Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 августа, печатный экземпляр отправим 27 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Оздоровительное плавание как способ повышения физической активности студентов высших учебных заведений

Научный руководитель
Физическая культура и спорт
06.07.2024
28
Поделиться
Библиографическое описание
Шрамченко, Н. В. Оздоровительное плавание как способ повышения физической активности студентов высших учебных заведений / Н. В. Шрамченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 27 (526). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/526/116499/.


В статье автор исследует роль оздоровительного плавания в повышении физической активности студентов высших учебных заведений. Плавание описывается как один из наиболее эффективных и полезных способов улучшения физической формы и общего благополучия студентов, особенно в контексте современного образовательного процесса, который все более сосредотачивается на академической работе и сидячем образе жизни. В статье рассматриваются физические, психологические и социальные преимущества плавания, включая повышение выносливости и улучшение состояния сердечно-сосудистой системы.

Ключевые слова: плавание, физическая активность, студенты, высшие учебные заведения, физическая форма, общее благополучие, выносливость.

Тема актуальна, так как физическая активность и здоровый образ жизни становятся все более важными в современном обществе. Особенно для студентов высших учебных заведений, которые обычно проводят много времени за учебой и ведением академических и иных обязанностей [4]. Приверженность к регулярной физической активности имеет множество преимуществ, таких как улучшение общей физической формы, укрепление сердечно-сосудистой системы, улучшение настроения и самооценки, улучшение когнитивных функций и общего благополучия [2]. Здоровье и физическое благополучие являются важными составляющими успешного обучения и общего благополучия студентов. Поэтому изучение и реализация программ физической активности в высших учебных заведениях имеет большое значение [3].

Одним из наиболее благотворных видов физической активности является оздоровительное плавание, которое оказывает не только положительное воздействие на тело, но и на общее самочувствие человека. Регулярные занятия плаванием не только помогают укрепить организм, но и способствуют развитию крепкого характера, самодисциплины и устойчивости к стрессам. Суть плавания заключается в активной работе в воде, которая одновременно оказывает двойное воздействие на организм: упражнения и водная среда [1].

При обсуждении преимуществ плавания, следует отметить, что оно благотворно влияет на практически все системы организма, включая:

— сердечно-сосудистую систему;

— дыхательную систему;

— мышечную систему;

— нервную систему;

— иммунную систему [5].

Воздействие на сердечно-сосудистую систему проявляется прежде всего в ее укреплении. У тех, кто регулярно занимается плаванием, пульс в состоянии покоя редко превышает 60 ударов в минуту, в то время как у неспортивных людей этот показатель может достигать отметки в 70–80 ударов в минуту.

Кроме того, в отличие от многих других видов спорта, плавание оказывает исключительно положительное влияние на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний. Воздействие воды на тело значительно облегчает кровоток к сердцу, поэтому плавание рекомендуется даже людям с ослабленной работой сердца.

Гидромассаж кожи способствует регуляции вегетативных функций организма, активному стимулированию сердечно-сосудистой системы и улучшению периферического кровообращения. Также следует отметить, что тренировки в бассейне положительно влияют на кровоснабжение мозга, что способствует развитию психики, снижению уровня усталости и повышению умственных способностей.

Плавание также улучшает работу дыхательных мышц и дыхательной системы в целом. Уменьшается нагрузка на позвоночник и укрепляется мышечный корсет грудной клетки, что приводит к улучшению осанки.

Исследования показывают, что при заболеваниях, связанных с позвоночником, плавание помогает устранить эти проблемы. Поэтому врачи часто советуют детям со сколиозом и другими деформациями позвоночника заниматься в бассейне.

Каждый из способов плавания имеет свои характерные особенности и ограничения. Давайте рассмотрим каждый стиль подробнее:

1) Кроль на груди (вольный стиль) — самый быстрый стиль плавания. Ноги выполняют удары поочередно, а руки делают попеременные гребки. Дыхание происходит в сторону [6].

2) Баттерфляй (дельфин) — самый физически нагруженный стиль плавания. Ноги движутся волнообразно, подобно движению дельфинового хвоста. Вместе с ногами, руки делают одновременные гребки, а во время выдоха пловец поднимает голову вперед. Баттерфляй часто используется для силовых тренировок, направленных на укрепление мышц.

3) Брасс — самый медленный стиль плавания, при котором руки и ноги делают симметричные движения. Вдох происходит во время гребка руками, когда верхняя часть тела поднимается из воды.

4) Кроль на спине — это единственный стиль, при котором пловец преодолевает дистанцию, лежа на спине. Ноги двигаются поочередно вверх и вниз, руки делают попеременные гребки. Дыхание может быть произвольным, так как лицо находится над водой.

5) Комплексное плавание — это комбинация всех стилей плавания в определенной последовательности. Оздоровительные проплывы лучше всего выполнять в вольном стиле или брассе, так как они имеют особенности, которые способствуют оздоровлению и профилактике заболеваний. Успех подготовки к плаванию зависит от компетентного руководства преподавателей физического воспитания и понимания студентами особенностей каждого стиля плавания.

В заключение, плавание является эффективным средством сохранения и укрепления здоровья человека. А также владение этим навыком имеет жизненно важное значение. Поэтому плавание широко включается в программы физического воспитания в вузах.

Литература:

1. Федосова, Л. П. Плавание как средство закаливания для студентов / Л. П. Федосова, К. С. Курганов, Д. А. Синегубов // Тенденции развития науки и образования. — 2022. — № 86–6. — С. 115–118. — DOI 10.18411/trnio-06–2022–279. — EDN OBKWXH.

2. Маркарян, Э. Р. Воздействие физических упражнений на умственную деятельность студентов / Э. Р. Маркарян, Л. П. Федосова, А. И. Мельников // Всемирные студенческие игры: история, современность и тенденции развития: Материалы II Международной научно-практической конференции по физической культуре, спорту и туризму, Красноярск, 15–16 сентября 2023 года / Отв. за выпуск М. А. Ермакова. — Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2023. — С. 68–72. — EDN HAJSWY.

3. Апенина, С. С. Физическая культура в жизни студентов / С. С. Апенина, Г. В. Федотова, Л. П. Федосова // Тенденции развития науки и образования. — 2023. — № 93–7. — С. 102–105. — DOI 10.18411/trnio-01–2023–362. — EDN EGDOAC.

4. Кравцов, А. В. Перспективы развития физкультуры в высших учебных заведениях / А. В. Кравцов, Л. П. Федосова, Г. В. Федотова // Тенденции развития науки и образования. — 2023. — № 93–2. — С. 15–16. — DOI 10.18411/trnio-01–2023–53. — EDN OOIYJB.

5. Ломидзе М. А., Кузнецова З. В. Влияние оздоровительного плавания на обучающихся с плохим соматическим здоровьем в рамках занятий по физической культуре и спорту в вузах // XXIII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск, 2021. С. 99–104.

6. Удовицкая Л. У., Кузнецова З. В. Инновационный метод обучения плаванию студентов в вузе // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей по материалам национальной научно-практической конференции, посвященной 70-летию образования кафедры физического воспитания Кубанского ГАУ. Краснодар, 2020. С. 963–969.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
плавание
физическая активность
студенты
высшие учебные заведения
физическая форма
общее благополучие
выносливость
Молодой учёный №27 (526) июль 2024 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 306-308):
Часть 4 (стр. 271-342)
Расположение в файле:
стр. 271стр. 306-308стр. 342

Молодой учёный