Особенности развития гибких компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам (на примере КФУ) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (467) май 2023 г.

Дата публикации: 23.05.2023

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Сайфуллин, М. Р. Особенности развития гибких компетенций студентов вуза в процессе обучения иностранным языкам (на примере КФУ) / М. Р. Сайфуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 214-218. — URL: https://moluch.ru/archive/467/103077/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данное исследование посвящено изучению особенностей развития гибких компетенций у студентов высшего учебного заведения в процессе изучения иностранного языка на примере Казанского федерального университета. В статье анализируются факторы, влияющие на формирование гибких компетенций студентов, включая гибкость мышления, критическое мышление, креативность и способность к адаптации к изменениям. Особое внимание уделяется роли изучения иностранного языка в развитии этих компетенций и его влиянию на повышение профессиональной компетентности студентов. Данная работа имеет практическую значимость для педагогов, студентов и исследователей, занимающихся проблемами развития компетенций в образовательном процессе.

Ключевые слова : гибкие компетенции, иностранный язык, компетенции, модели гибких навыков, формирование компетенций.

The study explores the peculiarities of developing skills competencies among university students in the context of learning a foreign language, using Kazan Federal University (KFU) as an example. The authors analyze factors influencing the formation of skills competencies, such as flexible thinking, critical thinking, and adaptability to change. Special attention is given to the significance of foreign language learning in the process of developing these competencies and its impact on enhancing students' professional preparation. This paper will be beneficial for educators, students, and researchers interested in competency development in the educational process.

Keywords : soft skills, foreign language, competence, soft skills models, competence formation.

В педагогике, как в зарубежной, так и в отечественной, гибкие компетенции определяются как универсальные навыки, применимые во всех сферах жизни. Эти навыки включают лидерство, сотрудничество, умение устанавливать коммуникацию, строить отношения, выдвигать идеи и принимать решения.

Гибкие компетенции стали активно изучаться и получать внимание как в научных, так и в практических кругах в последние десятилетия. Первые упоминания о гибких навыках можно найти в работах различных исследователей и ученых, которые изучали различные аспекты человеческого развития и профессионального успеха.

Один из ранних исследователей в данной области был Джон К. Фланаган, выдающийся психолог и профессор Университета Колумбии. В его книге «Техника критических инцидентов», опубликованной в 1954 году, он провел исследование критических ситуаций в поведении людей и пришел к выводу о важности определенных навыков в успешных сценариях [1]. Коммуникация, руководство, адаптивность и другие смежные навыки оказались ключевыми факторами. Эти навыки являются неотъемлемой частью успешного функционирования в различных сферах жизни и играют значимую роль в достижении поставленных целей и успехе во множестве ситуаций.

По мнению Д. С. Ермакова, гибкие навыки представляют собой комплекс универсальных навыков, не зависящих от конкретной предметной области знания, которые обеспечивают успешное участие в рабочем процессе и эффективную деятельность в условиях постоянно меняющейся окружающей среды [2, c. 85]. Эти навыки позволяют людям адаптироваться к новым ситуациям, быстро осваивать новые задачи и гибко реагировать на изменения в работе или внешней среде. Они способствуют развитию приспособляемости, творческого мышления, коммуникационных навыков и умения работать в коллективе.

Согласно исследованиям ученых, таких как Ю. В. Сорокопуд и Е. Ю. Амчиславская, гибкие навыки не только зависят от уровня развития профессиональных установок, таких как дисциплинированность и ответственность, но и от социальных способностей, которые проявляются в процессе коммуникации [3, c. 86]. Это означает, что успешное развитие гибких навыков требует не только умения эффективно работать в своей профессии, но и умения установить и поддерживать взаимодействие с другими людьми. Коммуникативные навыки, такие как эмпатия, слушание, умение выражать свои мысли и понимать других, играют важную роль в формировании гибких навыков. Это подчеркивает связь между социальными и профессиональными аспектами развития гибких навыков и их важность для успешной деятельности в различных областях.

Изучение литературы, посвященной гибким навыкам, позволяет выделить общие подходы к их определению и характеристикам, несмотря на разнообразие толкований. Гибкие навыки рассматриваются как личностные черты и универсальные навыки, которые применимы в различных профессиональных областях, и при этом способствуют успешному участию в рабочих процессах и эффективному установлению коммуникаций как в общественной жизни, так и в профессиональной сфере.

