Формирование экологического воспитания у обучающихся в общеобразовательной школе
Автор: Захарова Елена Александровна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 07.11.2017
Статья просмотрена: 1116 раз
Библиографическое описание:
Захарова, Е. А. Формирование экологического воспитания у обучающихся в общеобразовательной школе / Е. А. Захарова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2800/ (дата обращения: 17.12.2024).
Проблема экологического образования в школе представляется достаточно актуальной в связи с тем, что люди живут не в гармонии с природой. На сегодняшний день, экологические проблемы достаточно сильно влияют на все сферы жизни человека: науку и производство, политику и экономику, энергетику, градостроительство, здравоохранение и образование. Экология создает методологическую основу для прогнозирования последствий вмешательства в природные системы, для синтеза научных знаний и социального опыта, для изучения возможностей науки и практики разумно решать экологические проблемы [3]. Любовь к природе нужно воспитывать с раннего детства»Детей, не умеющих еще ходить, — писал Г Ващенко, — надо чаще выносить на свежий воздух, чтобы они могли видеть родное небо, деревья, цветы, рез них животных. Все это остается в детской душе, озаренное чувством радости и положит основы любви к родной природе».
Проблема обучения экологии в школе отражена в работах Бобылевой Л. Д., Будыко Н, Захлебный А. Н., Суравегина И. Г. Кашлев С. С.
Экология — самый важный источник научного мировоззрения, а мир постигается в процессе познания и в процессе образования, так как школа должна воспитывать у детей чувство близости к природе, ощущать ее красоту, не позволять относиться к ней варварски, жестоко [1]. Экология оказывает большое воздействие на образование и служит источником экологического образования школьников.
В экологическом воспитании особое значение приобретают предметы естественно-географического цикла: Биология и география раскрывают детям мир растений, животных, среду, что их окружает; Физика и химия формулы, комплекс политехнических знаний, научные основы и принципы современного производства; История, правоведение показывают недопустимости варварского отношения к природе; Предметы эстетического цикла раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, влияние на человека.
Важную роль в формировании экологического сознания играет привлечение обучающихся к природоохранной деятельности (школьные лесничества, садоводство, работа в охотничьих хозяйствах и др.), работа санитарных отрядов защиты окружающей среды (выявляют степень загрязнения воздуха, воды, зон отдыха), отрядов для борьбы с браконьерами (действуют при лесничествах и рыбоводческих), групп скорой помощи зверям и птицам в зимний период; уголки природы.
Эффективное экологическое воспитание школьников предусматривает:
– оптимизацию содержания непрерывного экологического образования всех возрастных групп школьников, освещения экологических вопросов в процессе изучения отдельных предметов, использование внутри межпредметных связей;
– создание в школах надлежащей учебно-материальной базы (уголков охраны природы, живых уголков и др.);
– совершенствование форм и методов экологического воспитания, активное привлечение школьников к природоохранной деятельности;
– формирование мотивов ответственного отношения к природе, стремление глубже познать ее, приумножать ее богатства
Результатом экологического воспитания должна быть сформированная экологическая культура человека, характеризующаяся: разносторонними глубокими знаниями об окружающей среде; наличием наглядных ценностных ориентаций относительно природы; экологическим стилем мышления и ответственным отношением к природе и своему здоровью; приобретением умений и опыта решения экологических проблем (прежде всего на местном и локальном уровнях); непосредственным участием в природоохранной работе.
Современная система образования не предусматривает выделение экологии как отдельного урока в школьной программе, и поэтому ее изучают в рамках изучения биологии [2]. Например, в 9 классе при изучении курса «Основы общей биологии» в количестве 12 часов (по программе И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой)
На сегодняшний день существует немало методов и приемов изучения биологии и экологии: загадки, экологические сказки, задачи, рассказы, тесты и задания экологического характера.
«Экологизация воспитания» включает в себя несколько направлений деятельности:
Классные часы экологической направленности
Тематика каждого классного часа может быть разнообразной. Например:
Таблица 1
Месяц |
Класс |
Название классного часа |
Тематика беседы |
Сентябрь |
5 |
Люблю природы увяданье… |
Перемена в жизни растений, отдых животных. |
Декабрь |
5,6 |
В лесу родилась ёлочка… |
О выборе искусственных и натуральных деревьев |
Апрель |
5,6,7,8,9 |
Чистота Земли начинается с нашего двора |
Прививание детям трудолюбие, беседа о чистоте вокруг нас. (Субботники) |
Каждый классный час может проводиться в разных формах:
1) Игровая форма
2) Беседа с людьми, занимающимися экологическими проблемами
3) Показ фильмов и видеофрагментов
4) Дискуссии
5) Дебаты
Внеклассные мероприятия
Таблица 2
Месяц |
Мероприятие |
Сентябрь |
Выставка поделок из листьев |
Октябрь |
Осенний бал. Субботники Посадка деревьев. |
Ноябрь |
Мероприятия на неделе биологии. |
Декабрь |
Конкурс фотографий «Русская краса» |
Январь |
Экология человека: проблемы долгожительства. Экологические аспекты. Законы об охране природы. |
Февраль |
Проблемы загрязнения воздуха |
Март |
День птиц |
Апрель |
Растения как космос |
Май |
«Лето идет, встречаем!» |
Работа с родителями
- Проведение родительских собраний на экологическую тематику:
– Роль родителей в воспитании экологической культуры у ребенка.
– Виды экологических катастроф и наша безопасность.
– Воспитание любви к природе и в себе, и в ребенке.
– Можно ли проходить мимо, когда губят природу…
– Наркотику — нет!
– Уважение к природе начинается в семье.
- Проведение индивидуальных бесед с родителями по темам:
– Формирование чувства ответственности за себя.
– Экологическое воспитание дома.
– Чистота — залог здоровья.
– Эстетическое воспитание в семье.
– Проблема экологии в мире
– Как сохранить и привить любовь к своему району, городу.
Проведение круглых столов по обсуждению экологических проблем района.
Сформировать у учащихся интерес к созданию экологических проектов:
Таблица 3
Экологический проект |
Цели изадачи |
Зеленая планета |
Формирование эколого-биологических знаний, улучшение экологической среды школы |
Посади свое дерево |
Озеленение аллей, садов и парков |
Мы за чистый город!!! |
Уборка парков, аллей, пришкольного участка. |
Ты лети, лепесток… |
Формирование у детей знаний об особенностях деревьев, их охране и заботе. |
Операция «Кормушка» |
Изготовление домиков-кормушек для птиц |
Таким образом, системный подход к организации биологического и экологического образования, использование современных образовательных методов и приемов, является наиболее эффективной моделью оптимизации образовательного и воспитательного процесса по экологии в рамках общеобразовательной школы. В рамках экологизации воспитания можно достичь определенных результатов:
– Воспитать в учащихся уважение к окружающей природе.
– Привить любовь к растениям, животным.
– Беречь природу и окружающий мир.
Литература:
- Асташина Н. И. Грустная история.//Биология, 2002, № 16, с.2–3.
- Асташина Н. И. Методические рекомендации по использованию экологической сказки “Как синичка в гости летала”//Биология, 2001, № 40, с.8–9.
- Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа, 2003. — № 5. — с. 64–75
- Лупанова Т. Е. Биологические сказки//Биология,2001, № 29, с.8–9.
- Путешествие лучика. Экологическая сказка. // Начальная школа,1999, № 12, с.98–100.
- Чаус Б. Ю., Чаус З. А. Экологические сказки. Из опыта работы. // Начальная школа, 1993, № 9, с.44–46.