Сравнительный анализ посещаемости студентами практических занятий по физическому воспитанию при элективной и традиционной форме организации учебного процесса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 03.03.2018

Статья просмотрена: 830 раз

Библиографическое описание:

Коршунова, О. С. Сравнительный анализ посещаемости студентами практических занятий по физическому воспитанию при элективной и традиционной форме организации учебного процесса / О. С. Коршунова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13948/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной работе приведен сравнительный анализ посещаемости студентами практических занятий по физическому воспитанию при элективной и традиционной форме организации учебного процесса. В статье обращено внимание автора на эффективность и качество занятий при спортивно-ориентированном физическом воспитании.

Ключевые слова: студенты, элективные курсы, физическая подготовка, посещаемость, эффективность занятий

Прогрессивные изменения в системе вузовского образования влияют на интенсификацию учебного процесса, влекут за собой дефицит свободного времени молодежи и как следствие снижение двигательной активности студентов.

Мониторинг работы государственных образовательных учреждений с целью оценки их эффективности, повлёк за собой изменения в приоритетах качества работы кафедры физического воспитания и спорта, а также обоснованием для корректировки методики физического воспитания и образования студентов [2]

В соответствии с образовательными стандартами нового поколения, студенты Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ) со второго семестра первого курса имеют возможность самостоятельного выбора физкультурно-спортивной специализации. Поиск новых методов, средств в организации физкультурно-оздоровительной деятельности студентов — возможность наиболее эффективно использовать модернизированных физкультурно-спортивных технологий. Имеющиеся ресурсы кафедры, при грамотной организации учебного процесса, позволяют дать достойное физическое воспитание для студенческой молодежи нашего вуза [3]

Целью нашего исследования стало желание понять динамику посещаемости учебных занятий студентами по направлению — плавание. Традиционно, при самостоятельном выборе физкультурно-спортивной специализации по этой специализации предпочитают максимальное количество получающих образование в нашем вузе студентов. В распоряжении нашей кафедры типовой плавательный 25-метровый бассейн в шаговой доступности, расположенный в комплексе с другими спортивными и учебными сооружениями.

Организация исследования проходила путем анализа посещаемости студентов по журналам преподавателей по плаванию, дисциплины физическая культура и элективные курсы по физической культуре. Планируемая наполняемость учебных групп по специализации плавание составляет 12–15 человек. Для проведения учебных занятий в бассейне «Водолей» предоставлены две плавательные дорожки для обучения и совершенствования техники плавания, студентам. Занятия проводят преподаватели кафедры, закрепленные за группой на весь учебный год. Дисциплины физическая культура, и элективные курсы по физической культуре охватывают студентов 1–4 курсов. На первом курсе, первом семестре студенты, согласно учебному плану, получают образование по дисциплине физическая культура, на остальных годах обучения, получают возможность сделать самостоятельный выбор физкультурно-спортивной деятельности. Можно отметить, что сделанный выбор можно изменить в следующем семестре обучения.

В этом учебном году поступили в наш институт для получения образования более 800 человек. Для первокурсников был проведен лекционный курс и медицинский осмотр, для формирования медицинских групп по здоровью. После этого студенты приступили к практическим занятиям по физическому воспитанию. В первом семестре первокурсники имеют возможность познакомится со всеми предложенными на нашей кафедре физкультурно-спортивными видами деятельности, чтобы сделать осознанный выбор.

По анализу посещаемости учебных журналов преподавателей по плаванию получились следующие статистические данные: (для наглядной демонстрации полученного анализа количественное посещение преобразовано в процентное соотношение).

По этой диаграмме видно, что посещаемость занятий по специализации плавание дисциплины физическая культура у студентов первого курса в первом семестре была ниже на 10 процентов, чем во втором. Посещаемость выросла после того, как студенты сделали самостоятельный выбор спортивно-ориентированный выбор специализации плавания.

По результатам анализа старших курсов была возможность проследить динамику изменения посещений в разных семестрах, и разных условиях организации практических занятий (элективной и традиционной). Для исследования были использованы журналы посещения занятий за прошлые годы, когда не было возможности студентам сделать самостоятельный выбор и использовались традиционные формы физического воспитания.

