Применение технологии развития критического мышления в воспитательной работе
Автор: Трач Сергей Георгиевич
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (31) декабрь 2020 г.
Дата публикации: 25.11.2020
Статья просмотрена: 661 раз
Библиографическое описание:
Трач, С. Г. Применение технологии развития критического мышления в воспитательной работе / С. Г. Трач. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (31). — С. 37-40. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/181/5772/ (дата обращения: 15.11.2024).
Стандарты второго поколения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина определяют: важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития ответственного творческого инициативного, компетентного гражданина России. Воспитание — педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоение и приятие им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить готовность и способность к духовному развитию, самосовершенствованию, индивидуально ответственному поведению; к реализации творческого потенциала духовно-нравственной и предметно-репродуктивной деятельности, профессиональной мобильности и универсальных духовно-нравственных установок «становиться лучше».
Образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. УГСВУ стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования — развития физически, нравственно здоровой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». Эти качества присущи такому мышлению как критическое, что в свою очередь говорит о приоритетности данного направления в образовательном процессе. Целью технологии развития критического мышления является развитие мыслительных навыков, которые необходимы обучающимся в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Поэтому, в своей работе по внеурочной деятельности, активно использую технологию развития критического мышления. К данной технологии ещё недавно относились как к интересной новинке. В настоящее время данная педагогическая технология стала неотъемлемым элементом проводимых занятий многих преподавателей и воспитателей УГСВУ.
Технология развития критического мышления позволяет проводить занятия в оптимальном режиме, у воспитанников повышается уровень работоспособности, усвоение знаний происходит в процессе постоянного поиска.
В результате систематического применения технологии «Развития критического мышления» во внеурочной деятельности формируются:
– способность к выбору
– способность оценивать себя, свои действия и поступки
– личностные приоритеты (образ «Я»)
– функция ответственности
– поиск смысла жизни
Критическое мышление учит суворовцев активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией. При этом нужны не только способности к внутреннему размышлению, но и умение обсуждать, сотрудничать с другими детьми, причём не только спорить, но и находить точки соприкосновения. Когда мы мыслим критически, задействованы разум, эмоции и чувства. И как итог — критическое мышление учит способам активных действий, в том числе и социально значимых. При этом воспитанникам часто приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новому знанию.
Особенность работы с использованием данной технологии состоит в трехфазной структуре — это стадии вызова, осмысления и рефлексии, что отражает 3 стадии единого процесса движения воспитанников от поставленных целей к результатам воспитания. На стадии вызова предполагается вызвать «на поверхность» имеющиеся у ребят знания, убеждения. Мотивом к обсуждению может стать обмен противоречивой и неполной информацией. Важно на данной стадии не допускать критики. Никто не отвергает и не поправляет любые высказанные точки зрения, даже если они кажутся неправильными. Если воспитатель грамотно организует работу взвода на стадии вызова, у воспитанников возникает естественное желание узнать новое, поделиться своими мыслями, что-то обсудить. Когда ребята работают с различной информацией: читают специально подобранные тексты, слушают объяснение воспитателя, просматривают фильмы, дискутируют, они стараются найти ответы на свои вопросы. Эта стадия называется осмыслением содержания. На стадии рефлексии воспитатель и воспитанники возвращаются к возникшим на стадии вызова вопросам и проблемам, сопоставляют новую информацию с тем, что знали об этом раньше. Для этой стадии характерны вдумчивые рассуждения, обмен мнениями. В процессе рефлексии воспитанники формулируют выводы по обсуждаемой теме.