Однако остается актуальным вопрос о том, какие именно навыки включаются в понятие гибких навыков. В педагогических исследованиях представлено множество подходов к их классификации, что отражает широкий спектр аспектов, которые могут быть включены в понятие гибких навыков. Разные авторы выделяют различные категории гибких навыков, такие как коммуникативные, решение проблем, адаптивность, критическое мышление и многие другие.

Так, С. Н. Бацунов, И. И. Дереча, И. М Кунгурова и Е. В. Слизкова предлагают разделение гибких навыков на несколько групп, включающих коммуникативную грамотность (включая умение слушать, аргументировать, работать в команде и достигать результатов), навыки управления временем, которые позволяют контролировать время, ресурсы и операции, навыки эффективного мышления и управленческие навыки [4].

В свою очередь, в работе О. П. Горьковой, Н. В. Козловского, В. С. Матыкиной и А. В. Петрова представлена классификация из 17 гибких навыков, объединенных в группы, включающие навыки взаимодействия в коллективе, личностные навыки, навыки планирования и жизнестойкости [5, c. 54].

Отметим, что в исследовании Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова было выделено 223 наиболее востребованных навыка среди российских работодателей. Среди ключевых навыков отмечаются: работа с информацией, стрессоустойчивость, знание иностранного языка, навыки самоорганизации, презентации и визуализации, коммуникативные навыки, лидерские качества, креативные навыки, знание нормативно-правовой базы, навыки аналитики данных [6].

Таким образом, различные исследования и экспертные мнения указывают на широкий спектр гибких навыков, которые считаются важными для современных работодателей. Эти навыки охватывают области коммуникации, управления, аналитики, креативности и другие, подчеркивая их роль в успешной профессиональной деятельности.

Рассмотрим особенности развития гибких компетенций в процессе изучения иностранного языка студентами высшего учебного заведения.

Эксперты считают, что приобретение гибких навыков в процессе изучения иностранного языка эффективно дополнит профессиональную подготовку студентов, позволяя им развивать универсальные компетенции, необходимые для успешной адаптации и достижения результатов в условиях современной нестабильности, неопределенности, сложности и многозначности.

При изучении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования для бакалавриата по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика», мы можем выделить ряд универсальных компетенций, которые тесно связаны с упомянутыми гибкими навыками. К ним относятся системное и критическое мышление (умение находить, анализировать и синтезировать информацию), разработка и реализация проектов (определение целей и задач проекта), командная работа и лидерство, коммуникация, а также самоорганизация и саморазвитие (эффективное управление временем и определение пути саморазвития).

Высшая школа иностранных языков и перевода, являющаяся частью Института международных отношений Казанского (Приволжского) федерального университета (К(П)ФУ), предлагает студентам направления бакалавра 45.03.02 «Лингвистика» обширный выбор языков для изучения. В рамках своего обучения они имеют возможность выбрать один из множества языков, таких как английский, испанский, французский, турецкий, хинди, японский, арабский, вьетнамский, суахили, корейский, персидский/индонезийский. Это разнообразие языковых предложений позволяет студентам расширить свои языковые компетенции и выбрать язык, который наиболее соответствует их интересам и целям обучения.

Так, на первом курсе студенты имеют возможность изучать первый иностранный язык, а также выбрать второй иностранный язык по своему выбору. На третьем курсе студентам предоставляется возможность выбрать третий иностранный язык. Дисциплина «Иностранный язык» входит в базовую (общепрофессиональную) часть обучения и осваивается на первых и вторых курсах, общая ее трудоемкость составляет 576 часов. Основная профессиональная дисциплина «Практический курс первого иностранного языка» включена в образовательную программу высшего образования и изучается в течение четырех курсов, общая трудоемкость составляет 2088 часов. Дисциплина «Практический курс второго иностранного языка» осваивается в течение четырех курсов и имеет общую трудоемкость 1188 часов. «Практический курс третьего иностранного языка» изучается на третьем курсе и продолжается на четвертом курсе, его общая трудоемкость составляет 216 часов. Этот подход к изучению иностранных языков позволяет студентам получить широкий набор языковых навыков и глубоко освоить каждый выбранный язык в течение учебной программы.

В то время как другие неязыковые программы бакалавриата, включают только одну дисциплину по изучению иностранного языка.

