Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок
Автор: Свалова Елена Викторовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 19.09.2017
Статья просмотрена: 1895 раз
Библиографическое описание:
Свалова, Е. В. Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок / Е. В. Свалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2709/ (дата обращения: 15.11.2024).
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок
Все хорошее е в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Тюрина Л. А.
С 2015 года работаю над проблемой экологического образования воспитанников. Накоплен опыт работы по теме: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста». Эта проблема актуальна потому, что обостряется экологическая проблема в стране и в мире, она диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.
Цель опыта работы — развитие личности дошкольника в процессе экологического воспитания через актуализацию имеющегося у детей непосредственного эмоционально-чувственного и литературного опыта путем включения его в процесс понимания экологического содержания сказочного произведения.
Достижение цели осуществляется через решение следующих задач:
‒ формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
‒ развитие познавательного интереса к миру природы;
‒ воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
‒ формирование умения и желания сохранять природу;
‒ формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Для успешной работы по приоритетному направлению применяю экологические сказки как эффективное средство экологического воспитания дошкольников.
За время работы с детьми нами было прочитано много сказок, такие как «Бабушка Федора и герань», «Как человек приручил растения», «Родничок», «Грустная история», «Светлая капель» М. Пришвин, «Голубые лягушки», «Лесные домишки» В. Бианки, «Что такое кислотный дождь» С. Н. Николаева, и др. Во время чтения я стараюсь выделить фрагмент текста, из которого последует проблемная ситуация, и решаться она будет с помощью опыта. Ещё один из приёмов работы с экологической сказкой применяемый мной это — сочинение сказок. За время работы дети сочинили такие сказки как, «Ёжик в лесу» (дети запомнили, какие животные впадают зимой в спячку, и почему их нельзя тревожить); «Девочка и цветы» (в этой сказке дети рассказали, как нужно обращаться с растительным миром), «Ручеёк и завод» (в этой сказке дети затронули проблему загрязнения воды).
Нами была поставлена сказка «Пожар в лесу», она помогла понять детям, к чему может привести неосторожное обращение с огнем в лесу, и с удовольствием показали эту сказку малышам. После совместного похода в лес (где помогали Лесовику убрать мусор в его лесничестве) мы с детьми провели игру «Чтобы лес жил…». В этой игре было много заданий, споров, дискуссий об охране леса. Дети прекрасно справились с поставленными задачами. Мною было предложено изготовить книжки — малышки «Правила поведения в лесу». К этому мероприятию подключились родители. С большим удовольствием родители и дети изготавливали книжки. Мы устроили презентацию книжек, каждый ребенок представил свою работу. С родителями была проведена игра «В гостях у Берегини», где уже взрослые для своих детей показывали экологические познания.
Более успешному решению этой проблемы помогает взаимодействие со специалистами. Для своих коллег мною был проведен семинар — практикум «Экологические сказки — как эффективное средство экологического воспитания». Были проведены практические занятия. Также педагогам были предложены стендовые консультации для родителей «Экологические сказки».
Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики. Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева и др.).
Главная задача экологической работы педагогов и родителей — научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии и научить соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
Успешность любого занятия по экологии в рамках ДОУ зависит от того, насколько материал, используемый педагогом, будет: интересен и понятен детям; доступен для запоминания и размышления над ним.
Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти, о нересте рыб, о появлении птиц? Как рассказать, не нарушая детскую тягу к познанию, как увлечь и заинтересовать, ведь материал для обсуждения по большей части не что иное, как сухие, строгие научные факты, которые зачастую просто непонятны детям.
Поэтому в своей работе по экологическому образованию воспитанников я успешно использую экологические сказки.
Экологические сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий. Она будет воспитывать у детей понятие о природе как о целостно-окрашенном мире.
Экологическая сказка даёт возможность, благодаря хорошо развитому у детей воображению, понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство.
Использовать экологические сказки можно в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, различных экологических мероприятий, праздников, экскурсий, на занятиях по экологии.
Литература:
- Экологические стихи и сказки клубов друзей [Сост. е. Кузнецова. — Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. — 104 с.:]
- Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания [А. А.Лопатина, М. В. Скребцова. — 2-е изд. — Москва: Амрита-Русь, 2008. — 256 с. — (Образование и творчество)].
- Ковинько, Л. В. Секреты природы — это так интересно! — [Москва: Линка-Пресс, 2004. — 72с.: ил.]
- Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: [Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с].
- Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. — [Москва: ТЦ Сфера, 2011. — 128 с. — (Библиотека воспитателя).