Статья исследует поведение студентов в периоды конфликтов и антагонизма идей, подчёркивая, что учёба в образовательном учреждении является ключевым этапом для формирования личности и навыков самостоятельного мышления. Основной акцент делается на значении эмоциональных переживаний и реакций студентов на конфликты, которые влияют на их профессиональное и личностное развитие. Исследование подчёркивает важность анализа поведенческих стратегий в конфликтных ситуациях для понимания процессов социализации студентов и развития личности. Также статья рассматривает роль самосознания в выборе стратегий поведения в конфликте и важность управления конфликтами в образовательной среде.
Ключевые слова: образование, молодёжь, колледж, конфликты, эмоциональные переживания, личностное развитие, поведенческие стратегии, самосознание, управление конфликтами, тренинг.
Исследование особенностей поведения подростков в периоды антагонизма идей и позиций представляется чрезвычайно важным, поскольку именно отрезок времени, посвящённый обучению в образовательном учреждении является тем продолжительным отрезком биографии индивида, когда происходит постепенный, но весьма фундаментальный процесс становления его субъектности как личности, способной к самостоятельному мышлению и активному взаимодействию с окружающим миром, а также складываются первичные, заложенные на многие годы вперёд формы взаимоотношений человека с социальной средой, в которой ему предстоит существовать и развиваться. Именно на этапе обучения в колледже, растянувшемся на несколько лет, фиксируются определённая иерархия ролей и статусов в рамках сложившихся коллективов студенчества, в которых индивид получает первый ценный опыт познания социума, а также усваиваются глубокие эмоциональные переживания от контактов с неизбежно возникающими в таких коллективах ситуациями противостояния позиций и взглядов, вследствие чего формируется определённый тип эмоциональной реактивности личности, оказывающий затем влияние на последующее развитие профессиональной направленности и личностной самоидентификации уже состоявшегося специалиста на протяжении всей его дальнейшей трудовой деятельности.
Тщательное изучение разнообразных моделей и стратегий поведения молодых людей в условиях конфронтации различных социальных позиций и взглядов, неизбежно возникающих в образовательном процессе, представляется крайне необходимым для выявления общих закономерностей становления личности на этапе его социализации, а также для научного обоснования путей совершенствования самого этого процесса со стороны образовательных учреждений. В этой связи исследование особенностей эмоциональной и поведенческой реакции именно молодых людей, находящихся на стадии получения профессионального образования в стенах колледжа и техникума, представляет собой чрезвычайно значимое направление научных изысканий, способное обогатить фундаментальные знания в области возрастной и педагогической психологии [3].
Согласно существующим в отечественной и зарубежной психологии представлениям, на выбор человеком стратегий поведения в конфликте и способов взаимодействия с оппонентами существенное влияние оказывает его самооценка и образ собственного «Я», являющийся проявлением его самосознания и результатом осознания себя как личности.
Хотя система образования в целом нацелена на развитие и совершенствование личности обучающегося, особенно это подчёркивается в гуманистически ориентированных образовательных моделях, тем не менее, возникновение острых конфликтных ситуаций способно привести к формированию дисгармоничной, деструктивной личности из-за сильных негативных переживаний, что и определяет важность изучения особенностей поведения в конфликтных ситуациях в среде студентов [1].
Само понятие «конфликт» определяется в психологии как столкновение противоположных, несовместимых тенденций в сознании человека или во взаимодействии между людьми, которое всегда сопровождается острыми эмоциональными переживаниями, при этом в основе любого конфликта лежит ситуация, включающая в себя противоречивые взгляды, позиции и интересы оппонентов, а также их несовместимые цели, которые мешают достижению целей каждой из конфликтующих сторон.
Потенциальные участники будущего конфликта — оппоненты, а также предмет их разногласий уже присутствуют в конфликтной ситуации, как подчёркивал в своих трудах отечественный психолог Ф. Е. Василюк, изучавший подобные ситуации.
Конфликтная ситуация обладает динамичностью и неустойчивостью, она способна легко трансформироваться при любых изменениях её компонентов: взглядов противоборствующих сторон, их отношения к предмету разногласий, замене этого предмета, ограничении взаимодействия оппонентов или отказе одного из них от дальнейшего противостояния.
