В статье автор исследует роль оздоровительного плавания в повышении физической активности студентов высших учебных заведений. Плавание описывается как один из наиболее эффективных и полезных способов улучшения физической формы и общего благополучия студентов, особенно в контексте современного образовательного процесса, который все более сосредотачивается на академической работе и сидячем образе жизни. В статье рассматриваются физические, психологические и социальные преимущества плавания, включая повышение выносливости и улучшение состояния сердечно-сосудистой системы.
Ключевые слова: плавание, физическая активность, студенты, высшие учебные заведения, физическая форма, общее благополучие, выносливость.
Тема актуальна, так как физическая активность и здоровый образ жизни становятся все более важными в современном обществе. Особенно для студентов высших учебных заведений, которые обычно проводят много времени за учебой и ведением академических и иных обязанностей [4]. Приверженность к регулярной физической активности имеет множество преимуществ, таких как улучшение общей физической формы, укрепление сердечно-сосудистой системы, улучшение настроения и самооценки, улучшение когнитивных функций и общего благополучия [2]. Здоровье и физическое благополучие являются важными составляющими успешного обучения и общего благополучия студентов. Поэтому изучение и реализация программ физической активности в высших учебных заведениях имеет большое значение [3].
Одним из наиболее благотворных видов физической активности является оздоровительное плавание, которое оказывает не только положительное воздействие на тело, но и на общее самочувствие человека. Регулярные занятия плаванием не только помогают укрепить организм, но и способствуют развитию крепкого характера, самодисциплины и устойчивости к стрессам. Суть плавания заключается в активной работе в воде, которая одновременно оказывает двойное воздействие на организм: упражнения и водная среда [1].
При обсуждении преимуществ плавания, следует отметить, что оно благотворно влияет на практически все системы организма, включая:
— сердечно-сосудистую систему;
— дыхательную систему;
— мышечную систему;
— нервную систему;
— иммунную систему [5].
Воздействие на сердечно-сосудистую систему проявляется прежде всего в ее укреплении. У тех, кто регулярно занимается плаванием, пульс в состоянии покоя редко превышает 60 ударов в минуту, в то время как у неспортивных людей этот показатель может достигать отметки в 70–80 ударов в минуту.
Кроме того, в отличие от многих других видов спорта, плавание оказывает исключительно положительное влияние на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний. Воздействие воды на тело значительно облегчает кровоток к сердцу, поэтому плавание рекомендуется даже людям с ослабленной работой сердца.
Гидромассаж кожи способствует регуляции вегетативных функций организма, активному стимулированию сердечно-сосудистой системы и улучшению периферического кровообращения. Также следует отметить, что тренировки в бассейне положительно влияют на кровоснабжение мозга, что способствует развитию психики, снижению уровня усталости и повышению умственных способностей.
Плавание также улучшает работу дыхательных мышц и дыхательной системы в целом. Уменьшается нагрузка на позвоночник и укрепляется мышечный корсет грудной клетки, что приводит к улучшению осанки.
Исследования показывают, что при заболеваниях, связанных с позвоночником, плавание помогает устранить эти проблемы. Поэтому врачи часто советуют детям со сколиозом и другими деформациями позвоночника заниматься в бассейне.
Каждый из способов плавания имеет свои характерные особенности и ограничения. Давайте рассмотрим каждый стиль подробнее:
1) Кроль на груди (вольный стиль) — самый быстрый стиль плавания. Ноги выполняют удары поочередно, а руки делают попеременные гребки. Дыхание происходит в сторону [6].
2) Баттерфляй (дельфин) — самый физически нагруженный стиль плавания. Ноги движутся волнообразно, подобно движению дельфинового хвоста. Вместе с ногами, руки делают одновременные гребки, а во время выдоха пловец поднимает голову вперед. Баттерфляй часто используется для силовых тренировок, направленных на укрепление мышц.
3) Брасс — самый медленный стиль плавания, при котором руки и ноги делают симметричные движения. Вдох происходит во время гребка руками, когда верхняя часть тела поднимается из воды.
4) Кроль на спине — это единственный стиль, при котором пловец преодолевает дистанцию, лежа на спине. Ноги двигаются поочередно вверх и вниз, руки делают попеременные гребки. Дыхание может быть произвольным, так как лицо находится над водой.
5) Комплексное плавание — это комбинация всех стилей плавания в определенной последовательности. Оздоровительные проплывы лучше всего выполнять в вольном стиле или брассе, так как они имеют особенности, которые способствуют оздоровлению и профилактике заболеваний. Успех подготовки к плаванию зависит от компетентного руководства преподавателей физического воспитания и понимания студентами особенностей каждого стиля плавания.
В заключение, плавание является эффективным средством сохранения и укрепления здоровья человека. А также владение этим навыком имеет жизненно важное значение. Поэтому плавание широко включается в программы физического воспитания в вузах.
Литература:
1. Федосова, Л. П. Плавание как средство закаливания для студентов / Л. П. Федосова, К. С. Курганов, Д. А. Синегубов // Тенденции развития науки и образования. — 2022. — № 86–6. — С. 115–118. — DOI 10.18411/trnio-06–2022–279. — EDN OBKWXH.
2. Маркарян, Э. Р. Воздействие физических упражнений на умственную деятельность студентов / Э. Р. Маркарян, Л. П. Федосова, А. И. Мельников // Всемирные студенческие игры: история, современность и тенденции развития: Материалы II Международной научно-практической конференции по физической культуре, спорту и туризму, Красноярск, 15–16 сентября 2023 года / Отв. за выпуск М. А. Ермакова. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2023. — С. 68–72. — EDN HAJSWY.
3. Апенина, С. С. Физическая культура в жизни студентов / С. С. Апенина, Г. В. Федотова, Л. П. Федосова // Тенденции развития науки и образования. — 2023. — № 93–7. — С. 102–105. — DOI 10.18411/trnio-01–2023–362. — EDN EGDOAC.
4. Кравцов, А. В. Перспективы развития физкультуры в высших учебных заведениях / А. В. Кравцов, Л. П. Федосова, Г. В. Федотова // Тенденции развития науки и образования. — 2023. — № 93–2. — С. 15–16. — DOI 10.18411/trnio-01–2023–53. — EDN OOIYJB.
5. Ломидзе М. А., Кузнецова З. В. Влияние оздоровительного плавания на обучающихся с плохим соматическим здоровьем в рамках занятий по физической культуре и спорту в вузах // XXIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск, 2021. С. 99–104.
6. Удовицкая Л. У., Кузнецова З. В. Инновационный метод обучения плаванию студентов в вузе // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей по материалам национальной научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования кафедры физического воспитания Кубанского ГАУ. Краснодар, 2020. С. 963–969.