К вопросу о феномене самоорганизации в педагогике | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

К вопросу о феномене самоорганизации в педагогике / Н. П. Заваленкова, Ю. А. Козьмина, И. И. Мартынова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 64-68. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/525/18732/ (дата обращения: 16.12.2024).



Современные требования к системе образования, начиная с дошкольного уровня, заключаются в том, что образовательные организации должны научить детей мыслить, развивать их всесторонне. Поэтому актуальной является проблема актуализации активности, осознания игровой и учебных видов деятельности воспитанниками (обучающимися) и их самоорганизация. Главной целью педагогического воздействия педагога на личность ребенка является развитие потенциала ребенка, раскрытие заложенных в нем возможностей, т. е. содержание деятельности педагога направлено на создание педагогических условий, содействующих развитию самоорганизации детей.

То, что решающее значение для успешного учения и воспитания имеет самостоятельность ребенка при вспомогательной роли педагога отмечали еще древнегреческие философы: Аристотель, Пифагор и Платон.

На сегодняшний день в психолого-педагогическом сообществе нет единого подхода к трактовке понятия «самоорганизация», но рассмотрим основные подхода к определению сущности понятия «самоорганизация» с педагогической точки зрения:

  1. Личностный (Дъяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пейсахов Н. М. и др.). Изучают комплекс личностных свойств, детерминирующих психологическое качество «организованность» (личностная самоорганизация).
  2. Деятельностный (Донцов В. Н., Елманова В. К. и др.) — самоорганизация как процесс, состоящий из нескольких этапов.
  3. Интегральный (Амирова С. С., Охитина Л. Т. и др.). Самоорганизация — это психологическое качество личности.
  4. Технический (Варшавский Н. М., Ерастов Н. П. и др.). Изучают и разрабатывают способы повысить эффективность организации своей деятельности человеком (основы тайм-менеджмента).

Приведем примеры трактовки понятия «самоорганизация»:

— По мнению Н. B. Кузьминой, в ее учебнике «Основы вузовской педагогики», «самоорганизация» трактуется как система определенных компетенций и навыков, признанных оптимизировать труд ребенка и сделать процессы самовоспитания, самообразования и самостоятельного творчества более эффективными.

— К. К. Платонов определяет «самоорганизацию» как деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя.

— Ю. А. Цагарелли считает, что это процесс сознательного и целенаправленного конструирования своей личности исходя из имеющихся эталонных представлений и результатов самооценки. Самоорганизация характеризуется теми путями, которые субъект прокладывает для достижения целей своего развития.

— Г. Н. Сериков предлагает свое определение самоорганизации-это воспитание самодисциплины, исполнительности, умения доводить начатые дела до конца.

— Н. К. Тутышкин самоорганизацию трактует как способность человека быстро, последовательно и творчески перенимать опыт предшествующих поколений в области рациональной организации умственного труда.

Существуют исследования, которые доказывают прямую корреляционную зависимость: чем выше уровень самоорганизации ребенка, тем успешнее протекают виды игровой и учебной деятельности и тем шире возможности самореализации и творческого самовыражения.

Самоорганизация представляет собой комплекс умений, входящих в структуру деятельности личности и комплекс личностных свойств. Данные компоненты связаны между собой. Состав компонентов самоорганизации личности можно представить на рис. 1:

Компоненты самоорганизации

Рис. 1. Компоненты самоорганизации

Многие педагоги и психологи считают, что самоорганизация-индикатор личностной зрелости человека (познание себя ради самосовершенствования) (рис. 2):

Самоорганизация как познание своих личных способностей

Рис. 2. Самоорганизация как познание своих личных способностей

Также ученые выделяют показатели самоорганизации детей:

— Присутствие положительных мотивов в познавательной деятельности и наличие интереса к выполняемой деятельности

— Наличие способности самостоятельно осознавать и ставить цели деятельности, осознавать и предвидеть результат своей деятельности.

— Сформированность умений планировать свою деятельность, например, с помощью ментальных карт.

— Умение использовать свой жизненный опыт, умение доводить начатое дело до конца, самообладание, настойчивость.

Литература:

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. Москва: Мысль, 1991. 301 с. Текст: непосредственный.
  2. Блинова, В. Л. Психологические основы самопознания и саморазвития: учебно-методическое пособие / В. Л. Блинова, Ю. Л. Блинова. Казань: Изд-во Татар. гос. гуманитар.-пед. ун-та, 2009. 222 с. Текст: непосредственный.
  3. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. Москва: Флинта: Наука, 1998. 165 с. Текст: непосредственный.
  4. Быков, А. В. Становление волевой регуляции в онтогенезе: учебное пособие / А. В. Быков, Т. И. Шульга. Москва: Изд-во Ун-та Рос. акад. образования, 1999. 168 с. Текст: непосредственный.
  5. Вагапова, Н. А. Структурные особенности психологического механизма самоуправления деятельностью: на примере учебной и профессиональной деятельности: диссертация … кандидата психологических наук / Наталья Александровна Вагапова. Казань, 1998. 213 с. Текст: непосредственный.
  6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. Москва: ИНТОР, 1996. 544 с. Текст: непосредственный.
  7. Копеина, Н. С. Самоорганизация в становлении индивидуальности / Н. С. Копеина. Текст: непосредственный // Интегральное исследование индивидуальности: Теоретические и педагогические аспекты: межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. Б. А. Вяткин. Пермь: Изд-во Перм. гос. пед. ин-та, 1988. С. 50–59.
  8. Панкратов, В. Н. Искусство управлять собой: практическое руководство / В. Н. Панкратов. Москва: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. 247 с. Текст: непосредственный.
  9. Цагарелли, Ю. А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учебное пособие / Ю. А. Цагарелли. Казань: Познание, 2009. 491 с. Текст: непосредственный.
  10. Long, B. The self Social Symbols Tasks / B. Long, R. Ziller, R. Henderson. New York: Pergamon Press, 1968. 205 p. Text: print.
  11. Wallas, G. The art of Thought / G. Wallas. New York: Harcourt, Brace & Company, 1926. 214 p. Text: print.