В статье анализируется сущность экологической сказки как важного средства воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Подчеркивается, что в нем оптимально сочетаются два принципа: передача детям научных реалистических знаний о мире природы и творческая фантастика, выразительные средства, присущие художественной литературе.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая сказка, дошкольный возраст, экологическое образование.
Актуальность. В настоящее время проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста стоит очень остро. В век скорости и технологий не хватает времени остановиться, осмотреться, понаблюдать за родной природой. Отсутствие общения детей с природой впоследствии оборачивается черствостью, безнравственностью и неуважением ко всему живому. А экологическая сказка дает возможность благодаря хорошо развитому детскому воображению понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, чтобы своими глазами увидеть восход солнца или подводное царство.
Экологические сказки — наиболее доступный способ передать знания о явлениях природы, животных, растениях и окружающем мире. [3] Ненавязчиво, в игровой форме сказки дают детям необходимые знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки — заключение, а иногда — вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями — такова схема построения экологической сказки.
Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, чтобы увидеть восход солнца или подводное царство своими глазами.
А экологическая сказка предоставляет такую возможность благодаря хорошо развитому воображению дошкольников. Также посредством сказок можно привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее защиты.
До сих пор в число специалистов входят писатели, педагоги, библиотечные работники, занимающие разные позиции по отношению к сказкам.
Некоторые сами пишут сказки, другие ищут экологическое содержание в уже написанных, третьи вводят многочисленные варианты использования экологических сказок в образовательной деятельности, а некоторые учат взрослых и детей писать сказки, но все безоговорочно сходятся в одном — экологическая сказка необходима.
Это одно из наиболее эффективных средств содействия экологическому образованию и воспитанию детей. И сказка в моем творчестве стала одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей.
Напомним методы и приемы работы со сказками, как традиционные, так и новаторские:
– чтение и обсуждение сказок;
– использование фрагментов сказок;
– использование сказочных персонажей;
– сказочные вопросы;
– использование сказок при организации игр;
– сказки и театр;
– сказки и изобразительное искусство;
– сочинение сказок;
– продолжение начатой сказки;
– сказка в заданном ключе;
– используя черты характера для составления сказки;
– сказочные герои — игрушки;
– сказочные герои — реальные предметы;
– герой сказки — сам ребенок;
– игра — сказка;
– готовый план участка;
– использование газетных заготовок;
– анализ сказок с точки зрения героев (фантазийный анализ);
– «закручивание» сказки;
– «салат» из сказок;
– сказка «наизнанку»
Конечно, опробовать все эти методы не удалось. Но в силу наших возможностей с некоторыми из них мы с детьми работали очень плодотворно. Например:
– писать сказки
– чтение и обсуждение сказок
– сказки и театр
– сказки и изобразительное искусство
– продолжение начатой сказки
– герои сказки — сам ребенок
– «закручивание» сказки;
– «салат» из сказок;
– сказка «наизнанку»
Экологическая сказка может стать таким занимательным средством обучения. Конечно, в этих сказках белый медведь вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что они живут на разных континентах, но они всегда могут написать друг другу письмо, которое полетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т. д.
Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна детям. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге похожи друг на друга, поскольку призваны научить детей беречь и беречь природу и все живое на земле.
По мнению исследователя Галины Николаевны Власовой, «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека и природы, рисуя отдельные черты животных характеров; сказка дает нравственное воспитание, а также реальные представления о природе. [1]
Изучено влияние сказок на интеллектуально-нравственное развитие личности дошкольника.
Представлены методические подходы к использованию сказок в образовательном процессе дошкольного учреждения. Экологическое образование включает в себя творческий поиск, в котором можно выделить такое направление, как экологические сказки, раскрывающие окружающий мир и дающие первоначальные представления о природе. [2]
Сказки — это особый мир детства, непринужденная атмосфера, душевное настроение, добро и радость.
Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий и конечного результата. Немаловажную роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами мистики.
Экологические сказки прививают детям культуру поведения и уважение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое главное в сказках для маленьких слушателей — узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голоса. [4]
В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные и растения оживляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.
Оригинальных сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет экологической сказкой. Чаще всего авторы сказок решают развлекательные задачи: развлечь, отвлечь, разжечь воображение и т. д.
Поэтому при выборе контента авторы не ставят целью предоставить точную научную информацию. В таких сказках, с точки зрения науки, много неточностей, вольностей и еще больше авторской фантазии. Типичным примером таких сказок являются сказки Р. Киплинга («Слоненок», «Как леопард стал пятнистым», «Почему у верблюда горб» и др.).
Оригинальных сказок с по-настоящему экологическим содержанием немного.
Литература:
- Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2022. № 7. С. 36–42.
- Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. — М., Просвещение, 2021.
- Выготский Л. С. Проблема возраста// Собр. Соч.: В 6т.- М., Педагогика, 2022. — с.200
- Лазарева О. Н., Ворошилова В. М., Волкова Н. А. Теория и методика экологического образования детей — УрГПУ, г. Екатеринбург, 2022.