Диаграмма посещения занятий по плаванию у студентов второго курса: 3 и 4 семестр. Можно сделать вывод, что при самостоятельном выборе физической активности (элективные курсы по Ф.К) студенты реже пропускают занятия и в третьем и четвертом семестре. Посещаемость занятий в четвертом семестре выше на 5–7 % и при традиционной и элективной форме организации учебного процесса

Анализируя посещаемость занятий студентами третьего курса, можно заметить ту же тенденцию посещения занятий, что и на младших курсах. Сохраняется тенденция и по массовости посещения в шестом семестре. Наиболее активно студенты посещают занятия в конце учебного года. Субъективно преподаватели оценивают качество занятий студентов на элективных курсах как более высоким. Студенты активнее и качественнее выполняют задание, реже их пропускают и лучше сдают нормативы для получения зачета по элективным курсам по физическому воспитанию.

По результатам анализа посещаемости студентами нашего учебного заведения занятий по плаванию студентами четверного курса, наметившаяся тенденция сохранилась. Студенты активнее посещают занятия по плаванию при самостоятельном их выборе.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод: наиболее качественно и эффективно проходят занятия при элективной форме организации учебных занятий по дисциплине плавание. Так же можно отметить небольшое повышение интереса к активным занятиям во второй половине учебного года. Из практики преподавателей замечено, что студенты, занимающиеся по программе элективные курсы по физической культуре лучше осваивают спортивные стили плавания, стремятся улучшить технику своего плавания, активнее принимают участие в спортивной жизни НГУЭУ.

На период обучения в высших учебных заведениях приходится наиболее активная образовательная фаза жизни человека. Молодежь находится в постоянном поиске оптимальных решений в мотивационном поле своего будущего, принятые решения формируют мотивационные системы, которые, в идеале сопровождают его на протяжении всей сознательной жизни [1]. Формируется двигательный, поведенческий стереотип влияющий на качество и продолжительность жизни в целом.

Литература:

  1. Бон Н. В., Перминов О. А. Знаниево-информационная основа физического воспитания студентов в системе высшего образования // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 142–144. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13146/ (дата обращения: 07.01.2018).
  2. Додонова Л. П., Шмер В. В. Взаимосвязь морфофункциональных и двигательных показателей студентов с учетом соматотипов. В сборнике: Теория и методика физической культуры и спорта: наследие основоположников и перспективы развития. Материалы международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки российской федерации Льва Павловича Матвеева. Министерство спорта, туризма и молодежной политики российской федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего, профессионального образования «Российский государственный университет, физической культуры, спорта, молодежи и туризма». 2010 С. 286–288.
  3. Коршунова О. С. Здоровьеформирующий потенциал дисциплины физическая культура в вузах. В сборнике: Физическая культура, спорт и здоровье: проблемы и пути их развития Материалы Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов. Под научной редакцией Т. И. Волкова. 2014. С. 212–213.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, самостоятельный выбор, физическое воспитание, студент, занятие, учебный процесс, курс, плавание, посещаемость занятий, семестр.

Ключевые слова

студенты, физическая подготовка, элективные курсы, посещаемость, эффективность занятий

Похожие статьи

Анализ мотивации студентов к физкультурно-спортивной деятельности (на примере тренажерного зала учебно-спортивного комплекса С. Хоркиной НИУ «БелГУ»)

Статья посвящена проблеме мотивации студентов к подвижному образу жизни. В материале рассматриваются основные мотивы, которые побуждают студентов к физкультурно-спортивной деятельности, и причины их отсутствия у студентов. Также на основе анализа нау...

Повышение мотивации студентов к изучению английского языка в неязыковом вузе (на примере юридического направления)

Данная статья посвящена рассмотрению способов повышения мотивации к изучению английского языка студентов неязыковых вузов юридического направления. В статье подробно рассматриваются факторы мотивации и даются рекомендации практического характера по п...

