Педагогические основы использования сказок в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 23.01.2024

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Гудовских, З. Г. Педагогические основы использования сказок в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста / З. Г. Гудовских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110566/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье анализируется сущность экологической сказки как важного средства воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Подчеркивается, что в нем оптимально сочетаются два принципа: передача детям научных реалистических знаний о мире природы и творческая фантастика, выразительные средства, присущие художественной литературе.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая сказка, дошкольный возраст, экологическое образование.

Актуальность. В настоящее время проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста стоит очень остро. В век скорости и технологий не хватает времени остановиться, осмотреться, понаблюдать за родной природой. Отсутствие общения детей с природой впоследствии оборачивается черствостью, безнравственностью и неуважением ко всему живому. А экологическая сказка дает возможность благодаря хорошо развитому детскому воображению понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, чтобы своими глазами увидеть восход солнца или подводное царство.

Экологические сказки — наиболее доступный способ передать знания о явлениях природы, животных, растениях и окружающем мире. [3] Ненавязчиво, в игровой форме сказки дают детям необходимые знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки — заключение, а иногда — вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями — такова схема построения экологической сказки.

Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, чтобы увидеть восход солнца или подводное царство своими глазами.

А экологическая сказка предоставляет такую возможность благодаря хорошо развитому воображению дошкольников. Также посредством сказок можно привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее защиты.

До сих пор в число специалистов входят писатели, педагоги, библиотечные работники, занимающие разные позиции по отношению к сказкам.

Некоторые сами пишут сказки, другие ищут экологическое содержание в уже написанных, третьи вводят многочисленные варианты использования экологических сказок в образовательной деятельности, а некоторые учат взрослых и детей писать сказки, но все безоговорочно сходятся в одном — экологическая сказка необходима.

Это одно из наиболее эффективных средств содействия экологическому образованию и воспитанию детей. И сказка в моем творчестве стала одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей.

Напомним методы и приемы работы со сказками, как традиционные, так и новаторские:

– чтение и обсуждение сказок;

– использование фрагментов сказок;

– использование сказочных персонажей;

– сказочные вопросы;

– использование сказок при организации игр;

– сказки и театр;

– сказки и изобразительное искусство;

– сочинение сказок;

– продолжение начатой сказки;

– сказка в заданном ключе;

– используя черты характера для составления сказки;

– сказочные герои — игрушки;

– сказочные герои — реальные предметы;

– герой сказки — сам ребенок;

– игра — сказка;

– готовый план участка;

– использование газетных заготовок;

– анализ сказок с точки зрения героев (фантазийный анализ);

– «закручивание» сказки;

– «салат» из сказок;

– сказка «наизнанку»

Конечно, опробовать все эти методы не удалось. Но в силу наших возможностей с некоторыми из них мы с детьми работали очень плодотворно. Например:

– писать сказки

– чтение и обсуждение сказок

– сказки и театр

– сказки и изобразительное искусство

– продолжение начатой сказки

– герои сказки — сам ребенок

– «закручивание» сказки;

– «салат» из сказок;

– сказка «наизнанку»

Экологическая сказка может стать таким занимательным средством обучения. Конечно, в этих сказках белый медведь вряд ли будет жить на одной земле с пингвином, хотя бы потому, что они живут на разных континентах, но они всегда могут написать друг другу письмо, которое полетит через моря и океаны, чтобы рассказать о своей жизни и т. д.

Форма сказки, как никакая другая, близка и понятна детям. В каждой сказке мы определяем свои цели и задачи, но все они в конечном итоге похожи друг на друга, поскольку призваны научить детей беречь и беречь природу и все живое на земле.

По мнению исследователя Галины Николаевны Власовой, «Сказка помогает ребенку понять взаимоотношения человека и природы, рисуя отдельные черты животных характеров; сказка дает нравственное воспитание, а также реальные представления о природе. [1]

Изучено влияние сказок на интеллектуально-нравственное развитие личности дошкольника.

Представлены методические подходы к использованию сказок в образовательном процессе дошкольного учреждения. Экологическое образование включает в себя творческий поиск, в котором можно выделить такое направление, как экологические сказки, раскрывающие окружающий мир и дающие первоначальные представления о природе. [2]

Сказки — это особый мир детства, непринужденная атмосфера, душевное настроение, добро и радость.

Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий и конечного результата. Немаловажную роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами мистики.