Отечественные психологи А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов, анализируя различные классификации жизненных ситуаций, выделяют простые повседневные ситуации, в которых человек действует в обычном режиме, и сложные напряжённые ситуации с повышенными требованиями, к последним относятся конфликтные ситуации как часть трудных ситуаций социального взаимодействия, предполагающие противостояние оппонентов для защиты собственных интересов и их негативные взаимоотношения [2].
Коренные процессы, проявления и закономерности развития конфликтной динамики в студенческой среде, связанные со сложным взаимодействием множества психологических, социальных и ситуативных факторов, до настоящего времени остаются недостаточно изученными и требуют проведения глубокого комплексного исследования с привлечением разнообразных методов научного поиска с целью всестороннего выявления и анализа этого многогранного явления. Одной из ключевых теоретических и практических задач на данном этапе разработки проблематики является детальное исследование особенностей процесса выбора различных подходов и стратегий поведения молодыми людьми, как мужского, так и женского пола, в стрессогенных конфликтных ситуациях, возникающих в студенческой среде.
В рамках раскрытия данной значимой темы уместным представляется рассмотрение классификации основных стратегий, предложенной известным американским учёным К. Томасом, выделившим три ключевые модели: партнерскую, ориентированную на компромисс и сбалансированный учёт интересов всех конфликтующих сторон; доминантную, направленную в первую очередь на одностороннее отстаивание собственных целей; а также комбинированную модель, сочетающую как элементы сотрудничества, так и настойчивости в достижении результата [4].
Не менее актуальным является изучение факторов, способствующих эскалации либо, наоборот, разрешению и деэскалации конфликтных ситуаций. В частности, представляется важным определить роль случайных внешних событий и инцидентов, запускающих динамичное развитие противоречия, а также выяснить значение выбора каждой из конфликтующих сторон доминирующей модели поведения, стиля общения и тактики действий в зависимости от приоритетной стратегии — партнерской, доминантной либо комбинированной.
Хотя каждый конкретный конфликт уникален и неповторим по своим причинам, формам протекания, исходу и последствиям, тем не менее, для конфликтного поведения характерен ряд общих, типичных черт и особенностей, позволяющих выделить некие стандартные схемы и модели конфликтов, одной из которых является последовательность: возникновение конфликтогенной ситуации вследствие несовместимости интересов, целей и позиций оппонентов, что и приводит к их прямому столкновению.
Стиль поведения в конфликте в данном контексте означает способ реализации субъектом своих интересов, общий образ его конкретных действий для достижения намеченной цели и одновременно манеру общения и взаимодействия с оппонентом. По мнению К. Томаса, в современных исследованиях конфликта акцент должен быть смещён с традиционной идеи разрешения конфликта как достижения некоего идеального бесконфликтного состояния на более реалистичную концепцию управления конфликтом, предполагающую позитивные функции конфликтов.
Для анализа стилей поведения в конфликте К. Томас предложил двухмерную модель, включающую кооперацию, связанную с учётом интересов оппонента, и напористость, акцентирующую внимание на отстаивании собственных интересов, на основании чего им были выделены такие основные стили, как соперничество, приспособление, компромисс, избегание и сотрудничество, причём первые два стиля являются активными формами поведения, в то время как приспособление и избегание носят пассивный характер, а компромисс занимает промежуточное положение.
Для изучения стратегий поведения в конфликте у участников образовательного процесса нами было проведено экспериментальное исследование у студентов колледжа.
Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что стратегии конфликтного взаимодействия участников образовательного процесса будут эффективными в случае проведения программы воздействия, в этом случае программа предложенного тренинга будет способствовать развитию навыков выработки оптимальных стратегий эффективного поведения в конфликте.
Для определения ведущих стратегий поведения в конфликте у студентов, нами было проведено исследование на базе Строительного колледжа г. Тамбова, в котором приняли участие 50 респондентов, по 25 человек в контрольной и экспериментальной группе.
