В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в условиях образовательной среды колледжа.
Ключевые слова: профессиональное образование, конфликтологическая компетентность преподавателя колледжа, профессиональная культура педагога.
Обоснование теоретических и практических аспектов развития конфликтологической компетентности у педагогов в условиях образовательной среды колледжа является одним из актуальных направлений современных научных исследований. Теория и практика профессиональной конфликтологической подготовки в системе профессиональной школы накопила определенный научный потенциал. Так, исследованы отдельные компоненты конфликтологической культуры педагога: получили обоснование понятия «педагогический конфликт» (Е. Е. Акимова, В. И. Андреев, С. В. Баныкина, В. И. Журавлев, И. И. Рыданова) «мотивация конфликта» (Н. В. Гришина, Н. В. Самсонова, В. Г. Каменская), «конфликтологическая компетентность» (JI. A. Петровская, Д. В. Ивченко), «конфликтная компетенция» (А. В. Дорохова, Б. И. Хасан), «конфликтологическая готовность» (Г. М. Болтунова, 3.3. Дринка), «конфликтологическая грамотность» (Е. А. Климов) [6].
Высокий уровень конфликтологической компетентности преподавателя колледжа — важное условие для улучшения морально-психологического климата в коллективе, формирования здоровых межличностных отношений, активного привлечения к совместной деятельности студентов, их родителей и других педагогов и специалистов колледжа и других организаций.
Конфликтологическую компетентность педагога мы рассматриваем как часть его профессиональной компетентности, неотъемлемую часть его профессиональной культуры. Ключевая идея системы профессионального образования — востребованность результатов образования в мире профессионального труда [2]. Для реализации этой важной стратегии, обозначенной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года важно иметь подготовленные кадры, обладающие, как субъекты труда, высоким уровнем профессиональной культуры, позволяющей осуществлять свою успешную профессиональную деятельность [1]. Одним из важных документов, направленных на повышение профессионализма преподавателей, стал профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (2015), в котором через характеристики обобщенных трудовых функций, определяются требования к трудовым действиям, необходимым умениям и навыкам, в совокупности отражающих уровень подготовленности преподавателя к осуществлению своей деятельности [3].
С цельювыявление уровня конфликтологической компетентности преподавателей колледжа и обоснования выбора системы педагогических средств и условий, способствующих их эффективному развитию в условиях образовательной среды колледжа, нами было проведено эмпирическое исследование на базе одного из колледжей Московской области. В исследовании приняли участие 50 преподаватели, среди которых 18 мужчин и 32 женщины в возрасте от 35 до 40 лет. Все преподаватели были распределены в экспериментальную и контрольную группы поровну.
На констатирующем этапе исследования с целью выявления наличного уровня конфликтологической компетентности, преподавателям обеих групп было предложено ответить на вопросы тестов («Конфликтная ли Вы личность?» (С. В. Баныкина), «Оценка уровня конфликтности личности» (С. В. Баныкина), «Выбор стратегии в конфликтных ситуациях» (К. Томас).
В результате проведенного исследования мы сделали вывод, что все педагоги обладают достаточно высоким уровнем конфликтности и чаще всего в конфликтных ситуациях выбирают стратегии соперничества и компромисса. Самые низкие показатели мы получили и в контрольной, и в экспериментальной группе в выборе стратегии сотрудничества при возникших и возникающих конфликтных ситуациях.
Эти выводы подтвердили наше предположение о том, что сформированный в процессе профессионального обучения в системе высшего или среднего профессионального образования уровень конфликтологической компетентности будущих педагогов необходимо постоянно развивать в процессе их профессиональной деятельности в образовательных организациях, так как социум, среда, окружающая их, постоянно меняется, меняются условия, формы, методы, средства взаимодействия между людьми, сами люди — агенты социализации.
С целью повышения у педагогов уровня конфликтологической компетентности мы предложили преподавателям экспериментальной группы на втором, формирующем этапе:
- пройти обучение по программе повышения квалификации «Конфликтологическая компетентность преподавателя колледжа» [4;5]. Трудоемкость освоения программы для слушателя — 72 часа. Программа содержит теоретическую и практическую часть подготовки и включает в себя как изучение основ педагогической конфликтологии, причин и структуры конфликтов, так и пути их разрешения и предупреждения и т. д.;
- принять участие в научно-практических конференциях, на которых обсуждается, в том числе, проблема конфликтологической компетентности у педагогов образовательных организаций среднего профессионального образования;
- принять участие в работе круглых столов, семинаров, методических мастерских, ярмарках педагогических практик, веб-квестов по исследуемой проблеме.
После проведенных мероприятий, направленных на повышение уровня конфликтологической компетентности, мы повторно предложили преподавателям обеих групп ответить на вопросы тестов («Конфликтная ли Вы личность?» (С. В. Баныкина), «Оценка уровня конфликтности личности» (С. В. Баныкина),«Выбор стратегии в конфликтных ситуациях» (К. Томас).
Важно отметить, что показатели контрольной группы изменились, но не существенно, а показатели экспериментальной группы существенно изменились. Объяснить изменение показателей в экспериментальной группе мы можем тем, что с педагогами проводились системные мероприятия, направленные на их развитие в данном направлении, а в контрольной группе — что педагоги знали о проводимом исследовании и самостоятельно стали изучать научную и методическую литературу, в процессе общения с педагогами экспериментальной группы приобретали необходимые знания и умения.
Результаты проведенного этапа исследования показали, что чаще всего в конфликтных ситуациях педагоги и экспериментальной и контрольной группы выбирали стратегию компромисса. Стратегию сотрудничества в экспериментальной группе выбирали больше преподавателей, чем в контрольной группе.
Меньше всего педагоги экспериментальной группы выбирали такие стратегии поведения в конфликте, как приспособление и избегание, а в контрольной — сотрудничество.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие конфликтологической компетентности преподавателя колледжа является сегодня неотъемлемой частью его профессионального развития. Развитие конфликтологической компетентности у педагогов будет эффективным, если данный процесс технологичен и включает в себя как постановку целей и задач развития конфликтологической компетентности, так и систему диагностических средств для мониторинга уровня сформированности конфликтологической компетентности у педагога, систему педагогических средств и условий, способствующих процессу развития у него конфликтологической компетентности.
Все эти обстоятельства существенным образом способствуют снижению случаев возникновения конфликтных ситуаций в образовательной среде колледжа, улучшают морально-психологической климат в коллективе, формируют здоровые межличностные отношения, способствуют активному привлечению к совместной деятельности студентов, их родителей и других педагогов и специалистов колледжа и других организаций.
Литература:
- Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165072 (дата обращения: 24.01.2019)
- Антонова Е. В. Профессиональная культура преподавателя вуза как социокультурный феномен [Текст] / Е. В. Антонова //Историческая и социально-образовательная мысль. — 2016. — Том 8 № 1. — С.119–122
- Антонова Е. В. Эффективный контракт как инструмент развития профессиональной культуры преподавателя высшей школы // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6. — С. 16–19. — URL https://moluch.ru/archive/111/27976/ (дата обращения: 24.01.2019).
- Баныкина С. В., Степанов Е. И. Конфликты в современной школе: изучение и управление. — М.: УРСС, 2012.-164 с.
- Баныкина С. В. Конфликтологическая компетентность руководителя. — М.: Сентябрь, 2012.- 198 с.
- Самсонова, Н. В. Формирование конфликтологической культуры специалиста: дис. … докт. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Самсонова. — Калининград, 2003. — 362 с.