Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 19.09.2017

Статья просмотрена: 1895 раз

Библиографическое описание:

Свалова, Е. В. Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок / Е. В. Свалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2709/ (дата обращения: 15.11.2024).



Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок

Все хорошее е в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Тюрина Л. А.

С 2015 года работаю над проблемой экологического образования воспитанников. Накоплен опыт работы по теме: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста». Эта проблема актуальна потому, что обостряется экологическая проблема в стране и в мире, она диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

Цель опыта работы — развитие личности дошкольника в процессе экологического воспитания через актуализацию имеющегося у детей непосредственного эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения.

Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:

‒ формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;

‒ развитие познавательного интереса к миру природы;

‒ воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

‒ формирование умения и желания сохранять природу;

‒ формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Для успешной работы по приоритетному направлению применяю экологические сказки как эффективное средство экологического воспитания дошкольников.

За время работы с детьми нами было прочитано много сказок, такие как «Бабушка Федора и герань», «Как человек приручил растения», «Родничок», «Грустная история», «Светлая капель» М. Пришвин, «Голубые лягушки», «Лесные домишки» В. Бианки, «Что такое кислотный дождь» С. Н. Николаева, и др. Во время чтения я стараюсь выделить фрагмент текста, из которого последует проблемная ситуация, и решаться она будет с помощью опыта. Ещё один из приёмов работы с экологической сказкой применяемый мной это — сочинение сказок. За время работы дети сочинили такие сказки как, «Ёжик в лесу» (дети запомнили, какие животные впадают зимой в спячку, и почему их нельзя тревожить); «Девочка и цветы» (в этой сказке дети рассказали, как нужно обращаться с растительным миром), «Ручеёк и завод» (в этой сказке дети затронули проблему загрязнения воды).

Нами была поставлена сказка «Пожар в лесу», она помогла понять детям, к чему может привести неосторожное обращение с огнем в лесу, и с удовольствием показали эту сказку малышам. После совместного похода в лес (где помогали Лесовику убрать мусор в его лесничестве) мы с детьми провели игру «Чтобы лес жил…». В этой игре было много заданий, споров, дискуссий об охране леса. Дети прекрасно справились с поставленными задачами. Мною было предложено изготовить книжки — малышки «Правила поведения в лесу». К этому мероприятию подключились родители. С большим удовольствием родители и дети изготавливали книжки. Мы устроили презентацию книжек, каждый ребенок представил свою работу. С родителями была проведена игра «В гостях у Берегини», где уже взрослые для своих детей показывали экологические познания.

Более успешному решению этой проблемы помогает взаимодействие со специалистами. Для своих коллег мною был проведен семинар — практикум «Экологические сказки — как эффективное средство экологического воспитания». Были проведены практические занятия. Также педагогам были предложены стендовые консультации для родителей «Экологические сказки».

Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева и др.).

Главная задача экологической работы педагогов и родителей — научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет: интересен и понятен детям; доступен для запоминания и размышления над ним.

Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о появлении птиц? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.

Поэтому в своей работе по экологическому образованию воспитанников я успешно использую экологические сказки.

Экологические сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий. Она будет воспитывать у детей понятие о природе как о целостно-окрашенном мире.

Экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.

Использовать экологические сказки можно в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, различных экологических мероприятий, праздников, экскурсий, на занятиях по экологии.

Литература:

  1. Экологические стихи и сказки клубов друзей [Сост. е. Кузнецова. — Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. — 104 с.:]
  2. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания [А. А.Лопатина, М. В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество)].
  3. Ковинько, Л. В. Секреты природы — это так интересно! — [Москва: Линка-Пресс, 2004. — 72с.: ил.]
  4. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: [Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с].
  5. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — [Москва: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с. — (Библиотека воспитателя).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, окружающий мир, экологическое воспитание, Николаев, экологическая культура детей, экологическая сказка, экологическое воспитание дошкольников, экологическое образование воспитанников, эффективное средство.

Похожие статьи

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста с помощью изучения языков

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Формирование у детей основ экологической культуры

Развитие эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через музыкальные сказки

Похожие статьи

Воспитание основ экологической культуры детей дошкольного возраста посредством музыкальной деятельности

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность

Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий

Формирование поликультурной личности детей дошкольного возраста с помощью изучения языков

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Формирование у детей основ экологической культуры

Развитие эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста через музыкальные сказки

Задать вопрос