Например, основная профессиональная образовательная программа высшего образования для студентов бакалавра Химического института им. А. М. Бутлерова К(П)ФУ по направлению «Химия» 04.03.01 включает дисциплину «Иностранный язык». Эта дисциплина является обязательной частью программы и изучается на первом и втором курсе в течение трех семестров. Общая трудоемкость программы составляет 360 часов. Однако в рамках данной программы возможности для развития гибких навыков во время изучения иностранного языка ограничены по сравнению с программой направления «Лингвистика».

Таким образом, мы видим, что студенты бакалавра «Лингвистика» изучают больше дисциплин, связанных с иностранными языками, по сравнению со студентами «Химии». Это позволяет им иметь больше возможностей для развития гибких навыков.

В случае студентов «Химии», у которых меньше академических часов по дисциплине «Иностранный язык», они также могут развивать свои гибкие навыки. Для этого они могут обратить внимание на следующие моменты:

  1. Дополнительное самостоятельное изучение: Студенты химии могут уделить дополнительное время на самостоятельное изучение иностранного языка. Это может включать чтение научных статей на иностранном языке, прослушивание аудиоматериалов, применение языковых навыков в письменных и устных заданиях, а также использование онлайн-ресурсов для обучения.
  2. Обращение к ресурсам вуза: Студенты химии могут обратиться к ресурсам, предоставляемым университетом. Это могут быть консультации с преподавателем по иностранным языкам, участие в дополнительных занятиях или клубах по изучению языка, использование специализированных программ и приложений.
  3. Применение языковых навыков в контексте химической сферы: Студенты химии могут поискать способы применить свои языковые навыки в контексте химической сферы. Например, они могут читать научные статьи на иностранном языке, писать рефераты или доклады на тему химии на иностранном языке, участвовать в международных конференциях или обменах студентами, где требуется коммуникация на иностранном языке.

В целом, студенты химии, хоть и имеют меньше академических часов дисциплины «Иностранный язык», могут развивать свои гибкие навыки, используя дополнительные ресурсы и находя способы применения языковых навыков в контексте своей профессиональной области.

В свою очередь преподаватели иностранных языков могут использовать различные методы для формирования гибких навыков у студентов.

Например, метод Кайдзен — это философия и подход к улучшению процессов и достижению постоянного совершенствования. Он происходит из японского производственного контекста и был применен в промышленности, но затем нашел широкое применение и в других сферах, включая образование и саморазвитие [9].

В контексте обучения иностранному языку метод Кайдзен может быть применен преподавателями и студентами для непрерывного и постепенного улучшения языковых навыков. Он подразумевает регулярное и систематическое улучшение, основанное на маленьких шагах и постепенном росте.

Применение метода Кайдзен во время изучения иностранного языка может включать установление небольших целей и задач, постепенное расширение словарного запаса, улучшение грамматических навыков, развитие навыков чтения, письма, аудирования и говорения [9]. Это может быть достигнуто через постоянную практику, регулярные повторения, обратную связь от преподавателя и самоконтроль. Рассмотрим данные способы подробнее:

  1. Ежедневные маленькие шаги: Преподаватели могут поощрять студентов делать ежедневные маленькие шаги в изучении иностранного языка. Это может быть регулярное чтение книги или статьи на иностранном языке, прослушивание аудиозаписей, изучение новых слов или фраз каждый день. Постепенное увеличение времени и уровня сложности поможет студентам постепенно преодолевать языковые барьеры.
  2. Постоянное обновление материалов: Преподаватели могут предоставлять студентам постоянно обновляемые материалы для изучения иностранного языка. Это могут быть интересные статьи, видео или аудиозаписи, связанные с актуальными темами и областями интереса студентов. Регулярное предоставление новых материалов поможет студентам расширять свой словарный запас и улучшать навыки восприятия речи на иностранном языке.
  3. Регулярная обратная связь и коррекция: Преподаватели могут предоставлять студентам регулярную обратную связь и коррекцию в процессе изучения языка. Это может включать исправление грамматических ошибок, подсказки по правильному произношению или структуре предложений. Регулярная обратная связь поможет студентам улучшить свои навыки и избежать накопления неправильных привычек в языковом общении.
  4. Постепенное увеличение сложности заданий: Преподаватели могут постепенно увеличивать сложность заданий и упражнений, предлагаемых студентам. Начиная с базовых навыков и структур, они могут постепенно вводить более сложные грамматические конструкции, активное использование словарного запаса и умение выражать свои мысли более сложными предложениями. Это поможет студентам постепенно развивать свои языковые навыки и повышать уровень владения иностранным языком.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о необходимости развития гибких навыков у студентов. Гибкие навыки играют важную роль в современном обществе и профессиональной сфере, позволяя лучше адаптироваться к переменам, решать проблемы и эффективно коммуницировать.

