свойство характера является важнейшей частью мотивационной сферы профессиональной деятельности человека, определяющее в конечном итоге его развитие или стагнацию в профессии. Особенно она актуальна в профессии педагога, профессиональный рост которого в значительной степени зависит от его стремления к завышенным, т. е. к амбициозным целям в профессии. В настоящей статье мы постараемся изложить свой взгляд значение амбициозности в профессиональной деятельности педагога.

В жизни мы имеем многочисленные примеры тому, что в профессии педагога далеко не все достигают высокого уровня профессионализма. И дело здесь не в их профессиональной подготовке, в знаниях предмета, опыте и профессиональных навыках. Многие молодые педагоги, прекрасно образованные и, казалось бы, талантливые довольствуются только полученным в учебном заведении багажом знаний, постепенно деградируют как специалисты и уходят из профессии. Сегодня специалистов с педагогическим образованием можно встретить во многих сферах профессиональной деятельности, от коммерческих менеджеров, страховых агентов до программистов или средней руки бизнесменов. Это объясняется во многом социально-бытовыми условиями, девальвирующих мотивацию к профессии педагога, или ошибками в выборе профессии, но не только в этом.

Мы знаем прекрасных педагогов, знающих свой предмет как говориться «от и до», но занимающих скромное место преподавателя, и не стремящихся к преподавательской ни к научной карьере. Другая категория специалистов профессионально развиваясь, довольствуется внутреннем самосовершенствованием, когда сама профессия и ощущения себя в профессии приносит моральное удовлетворение. Вектор профессионального развития в данном случае направлен во внутренний мир личности, развивая и совершенствуя его. Такой специалист может достичь высокого уровня профессионализма, не претендуя на общественное признание, продвижение по карьерной лестнице, научной стезе. Здесь мы говорим о профессиональном альтруизме. Такое альтруистическое отношение к своей профессии положительно оценивается как в ученической среде, так и среди коллег по работе.

И третья категория профессионалов, — это целеустремленные и деятельные люди, которые стремятся к завышенным целям и достигают высоких уровней профессионализма, так называемого профессионального мастерства, быстро продвигаются по карьерной лестнице. В этом случае мы говорим о тщеславных или амбициозных личностях, стремящихся не только к профессиональному совершенствованию, но и к общественному признанию, достижению достойного положения в обществе и в профессии. В данном случае вектор профессионального развития направлен во вне личности как системы, во внешний мир.

Так что же является той побудительной движущей силой, что толкает человека к профессиональному росту, к непрерывному совершенствованию и развитию в профессии, в чем истоки или гносеологические корни этого явления, попробуем разобраться в этом вопросе. Многие авторы педагогической и психологической литературы утверждают, что личностная мотивация к профессии и является той побудительной силой, которая, раскручивая спираль профессионального совершенствования ведет человека к вершинам профессионального мастерства. Но достаточно ли простой созерцательной мотивации для этого, на наш взгляд нет, недостаточно и вот почему. Можно сколько угодно любить педагогику, свою профессию, с душой относиться к своему любимому делу, поддерживать свой профессионализм на достаточном для осуществления профессиональной деятельности уровне, но не предпринимать никаких действий для своего дальнейшего профессионального и карьерного роста, т. е. удовлетвориться достигнутым уровнем своего развития. В этом случае мы говорим о профессионально стагнации человека вследствие отсутствия у него здоровых профессиональных амбиций[1]. Таким образом мы приходим к пониманию того, что движителем профессионального роста и развития личности как специалиста являются профессиональные амбиции, но не просто амбиции как завышенные жизненные цели, жизненное кредо, а неудовлетворенные профессиональные амбиции. Это наше предположение на уровне гипотезы требует более подробных разъяснений.

