К современной школе в настоящее время предъявляют большие требования. Педагогические работники должны развивать обучающихся по многим направления. Одним из направлений обучения и воспитания детей и подростков является экологическое образование, так как, не работая в данном направлении невозможно решить проблемы развития, которые имеются в данной сфере. Наука «Экология» является одной из самых актуальных наук в современном мире. На неё возлагают большие надежды, связанные с выживанием человечества в постоянно изменяющемся мире.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новотаволжанская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И. П. Серикова Шебекинского района Белгородской области» является сельским. Отдельного предмета, такого как «Экология», в нашей школе нет, но учителя, как биологии, так и других предметов включают элементы экологического воспитания в свои уроки.
На уроках биологии развитие экологической грамотности обучающихся необходимо, поскольку полученные знания способствуют развитию, у учащихся всех возрастов, гуманного отношения к природе родного края и всей страны в целом.
Важнейшей задачей учителя биологии в реализации данных аспектов — является формирование у детей и подростков ответственного и бережного отношение к природе.
В школе формирование экологической культуры осуществляется с помощью учебной и внеурочной деятельности. Я, как учитель биологии, больший акцент при работе в данном направлении делаю на учебную деятельность.
Весь процесс экологического обучения и воспитания можно разделить на несколько этапов.
На начальном этапе определяем цели и задачи, на которые будет опираться весь процесс обучения. Например: «Цель: «Формирование экологического обучения и воспитания обучающихся через использование активных форм, методов и приемов обучения.
Задачи:
– сформировать умение понимать и ценить красоту и богатство природы;
– способность осуществлять экологически грамотные действия;
– организовать системную работу по экологическому обучению школьников;
– развивать навыки проектной и исследовательской деятельности и умение применять результаты этой деятельности на практике;
– на основе использования краеведческих знаний воспитывать любовь к окружающей природе, своей малой Родине, к своей стране».
Вторым этапом учитель подбирает литературу по теме урока, в котором одним из элементов будет теория по экологии. В рамках изучения предмета «Биология» учителя нашей школы включают в программу интегрированный курс «Белгородоведение», который также может иметь вопросы, связанные с экологическим обучением.
Третьим этапом является проведение самих уроков, в которые встроены элементы, направленные на формирование экологической культуры школьников.
За один, два, урока мы можем не увидеть желаемого результата при работе, связанной с экологическим обучением и воспитанием подрастающего поколения. Но занятия, проводимые систематически в данном направлении, обязательно дадут свои плоды.
Так же в рамках формирования экологической культуры обучающихся я провожу тематические экскурсии. Например, в 6 классе проводятся экскурсии связанные с сезонными изменения в жизни растений. На которых мы с учениками рассматриваем, как меняется жизнь растений с приходом того или иного времени года. Обсуждаем, как человек может помочь растительному миру во время сезонных изменений.
Еще одним методом, положительно влияющим на экологическое обучение и воспитание школьников, является технология проектной деятельности.
Чтобы у обучающихся активизировать интерес к выполняемой работе, необходимо дать им возможность для самостоятельного поиска нужной информации.
Учитель биологии МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа» Н. П. Прохорова считает: «Работа с обучающимися по проектной исследовательской деятельности включает следующие обязательные виды деятельности: работа с начинающими исследователями; выбор исследовательской работы; изучение литературы; проведение социологических опросов; оформление результатов; составление плана реализации проекта; подведение итогов [1].
При работе над исследовательским проектом учителя биологии в школе выделяют следующие этапы:
- Постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач;
- Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов;
- Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя;
- Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
- Исследование, решение конкретных задач;
- Обобщение результатов, выводы;
- Реализация проекта;
- Анализ успехов и ошибок» [3].
Совместная деятельность учителя с обучающимся при работе над исследовательским проектом является достаточно важным компонентом для формирования экологических компетенций. Следовательно, с самого начала исследовательская работа задумывается, как коллективный учебный.
По мнению Прохоровой Н. П.: «При этом совместная с учителем деятельность в ходе работы над исследованием дает школьнику возможность освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать компетенции и усовершенствовать уже имеющиеся» [1].
Как и во многих школах России, в учебной деятельности нашей школы давно и эффективно используются информационно-коммуникационные технологии. Для оформление своих проектов в электронном виде обучающиеся пользуются пакетом программ Microsoft Office. Во время защиты исследовательских проектов обязательным условием является презентация, составленная и оформленная в соответствии с требованиями.
Для успешного формирования экологической культуры детей и подростков на уроках биологии учитель должен использовать наглядные методы обучения.
По мнению В. А. Сластенина: «Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстрации и метод иллюстрацию» [2].
К наглядным методам относят: таблицы, картины, гербарии, микропрепараты, влажные препараты, ИКТ средства и др.
На своих уроках учителя биологии нашей школы активно используют как метод демонстрации, так и метод иллюстрации.
Как ни крути для формирования экологической культуры мало лишь обучения на уроках: изучение основ экологии и методики обучения детей и подростков должно комбинироваться с внеурочной деятельностью, которая обеспечивает разнообразными способами их осознание ценности природы, то есть работа по формированию экологической компетентности должна вестись комплексно. Именно так может быть сформирована экологическая культура, показателями которой являются: экологическая образованность, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на природное окружение, способность к экологическому мышлению, адекватное поведение в природе, готовность к природоохранной деятельности.
Литература:
- Н. П. Прохорова, учитель биологии МКОУ «Коммунарская средняя общеобразовательная школа» https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/11/24/metodicheskaya-statya-ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov-na.
- Сластение В. А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. образования / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. — 12-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 608 с. — (Сер. Бакалавриат).
- Д. А. Баранукова, учитель общеобразовательного лицея-интерната (а. Хабез, Карачаево-Черкесская респ.) https://him.1sept.ru/view_article.php?id=200801810