Преподавателям следует использовать разнообразные методы и подходы для развития гибких навыков у студентов. Один из таких методов, который может быть применен, это метод Кайдзен, основанный на принципе постепенного улучшения и непрерывной практике. Преподаватели могут вовлечь студентов в процесс обучения, создавать условия для практического применения знаний и навыков, а также поощрять самоорганизацию и саморазвитие.

Таким образом, развитие гибких навыков у студентов является важной задачей, которую преподаватели должны активно поддерживать и стимулировать. Применение разнообразных методов и создание благоприятной обучающей среды способствует эффективному развитию гибких навыков и подготовке студентов к современным вызовам и требованиям рынка труда.

Литература:

  1. Flanagan, J. C. The critical incident technique / J. C. Flanagan // Psychological Bulletin. — 1954. — № 51. — С. 123–134.
  2. Ермаков Д. С. Персонализированная модель образования: развитие гибких навыков // Образовательная политика. 2020. № 1.
  3. Сорокопуд Ю. В., Амчиславская Е. Ю., Ярославцева А. В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1.
  4. Бацунов С. Н., Дереча И. И., Кунгурова И. М., Слизкова Е. В. Современные детерминанты развития soft skills // Концепт. 2018. № 4
  5. Горьковая О. П., Козловский Н. В., Матыкина В. С., Петров А. В. “Soft skills”: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2019. № 4 (53)
  6. РЭУ им. Г. В. Плеханова совместно с SuperJob провел исследование «Какие специалисты нужны работодателю сегодня?». — Текст: электронный // job.rea: [сайт]. — URL: https://job.rea.ru/blog/research (дата обращения: 19.05.2023)
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки Лингвистика (бакалавриат) [Электронный ресурс].
  8. Masaaki, Imai Kaizen: The Key to Japan's Competitive Success / Imai Masaaki. — 1. —: McGraw-Hill Education, 1986. — 260 c.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, навык, студент, преподаватель, студент химии, высшее образование, критическое мышление, общая трудоемкость, процесс изучения, регулярная обратная связь.


Похожие статьи

Исследование эффективных подходов к формированию межкультурной коммуникации в преподавании русского языка как иностранного

В данной статье рассматриваются эффективные подходы к формированию межкультурной коммуникации в процессе преподавания русского языка как иностранного. Актуальность темы обусловлена растущей потребностью в высококвалифицированных специалистах, способн...

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Формирование положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы

Данное исследование посвящено изучению методов формирования положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе рассматриваются педагогические подходы и практики, направленные на повышение уверенности в...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Черчение в образовании: ориентация на профессиональный рост и творческий подход

Статья «Черчение в образовании: ориентация на профессиональный рост и творческий подход» исследует важность черчения в современном образовании как ключевого элемента, формирующего технические навыки, пространственное мышление, и способствующего профе...

Похожие статьи

Исследование эффективных подходов к формированию межкультурной коммуникации в преподавании русского языка как иностранного

В данной статье рассматриваются эффективные подходы к формированию межкультурной коммуникации в процессе преподавания русского языка как иностранного. Актуальность темы обусловлена растущей потребностью в высококвалифицированных специалистах, способн...

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Конвергенция личностно-ориентированных и групповых образовательных технологий при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров направления подготовки «Прикладная математика и информатика»

Статья посвящена вопросам организации современного образовательного процесса в вузе посредством личностно-ориентированного подхода, что является наиболее эффективным при формировании общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Рассмотрены ос...

Формирование положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы

Данное исследование посвящено изучению методов формирования положительного самовосприятия и самооценки учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе рассматриваются педагогические подходы и практики, направленные на повышение уверенности в...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ

В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...

Метод учебного проекта в курсе преподавания обществознания как психолого-педагогический механизм формирования толерантности у студентов среднего профессионального образования

Формирование толерантности — неотъемлемая составляющая часть целей обществоведческого образования, направленных на социализацию студентов, их духовное становление, освоение ими культуры общества. Изучение обществознания позволяет учащимся часто на ос...

Черчение в образовании: ориентация на профессиональный рост и творческий подход

Статья «Черчение в образовании: ориентация на профессиональный рост и творческий подход» исследует важность черчения в современном образовании как ключевого элемента, формирующего технические навыки, пространственное мышление, и способствующего профе...

Задать вопрос