Пример внеклассного занятия с применением технологии развития критического мышления
Тема |
Вольский военный институт материального обеспечения, филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва |
Цель |
Педагог: создание условий для формирования у воспитанников личностной ценностно-нравственной основы самоопределения относительно военно-профессионального образования и военной специальности Обучающийся: формирование знания о военных специальностях Вольского военного института материального обеспечения; изучение информации о военном образовательном учреждении МО РФ и правилах приема в него |
Основные понятия |
Служба МТО ВС РФ, «Вольский военный институт материального обеспечения» |
Планируемые результаты |
||
личностные |
формирование умения осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе в войсках МТО, военным профессиям на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, предъявляемых человеку воинскими должностями и военными специальностями войск МТО |
|
метапредметные |
познавательные |
формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, явлениях, свойствах и связях; делать простейшие выводы и умозаключения; строить речевое высказывание в устной форме |
регулятивные |
формирование умения самостоятельно определять цели, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, осознавать свои индивидуальные особенности и личные качества, способности и возможности; формировать чувство уверенности в себе |
|
коммуникативные |
умение организовывать совместную деятельность с воспитателем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
|
Ведущая технология |
Технология развития критического мышления |
|
Ход классного часа
№ п/п |
Технологические этапы классного часа |
Метод/прием |
Деятельность суворовцев |
Время |
|
Вводная часть |
Сдача рапорта |
Проверяют наличие личного состава, внешний вид и готовность к занятию |
2 мин |
|
Вступление в контакт. Стадия вызова |
Аналитическая беседа |
Суворовцы определяют тему занятия, выявляют проблему |
5 мин |
|
Стадия осмысления |
Беседа «Вольский военный институт материального обеспечения» |
Суворовцы получают новую информацию, смотрят рекламный фильм, принимают участие в беседе, высказываются |
30 мин |
|
Подведение итогов |
Заключительная беседа |
Подводят итоги, высказываются |
5 мин |
|
Рефлексия |
Самоанализ, самооценка, «взгляд внутрь себя». Имитация ситуации «озарения» |
Концептуальное осмысление на эмоциональном уровне |
3 мин |
Конспект классного часа
№ п/п |
Организационные этапы классного часа |
Основное содержание. Формулировка заданий. Комментарии |
1. |
Вводная часть |
Сдача рапорта. Проверяют наличие личного состава, внешний вид и готовность к занятию. Разбиваются на 3 группы произвольным способом, получив номер группы при входе в класс. |
2. |
Определение темы |
Воспитатель. Считается, что первый воинский девиз родился в Риме, в те времена, когда он был столицей великой империи — Ave, Caesar, morituri te salutant! По праву сильного позаимствовав лозунг у выходящих на арену гладиаторов, так стали говорить уходящие на войну легионеры: идущие на смерть приветствуют тебя, о цезарь! Как всегда, первыми стали Воздушно-десантные войска: у них уже давно в ходу слоган «Никто, кроме нас!». Затем на рубежи «девизации» высадилась наша славная морская пехота, ее призывный клич «Там, где мы, там — победа!». Неофициальные, но прижившиеся девизы есть и у военнослужащих других войск. Часто это слова из песен. Как у летчиков, например: «Все выше, и выше, и выше!» Или у танкистов: «Броня крепка, и танки наши быстры». А этот девиз венчает герб российской Дальней авиации: «Мастерство, отвага, достоинство, честь». Теперь девиз появился и у военных этих войск, он похож на десантный — «Никто лучше нас!». Какие войска теперь имеют такой девиз? (ответы суворовцев) В зависимости от ответов: если отгадали, то в подтверждение показывается видео; если не отгадали, то в помощь показывается видео. (видео) (ответы суворовцев) Воспитатель. Какова тема нашего занятия? (ответы суворовцев). |
3. |
Коллективное целеполагание |
Воспитатель. Современная армия — это сложный механизм, включающий в себя не только боевые действия, но и тщательную подготовку к ним, а также ведение бытовых задач. Для исправной работы в любых ситуациях должна быть служба, занимающаяся вопросами материально-технического обеспечения (коротко, МТО). Аббревиатура МТО расшифровывается как войска материально-технического обеспечения. Мы находимся на территории, которая раньше принадлежала УВВТУ. Я сам был курсантом этого училища. В этом училище готовили специалистов службы горючего. В 2011 это училище переехало в Вольск. Поэтому я очень много знаю и о службе МТО, и о тех специальностях, которым обучают в этом училище. Хочу, чтобы вы смогли узнать в ходе нашего занятия все, что знаю сам. Это моя цель. Воспитатель. Какие цели вы поставите перед собой? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы в ходе занятия? – Что такое войска МТО – Какие задачи решают в рамках своей деятельности войска МТО – Где готовят специалистов войск МТО |
4. |
Обсуждение темы |
Воспитатель. Где необходимо искать информацию по интересующим нас вопросам, касающимся министерства обороны? (Суворовцы отвечают). Набираем в поисковике «МО РФ» и выходим на сайт. Воспитатель показывает, где на сайте искать информацию о службе МТО, Вольском училище МТО Воспитатель. Информации очень много, поэтому целесообразно работу построить следующим образом, разделившись на группы: в группах читают и выбирают информацию, помещают её в буклет, а потом рассказывают о том, что получили всем остальным. 1 группа: что такое войска МТО, какие задачи решают в рамках своей деятельности войска МТО 2 группа: качества, необходимые военнослужащим войск ПВО. У вас есть обязанности офицера взвода, задачи этих войск. Исходя из этих данных, сформулируйте качества офицера, необходимые для службы в этих войсках. 3 группа: рассказывает о Вольском военном материально техническом училище тыла Воспитатель: вся необходимая информация у вас есть, приступаем к работе. Ответы оформляются на альбомном листе у каждой группы, а потом соединяются вместе в виде общего буклета. |
5. |
Подведение итогов |
Воспитатель. Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Что осталось невыясненным, непонятным? Что еще вы хотели бы узнать о военных ВУЗах? |
6. |
Рефлексия |
Воспитатель. Перед вами лежат звездочки. Выберите ту звездочку, которая соответствует вашему мнению. (Раздать всем по 3 звезды, суворовцы делают выбор) Красная 1. Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать. Желтая 2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть… Белая 3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил время. Хорошего настроения вам! |