Экологические сказки прививают детям культуру поведения и уважение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Самое главное в сказках для маленьких слушателей — узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голоса. [4]

В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные и растения оживляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни.

Оригинальных сказок о природе довольно много, но не каждая из них будет экологической сказкой. Чаще всего авторы сказок решают развлекательные задачи: развлечь, отвлечь, разжечь воображение и т. д.

Поэтому при выборе контента авторы не ставят целью предоставить точную научную информацию. В таких сказках, с точки зрения науки, много неточностей, вольностей и еще больше авторской фантазии. Типичным примером таких сказок являются сказки Р. Киплинга («Слоненок», «Как леопард стал пятнистым», «Почему у верблюда горб» и др.).

Оригинальных сказок с по-настоящему экологическим содержанием немного.

Литература:

  1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2022. № 7. С. 36–42.
  2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. — М., Просвещение, 2021.
  3. Выготский Л. С. Проблема возраста// Собр. Соч.: В 6т.- М., Педагогика, 2022. — с.200
  4. Лазарева О. Н., Ворошилова В. М., Волкова Н. А. Теория и методика экологического образования детей — УрГПУ, г. Екатеринбург, 2022.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, экологическая сказка, дошкольный возраст, природа, ребенок, экологическое образование, изобразительное искусство, подводное царство, сам ребенок, экологическое содержание.


Похожие статьи

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Экологическая культура как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

В работе рассмотрены средства познавательного развития, которые используются при воспитании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.

Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников

В статье автор осуществляет поиск условий, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.

Сказка как средство развития творческих способностей дошкольников старшего возраста

В статье говорится о роли сказки в развитии творческих способностей дошкольников старшего возраста, рассмотрены основные подходы определения «творческие способности», представлены основные приемы работы со сказкой, применяемых для развития творческих...

Прогулка как способ формирования экологических знаний детей

Статья отражает основные моменты и специфику экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автор конкретизирует содержание экологической прогулки — одного из способов знакомства дошкольников с окружающим миром. Выявлены основные моменты форми...

Современные мультфильмы как средство познавательного развития ребенка-дошкольника

В статье проводится теоретическое обоснование возможностей использования современных мультфильмов в качестве средства познавательного развития детей дошкольного возраста. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что их использование ...

Экскурсия как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Настоящая статья посвящена изучению экскурсии как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста. В ходе исследования авторы анализируют специфику влияния экскурсии на познавательную способность детей, на закрепление в их ценностной си...

Похожие статьи

Художественная литература как средство формирования экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Экологическая культура как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

В работе рассмотрены средства познавательного развития, которые используются при воспитании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Опыт реализации модели экологического развития на основе анимационной педагогики и STEM-образования детей дошкольного возраста

Современное дошкольное образование направлено на формирование у воспитанников при выходе из детского сада компетенций разных уровней. В статье автор представляет авторскую модель экологического развития детей старшего дошкольного возраста посредством...

Использование художественной литературы в качестве средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматривается значение и необходимость формирования экологических знаний у дошкольников. Раскрываются точки зрения разных педагогов к использованию произведений художественной литературы в формировании экологической культуры детей.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В статье рассматривается экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Описаны проблемы формирования экологической культуры. Выведены критерии необходимых экологических знаний у детей-дошкольников.

Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников

В статье автор осуществляет поиск условий, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.

Сказка как средство развития творческих способностей дошкольников старшего возраста

В статье говорится о роли сказки в развитии творческих способностей дошкольников старшего возраста, рассмотрены основные подходы определения «творческие способности», представлены основные приемы работы со сказкой, применяемых для развития творческих...

Прогулка как способ формирования экологических знаний детей

Статья отражает основные моменты и специфику экологического воспитания детей дошкольного возраста. Автор конкретизирует содержание экологической прогулки — одного из способов знакомства дошкольников с окружающим миром. Выявлены основные моменты форми...

Современные мультфильмы как средство познавательного развития ребенка-дошкольника

В статье проводится теоретическое обоснование возможностей использования современных мультфильмов в качестве средства познавательного развития детей дошкольного возраста. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что их использование ...

Экскурсия как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Настоящая статья посвящена изучению экскурсии как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста. В ходе исследования авторы анализируют специфику влияния экскурсии на познавательную способность детей, на закрепление в их ценностной си...

Задать вопрос