Анализ физической подготовленности студентов-гиревиков и влияние ее на результативность соревновательной деятельности

В статье рассматриваются проблемы спортивной подготовки студентов-гиревиков, содержания и построения спортивной тренировки. Материалы статьи содержат исследование и выявление факторов, определяющих спортивный результат в гиревом спорте.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении студентов русскому языку с методикой преподавания

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Эффективность внеаудиторных мероприятий по иностранному языку в развитии творческой самостоятельности студентов неязыковых ВУЗов на примере проведения конкурса видеороликов

Статья рассматривает внеаудиторную деятельность, как эффективное средство развития творческой самостоятельности студентов на примере проведения конкурса видеороликов по тематике изучаемого курса. Обозначается актуальность развития творческой самостоя...

Влияние физической подготовки на профессиональное становление специалиста торгового флота

В данной статье рассматриваются особенности физических и психических требований, предъявляемых к специалистам торгового флота, а также влияние физической подготовки на профессиональное становление инженера морского транспорта. В статье проанализирова...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного использования физических упражнений со студентами специальных медицинских групп

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного использования физических упражнений со студентами специальных медицинских групп. (СМГ). Было установлено, что этими пси...

Адаптивная физическая культура в вузах России

В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...

Использование видеоматериалов при обучении говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье исследуются особенности использования видеоматериалов при обучении говорению учащихся 7–8 классов. Результаты исследования указывают на то, что использование видеоматериалов учителем должно учитывать ряд особенностей современных детей...

Похожие статьи

Анализ мотивации студентов к физкультурно-спортивной деятельности (на примере тренажерного зала учебно-спортивного комплекса С. Хоркиной НИУ «БелГУ»)

Статья посвящена проблеме мотивации студентов к подвижному образу жизни. В материале рассматриваются основные мотивы, которые побуждают студентов к физкультурно-спортивной деятельности, и причины их отсутствия у студентов. Также на основе анализа нау...

Повышение мотивации студентов к изучению английского языка в неязыковом вузе (на примере юридического направления)

Данная статья посвящена рассмотрению способов повышения мотивации к изучению английского языка студентов неязыковых вузов юридического направления. В статье подробно рассматриваются факторы мотивации и даются рекомендации практического характера по п...

Анализ физической подготовленности студентов-гиревиков и влияние ее на результативность соревновательной деятельности

В статье рассматриваются проблемы спортивной подготовки студентов-гиревиков, содержания и построения спортивной тренировки. Материалы статьи содержат исследование и выявление факторов, определяющих спортивный результат в гиревом спорте.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении студентов русскому языку с методикой преподавания

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Эффективность внеаудиторных мероприятий по иностранному языку в развитии творческой самостоятельности студентов неязыковых ВУЗов на примере проведения конкурса видеороликов

Статья рассматривает внеаудиторную деятельность, как эффективное средство развития творческой самостоятельности студентов на примере проведения конкурса видеороликов по тематике изучаемого курса. Обозначается актуальность развития творческой самостоя...

Влияние физической подготовки на профессиональное становление специалиста торгового флота

В данной статье рассматриваются особенности физических и психических требований, предъявляемых к специалистам торгового флота, а также влияние физической подготовки на профессиональное становление инженера морского транспорта. В статье проанализирова...

Планирование и педагогическое сопровождение физического развития дошкольников в рамках реализации событийного подхода в ДОО

В статье частично раскрыта проблема планирования и осуществления педагогической поддержки физического развития дошкольников в процессе реализации событийного подхода. Предложены практические рекомендации для педагогов по вопросу планирования физкульт...

Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного использования физических упражнений со студентами специальных медицинских групп

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного использования физических упражнений со студентами специальных медицинских групп. (СМГ). Было установлено, что этими пси...

Адаптивная физическая культура в вузах России

В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...

Использование видеоматериалов при обучении говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье исследуются особенности использования видеоматериалов при обучении говорению учащихся 7–8 классов. Результаты исследования указывают на то, что использование видеоматериалов учителем должно учитывать ряд особенностей современных детей...