Сам термин амбиции или амбициозность личности в различные периоды принимал различный смысл, от негативного до позитивного. Ранее в эпоху коллективистской государственной идеологии в понятии амбициозность вкладывался исключительно негативный смыл, связанный с необоснованными претензиями человека, карьеризмом, высокомерием, тщеславием и т. д. И поэтому, на наш взгляд, такое качеств человеческой личности как амбициозность, практически не рассматривалось в качестве мощного мотивационного фактора к профессии в отечественной педагогической литературе. В настоящее время, в эпоху рыночных отношений данное понятие связывают все больше и больше с успешностью в профессии, в науке, в общественном положении,

В отечественной психологической литературе понятие амбициозности рассматривается в двух взаимоисключающих аспектах: здоровой (адекватной) или нездоровой (неадекватной) амбициях. Нездоровые (неадекватные) амбиции контрпродуктивны, они не только не приносят положительных результатов в деятельности человека, но вызывают к нему негативное отношение в коллективе, обществе. И наоборот, адекватные амбиции, — это реальные, соответствующие своим возможностям устремления человека к завышенным, но вполне достижимым при определенных условиях целям. Такие амбиции приносят положительный результат и успех в профессии, помогают достичь поставленных целей, тем самым приносят как моральное, так и материальное удовлетворение. В нашем исследовании мы будем опираться именно на понятие адекватных, т. е. обоснованной амбиций, как стремлении человека к успеху.

Амбициозность — как черта характера является приобретенным, обусловленным воспитанием и окружающей средой (обществом) и в той или иной степени присуща всем людям, с той лишь разницей, что у одних она вызывает мобилизацию сил и интеллекта к реализации, у других так и остается в качестве неосознанных желаний. При этом важным фактором в формировании амбиций в целом и профессиональных в частности является мотивационный фактор, психические свойства и личностные качества человека, определяющие его характер (развитые когнитивные и рефлексивные качества, воля, решительность, настойчивость, стремление к саморазвитию и др.).

Амбиции в профессии — это завышенные цели, к которым движется амбициозные человек, мобилизуя при этом свой психический, интеллектуальный и физический потенциал. И заставляет это делать чувство неудовлетворенности, которое порождается несоответствием амбициозных целей, интеллектуальным и физическим возможностям и текущему положения человека в профессии. Таким образом мы рискнем сделать предположение, что степень неудовлетворенные профессиональных амбиций и является тем движителем, который приводит в движение весь интеллектуальный и психологический потенциал человека в достижении вершин профессионального мастерства. И чем больше неудовлетворенность человека, тем больше он будет прилагать усилий в достижении поставленных целей, мобилизуя все внутренние ресурсы (интеллект, знания, опыт, организаторские способности и т. д.). В своем движении при достижении промежуточных целей и, казалось бы, удовлетворении профессиональных амбиций, на базе новых возможностей появляются все более новые цели, и начинается новый виток в развитии человека в профессии, но на более высоком уровне. Т. е. развитие человека как профессионала идет по спирали от уровня к уровню, постепенно обогащаясь новыми знаниями, опытом, компетентностью.

Так в чем мы видим источник развития, — по нашему мнению это чувство неудовлетворенности, которое порождается двумя противоположностями, желанием и возможностями человека в профессиональном плане. С одной стороны личностные амбиции «Я хочу быть», а с другой стороны рефлексия и оценка своих возможностей «Я могу быть». В единстве и борьбе этих противоположностей, и проявляется диалектика интеллектуального и профессионального развития личности, скрытая в таком понятии как амбициозная неудовлетворенность. При этом следует понимать, что амбициозная неудовлетворенность может иметь два вектора направленности: во внутрь системы (личности) и во вне, т. е. в окружающую среду, общность. В первом случае это вызывает чувство неудовлетворенности собой, уровнем знаний, опыта т. е. своей профессиональной подготовкой и стремление к своему развитию в профессии, без претензий на общественное признание. Во втором случае это также вызывает стремление к профессиональному развитию, но с обязательным признанием в обществе и достижению определенных моральных и материальных благ.

Таким образом мы установили, что противоречия между «Я хочу быть» и «Я могу быть» при определенных условиях могут принимать форму диалектических и являться источником развития в профессии. Этими условиями является совокупность психофизиологических, интеллектуальных, волевых и морально-этических качеств человека и наличие устойчивой мотивации к профессии. При достижении определенных целей открываются новые, более амбициозные цели и задачи. Таким образом педагог в своем развитии переходит на более высокий уровень компетентности. Следует отметить, что в случае необоснованных (неадекватных) вектор неудовлетворенности также может быть направлен как во внутрь личности, так и во вне, в социум.