Большинство авторов указывают на высокую вариативность протекания подросткового кризиса и его зависимость от внешних воздействий окружающей среды. Поэтому крайне важно создать необходимые условия для формирования конструктивных стратегий поведения в конфликте у молодых людей. Как известно, такие стратегии поведения способствуют повышению уровня социальной адаптации и успешной коммуникации. Предлагаемая нами программа рефлексивного тренинга, направленная на формирование эффективных стратегий взаимодействия в конфликте у студентов, будет способствовать более успешному их формированию, т. к. именно тренинг как активная форма обмена мнениями обоюдно приемлема в формировании конфликтной компетентности. Программа тренинга включает в себя 16 занятий, продолжительностью 1 час, с интенсивностью проведения по 1–2 занятия в неделю и рассчитана на 2 месяца.
Уникальность данной программы заключается в предоставлении информации через несколько каналов восприятия. Для молодых людей использование аудио- и видеоматериалов с наглядными элементами предпочтительнее из-за многоканальности восприятия, наглядности, привлекательности, лёгкости восприятия и технологичности. Эти методы делают обучение более эффективным и интересным. Современные подростки более технологически грамотны, поэтому использование видеоматериалов соответствует их привычкам в обращении с информацией.
В качестве методики выявления типа поведения в конфликтных ситуациях нами был выбран Опросник К. Томаса в адаптации Н. В. Гришиной.
Контрольная и экспериментальная группа проходили тестирование до проведения программы рефлексивного тренинга и спустя неделю после окончания занятий у экспериментальной группы.
После диагностики респондентов были получены результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования по методике диагностики тактики поведения в конфликте К. Томаса
Стратегии поведения |
Экспериментальная группа до проведения программы |
Экспериментальная группа после проведения программы |
Контрольная группа до проведения программы |
Контрольная группа после проведения программы |
||||
Кол-во, чел. |
Кол-во, % |
Кол-во, чел. |
Кол-во, % |
Кол-во, чел. |
Кол-во, % |
Кол-во, чел. |
Кол-во, % |
|
Соперничество |
6 |
24 |
2 |
8 |
6 |
24 |
7 |
28 |
Сотрудничество |
4 |
16 |
8 |
32 |
4 |
16 |
4 |
16 |
Компромисс |
8 |
32 |
10 |
40 |
7 |
28 |
8 |
32 |
Избегание |
2 |
8 |
2 |
8 |
3 |
12 |
2 |
8 |
Приспособление |
5 |
20 |
3 |
12 |
5 |
20 |
4 |
16 |
Всего: |
25 |
100 |
25 |
100 |
25 |
100 |
25 |
100 |
Для определения влияния программы на выбор стратегий поведения в конфликте мы использовали дисперсионный анализ (ANOVA).
Сформулируем гипотезы:
H0: (нулевая гипотеза): Нет статистически значимого влияния тренинговой программы на стратегии поведения.
H1: (альтернативная гипотеза): Существует статистически значимое воздействие тренинговой программы на стратегии поведения.
p-значение на уровне 0,05.
Расчёты выполнены в программе для статистического анализа SPSS.
F-статистика |
p-значение |
5,65 |
0,012 |
0,012 < 0,05 — это говорит о том, что есть статистически значимые различия между группами до и после проведения программы. Можно считать, что тренинговая программа оказывает статистически значимое воздействие на стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Уменьшение числа участников, выбирающих деструктивную стратегию Соперничество после программы в экспериментальной группе и заметное увеличение участников, предпочитающих Сотрудничество, указывает на позитивное воздействие программы. Также отмечается увеличение числа участников, выбирающих стратегию Компромисс в экспериментальной группе, что может свидетельствовать о успешности программы в содействии компромиссным стратегиям. По стратегиям Избегание и Приспособление: некоторые изменения заметны, но статистическая значимость требует дополнительного анализа.
Таким образом, можно сделать вывод, что современные студенты оказались на новом витке развития общества, когда старые ценности подвергаются ломке и на этих руинах возводятся новые социальные идеалы. Следствием этого стало усиление конфликтности в молодёжной среде. Умение контролировать эмоции в конфликтных ситуациях, развитие навыков выработки оптимальных стратегий взаимодействия в конфликте будут способствовать успешной адаптации в обществе и помогут молодым людям занять достойное место в жизни.
Литература:
- Ананьев, Б. Г. Психология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы. — 2020. — № 7. − С. 17–21.
- Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. − М.: ЮНИТИ, 2019. − 496 с.
- Василюк, Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. — 2019. — Т. 16. — № 3. − С. 90−101.
- Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. − СПб.: Питер, 2018. − 464 с