Формирование экологического воспитания у обучающихся в общеобразовательной школе | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 07.11.2017

Статья просмотрена: 1112 раз

Библиографическое описание:

Захарова, Е. А. Формирование экологического воспитания у обучающихся в общеобразовательной школе / Е. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2800/ (дата обращения: 16.11.2024).



Проблема экологического образования в школе представляется достаточно актуальной в связи с тем, что люди живут не в гармонии с природой. На сегодняшний день, экологические проблемы достаточно сильно влияют на все сферы жизни человека: науку и производство, политику и экономику, энергетику, градостроительство, здравоохранение и образование. Экология создает методологическую основу для прогнозирования последствий вмешательства в природные системы, для синтеза научных знаний и социального опыта, для изучения возможностей науки и практики разумно решать экологические проблемы [3]. Любовь к природе нужно воспитывать с раннего детства»Детей, не умеющих еще ходить, — писал Г Ващенко, — надо чаще выносить на свежий воздух, чтобы они могли видеть родное небо, деревья, цветы, рез них животных. Все это остается в детской душе, озаренное чувством радости и положит основы любви к родной природе».

Проблема обучения экологии в школе отражена в работах Бобылевой Л. Д., Будыко Н, Захлебный А. Н., Суравегина И. Г. Кашлев С. С.

Экология — самый важный источник научного мировоззрения, а мир постигается в процессе познания и в процессе образования, так как школа должна воспитывать у детей чувство близости к природе, ощущать ее красоту, не позволять относиться к ней варварски, жестоко [1]. Экология оказывает большое воздействие на образование и служит источником экологического образования школьников.

В экологическом воспитании особое значение приобретают предметы естественно-географического цикла: Биология и география раскрывают детям мир растений, животных, среду, что их окружает; Физика и химия формулы, комплекс политехнических знаний, научные основы и принципы современного производства; История, правоведение показывают недопустимости варварского отношения к природе; Предметы эстетического цикла раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, влияние на человека.

Важную роль в формировании экологического сознания играет привлечение обучающихся к природоохранной деятельности (школьные лесничества, садоводство, работа в охотничьих хозяйствах и др.), работа санитарных отрядов защиты окружающей среды (выявляют степень загрязнения воздуха, воды, зон отдыха), отрядов для борьбы с браконьерами (действуют при лесничествах и рыбоводческих), групп скорой помощи зверям и птицам в зимний период; уголки природы.

Эффективное экологическое воспитание школьников предусматривает:

– оптимизацию содержания непрерывного экологического образования всех возрастных групп школьников, освещения экологических вопросов в процессе изучения отдельных предметов, использование внутри межпредметных связей;

– создание в школах надлежащей учебно-материальной базы (уголков охраны природы, живых уголков и др.);

– совершенствование форм и методов экологического воспитания, активное привлечение школьников к природоохранной деятельности;

– формирование мотивов ответственного отношения к природе, стремление глубже познать ее, приумножать ее богатства

Результатом экологического воспитания должна быть сформированная экологическая культура человека, характеризующаяся: разносторонними глубокими знаниями об окружающей среде; наличием наглядных ценностных ориентаций относительно природы; экологическим стилем мышления и ответственным отношением к природе и своему здоровью; приобретением умений и опыта решения экологических проблем (прежде всего на местном и локальном уровнях); непосредственным участием в природоохранной работе.

Современная система образования не предусматривает выделение экологии как отдельного урока в школьной программе, и поэтому ее изучают в рамках изучения биологии [2]. Например, в 9 классе при изучении курса «Основы общей биологии» в количестве 12 часов (по программе И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой)

На сегодняшний день существует немало методов и приемов изучения биологии и экологии: загадки, экологические сказки, задачи, рассказы, тесты и задания экологического характера.

«Экологизация воспитания» включает в себя несколько направлений деятельности:

Классные часы экологической направленности

Тематика каждого классного часа может быть разнообразной. Например:

Таблица 1

Месяц

Класс

Название классного часа

Тематика беседы

Сентябрь

5

Люблю природы увяданье…

Перемена в жизни растений, отдых животных.

Декабрь

5,6

В лесу родилась ёлочка…

О выборе искусственных и натуральных деревьев

Апрель

5,6,7,8,9

Чистота Земли начинается с нашего двора

Прививание детям трудолюбие, беседа о чистоте вокруг нас. (Субботники)

Каждый классный час может проводиться в разных формах:

1) Игровая форма

2) Беседа с людьми, занимающимися экологическими проблемами

3) Показ фильмов и видеофрагментов

4) Дискуссии

5) Дебаты

Внеклассные мероприятия

Таблица 2

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Выставка поделок из листьев

Октябрь

Осенний бал. Субботники

Посадка деревьев.

Ноябрь

Мероприятия на неделе биологии.

Декабрь

Конкурс фотографий «Русская краса»

Январь

Экология человека: проблемы долгожительства. Экологические аспекты. Законы об охране природы.

Февраль

Проблемы загрязнения воздуха

Март

День птиц

Апрель

Растения как космос

Май

«Лето идет, встречаем!»

Работа с родителями

  1. Проведение родительских собраний на экологическую тематику:

– Роль родителей в воспитании экологической культуры у ребенка.

– Виды экологических катастроф и наша безопасность.

– Воспитание любви к природе и в себе, и в ребенке.

– Можно ли проходить мимо, когда губят природу…

– Наркотику — нет!

– Уважение к природе начинается в семье.

  1. Проведение индивидуальных бесед с родителями по темам:

– Формирование чувства ответственности за себя.

– Экологическое воспитание дома.

– Чистота — залог здоровья.

– Эстетическое воспитание в семье.

– Проблема экологии в мире

– Как сохранить и привить любовь к своему району, городу.

Проведение круглых столов по обсуждению экологических проблем района.

Сформировать у учащихся интерес к созданию экологических проектов:

Таблица 3

Экологический проект

Цели изадачи

Зеленая планета

Формирование эколого-биологических знаний, улучшение экологической среды школы

Посади свое дерево

Озеленение аллей, садов и парков

Мы за чистый город!!!

Уборка парков, аллей, пришкольного участка.

Ты лети, лепесток…

Формирование у детей знаний об особенностях деревьев, их охране и заботе.

Операция «Кормушка»

Изготовление домиков-кормушек для птиц

Таким образом, системный подход к организации биологического и экологического образования, использование современных образовательных методов и приемов, является наиболее эффективной моделью оптимизации образовательного и воспитательного процесса по экологии в рамках общеобразовательной школы. В рамках экологизации воспитания можно достичь определенных результатов:

– Воспитать в учащихся уважение к окружающей природе.

– Привить любовь к растениям, животным.

– Беречь природу и окружающий мир.

Литература:

  1. Асташина Н. И. Грустная история.//Биология, 2002, № 16, с.2–3.
  2. Асташина Н. И. Методические рекомендации по использованию экологической сказки “Как синичка в гости летала”//Биология, 2001, № 40, с.8–9.
  3. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа, 2003. — № 5. — с. 64–75
  4. Лупанова Т. Е. Биологические сказки//Биология,2001, № 29, с.8–9.
  5. Путешествие лучика. Экологическая сказка. // Начальная школа,1999, № 12, с.98–100.
  6. Чаус Б. Ю., Чаус З. А. Экологические сказки. Из опыта работы. // Начальная школа, 1993, № 9, с.44–46.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, классный час, экологическое воспитание, окружающая среда, ответственное отношение, природоохранная деятельность, проблема, экологическое образование, экология.
Задать вопрос