В первом случае это приводит к замкнутости человека в самом себе, к порождению чувства пессимизма, отчаяния и постепенному разрушению личности. Во втором случае данный вектор неудовлетворенности будет стимулировать человека к противостоянию с обществом, порождая такие качества как зависть/, ненависть, озлобленность, конфликтность. Это в свою очередь ведет к отчуждению личности от общества и постепенной деградации личности.

Таким образом, поводя итоги вышесказанному, можно отметить, что, по нашему мнению, неудовлетворенные адекватные профессиональные амбиции человека раскручивают механизм профессионального совершенствования. В этом проявляется диалектическая природа движения личности на пути своего профессионального развития. Т. е. в силу несоответствия между ожиданиями (существующим содержанием профессионального труда) и личностными амбициями, который ставит перед собой в момент осознанного выбора своей профессиональной деятельности возникают противоречия, которые имеют характер диалектических и становятся движущей силой развития профессиональной направленности. При отсутствии здоровых амбиций такие противоречия не возникают, и развитие профессионализма сменяется стагнацией.

Идеальная модель педагогической деятельности, создаваемая в процессе профессиональной подготовки, включающая соответствия между личностью и трудом педагога должна содержать полное совпадение объективного содержания профессиональной деятельности и амбициозных ожиданий, что практически недостижимо. Таким образом возникновение противоречий между идеальной моделью и реальностью неизбежны и при определенных условиях, внутренних качеств личности, данные противоречия и становятся источником развития профессиональной направленности.

По мнению ряда авторов профессиональное развитие есть частный случай развития, рассматриваемого в науке как закономерный процесс необратимого, направленного и закономерного изменения объекта при его взаимодействии с действительностью. Особенности и движущие силы процессов развития выражают основные законы диалектики — «единства и борьбы противоположностей», «перехода количественных изменений в качественные», «отрицания отрицания» [1, 2]. Развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта, в данном случае уровня профессионализма) — новым, нового — новейшим, в результате чего развитие сочетает их преемственность и цикличность развития. Таким образом в профессии познавательной деятельности действуют все законы и категории диалектики. В нашем предположении эти противоречия проявляются в форме неудовлетворенных профессиональных амбиций, разрешение которых происходит через отрицание существующего профессионального уровня личности и через накопления новых качеств осуществляется переход на новый цикл развития. На новом этапе возникают новые амбициозные цели и вновь идет циклическое обновление личности как профессионала. Но так как амбициозность человека есть привнесенный из вне фактора (воспитанием, обучением, внешним окружением, мотивацией и др. факторами), то данный компонент может корректироваться в ходе учебного и воспитательного процессов. Воспитывать и прививать здоровые амбиции у студентов, значит нацеливать их на достижение завышенных целей, что приводит к усилению мотивационных компонентов психологической готовности и объективно стимулирует молодых специалистов к профессиональному развитию.

Таким образом, амбициозность личности можно рассматривать в качестве одного из важнейших факторов мотивационной сферы, обеспечивающих становление и развитие личности в профессии, использовать данный фактор в качестве прогнозного критерия разработке научно-обоснованных методик подготовки молодых специалистов.

Литература:

  1. Дружилов С. А. Уровни профессионализма, стадии профессиональной компетентности и самосознание: проявление закона диалектического отрицания в профессионализации // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58815 (дата обращения: 07.06.2018).
  2. Дуреева Т. В. Критерии формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста // Молодой ученый. — 2018. — № 43. — С. 62–66.
  3. Дуреева Т. В. Инновационные способы и средства оценки компетенций по профессиональному модулю «Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченными возможностями здоровья» в ГПОУ КемПК // Молодой ученый. — 2018. — № 45.
  4. Дуреева Т. В. Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 1. Об амбициях как таковых // Молодой ученый. — 2019 — № 3
  5. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. 200 с.

[1] Амбиции (латин. Ambition) — самолюбие, чувство чести (словарь Ушакова)

Основные термины (генерируются автоматически): профессия, профессиональное развитие, амбиция, профессиональная деятельность, профессия педагога, мотивационная сфера, общественное признание, профессиональная подготовка, профессиональное совершенствование, профессиональный рост.


Похожие статьи

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Овладение иностранным языком с точки зрения лидера

Нельзя не учитывать важность изучения и сравнительного анализа разных типов личности студента, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности студента в процессе изучения иностранного языка. Дл...

Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 1. Об амбициях как таковых

В статье автор раскрывает понятие «амбиции». Рассуждает на тему амбициозность — как черта характера человека, «хорошо это или плохо». И какие амбиции педагогу важнее иметь — здоровые или нездоровые, и как они повлияют на его развитие и становление ка...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

К вопросу о раскрытии сущности понятия «инновационный актив»

В статье раскрыта сущность понятия «инновационный актив». Авторами статьи на основании анализа зарубежной, отечественной литературы, а также нормативно-правовых актов дано наиболее точное определение данного понятия, что позволит в дальнейших научных...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в неязыковом вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность разработки критериев отбора учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что иностранный язык служит средством социально-психоло...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «стрессоустойчивость». Указано на необходимость разграничения понятия «стресс» как научного термина с его близким, но не тождественным современным значением, обозначающим любой стрессог...

Оценка эффективности инновационного проекта и ее необходимость. Инновационный потенциал региона

В данной статье подробно раскрывается сущность и необходимость инновационных процессов, а также методы их становления. Также акцент делается на рассмотрении такого понятия как «инновационный и инвестиционный потенциал», потребность в нем и методы его...

Специфика системы мотивации и стимулирования труда муниципальных служащих мэрии г. Грозного

В представленной статье автор, основываясь на теоретических положениях, анализирует специфику системы мотивации и стимулирования труда муниципальных служащих мэрии г. Грозный. На основе проведенного анализа формулируется вывод о том, что одним из мот...

Похожие статьи

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Овладение иностранным языком с точки зрения лидера

Нельзя не учитывать важность изучения и сравнительного анализа разных типов личности студента, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности студента в процессе изучения иностранного языка. Дл...

Амбициозность личности в профессии педагога. Часть 1. Об амбициях как таковых

В статье автор раскрывает понятие «амбиции». Рассуждает на тему амбициозность — как черта характера человека, «хорошо это или плохо». И какие амбиции педагогу важнее иметь — здоровые или нездоровые, и как они повлияют на его развитие и становление ка...

Развитие коммуникативно-речевых умений на основе учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность применения учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка, с точки зрения развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Основное внимание в работе автор акцентирует на то...

К вопросу о раскрытии сущности понятия «инновационный актив»

В статье раскрыта сущность понятия «инновационный актив». Авторами статьи на основании анализа зарубежной, отечественной литературы, а также нормативно-правовых актов дано наиболее точное определение данного понятия, что позволит в дальнейших научных...

Интеграция деятельности учителя начальной школы и учителя иностранного языка по формированию у учащихся читательской компетенции и созданию мотивационной образовательной среды с использованием современных технологий

Статья посвящена актуальным вопросам педагогики, направленным на решение проблем эффективного обучения в школе. Обращается внимание на интеграцию образовательных областей как условия повышения учебной мотивации обучающихся и повышения читательской ко...

Критерии отбора учебных интернет-ресурсов в рамках обучения английскому языку в неязыковом вузе

Автором статьи доказывается целесообразность и важность разработки критериев отбора учебных интернет-ресурсов для изучения иностранного языка. Основное внимание в работе автор акцентирует на то, что иностранный язык служит средством социально-психоло...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «стрессоустойчивость». Указано на необходимость разграничения понятия «стресс» как научного термина с его близким, но не тождественным современным значением, обозначающим любой стрессог...

Оценка эффективности инновационного проекта и ее необходимость. Инновационный потенциал региона

В данной статье подробно раскрывается сущность и необходимость инновационных процессов, а также методы их становления. Также акцент делается на рассмотрении такого понятия как «инновационный и инвестиционный потенциал», потребность в нем и методы его...

Специфика системы мотивации и стимулирования труда муниципальных служащих мэрии г. Грозного

В представленной статье автор, основываясь на теоретических положениях, анализирует специфику системы мотивации и стимулирования труда муниципальных служащих мэрии г. Грозный. На основе проведенного анализа формулируется вывод о том, что одним из мот...

Задать вопрос