Интегрированный подход к экологическому воспитанию и образованию младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хаустова, В. Н. Интегрированный подход к экологическому воспитанию и образованию младших школьников / В. Н. Хаустова, Н. Н. Солошенко, М. А. Полякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 216-217. — URL: https://moluch.ru/archive/189/47997/ (дата обращения: 22.11.2024).



Основными обобщающими понятиями окружающего мира являются: природа, природа неживая, природа живая, растения, животные, человек, общество, продукты труда людей. Человек является составной частью природы и членом общества. Люди, создавая продукты труда, используют природу.

Для того, чтобы преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать деятельность учащихся и ознакомить их с методами экологического исследования на уроках используем проблемные ситуации. Это толчок к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которое испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос. Средством создания любой проблемной ситуации являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос.

Проблемные вопросы и задания, используемые на уроках:

  1. Может ли природа быть учителем? (знакомит с разнообразием растительного и животного мира, с красотой, учит наблюдательности; заботится о детях; раскрывает секреты роста и развития растений и животных; подсказывает, как сконструировать парашют, построить вертолет и самолет и т. п.)
  2. Какой объект живой природы может стать для природы лучшим другом или врагом? (человек)
  3. Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет солнце?

Большие резервы экологического образования младших школьников таят в себе комплексные экскурсии в природу или на промышленные предприятия и исследовательская работа. В каждом походе учащиеся находят трудовое дело (уборка мусора, охрана муравейников, расчистка родника, подкормка зимующих птиц). В классе создана своя Красная книга, в которую дети вносят редких животных области и района.

Любить окружающий мир, природу, людей учим не только на уроках окружающего мира, но и на уроках математики. На занятиях по математике вопросы взаимодействия человека с окружающей средой находят отражение в текстовых задачах. Стараемся связать обучение с жизнью, с экологической составляющей нашего Белгородского региона, вводим элементы экологии в доступной для детей форме.

Задачи: 1. «Сотни птиц гнездятся на территории заповедника лес на Ворскле (Борисовский район). Все знают, какую большую роль они играют в охране леса от вредных насекомых. Подсчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц, дятлы в 3 раза больше, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносят своим птенцам скворцы, чем дятлы? Сколько гусениц за день уничтожают пары поползней, скворцов и дятлов?»

Задача 2. «Главная водная артерия Слободы Ямской река Осколец один из крупных притоков реки Оскол. Протяженность Оскольца (расстояние от истока до устья — места впадения в Оскол) равна 45 км. При этом 1/9 ее протекает по территории нашего района. Сколько километров течет Осколец по нашему району?»

Изучение таких предметов как русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка содействуют художественному освоению природной и социальной действительности, развитию эстетических и нравственных отношений учащихся, их творческой активности и умению выражать свое личностное отношение к природе творческими средствами. Появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Для того чтобы научить детей оценивать окружающую среду с точки зрения существующих в ней взаимосвязей, т. е. с точки зрения экологии, используем приемы: написание учениками писем любимым животным по заданной схеме и обсуждение ответов животных; прослушивание и разбор «подслушанных» в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями; составление рассказов по данному началу; выполнение комплексных работ — чтение и составление экологических сказок самими учащимися.

Для составления иллюстраций и текста предлагаем задания:

  1. Подобрать рисунок, картинку к тексту.
  2. Найти подписи к иллюстрациям.
  3. Сравнить рисунок и фрагмент. Если обнаруживается несоответствие, внести коррективы.

Повзрослев, такой ученик вряд ли станет вредить природе, даже если не изучал специально экологию. Интуитивно он правильно оценит результат своего влияния на природные объекты.

Трудовое обучение тесно связано со всеми предметами, изучающимися в начальных классах. Многие работы, выполненные на уроках труда, могут оказать значительную помощь в изучении вопросов экологии. Учитель имеет возможность подбирать такие объекты труда, при выполнении которых можно было бы сочетать выполнение программы по трудовому обучению с экологическим воспитанием.

Воспитание «экологической личности» связано с воспитанием экологически ориентированных потребностей. Дети получают представление о круговороте использования материалов. В мире возникла тенденция к изготовлению продукции одноразового использования: упаковки и посуды из искусственных материалов и алюминиевой фольги, бумажного белья, полотенец. Оборотная сторона этой тенденции — ускоренное загрязнение природной среды. На уроках окружающего мира дети анализируют проблему отходов, а на занятиях по художественному труду изготавливают изделия из отходного материала, которые находят применения в быту, выполняя определенную функциональную, хозяйственную роль. Вторую жизнь можно дать совершенно ненужным нам предметам (баночкам из-под конфет, кофе, сметаны, различным пластмассовым флаконам из-под шампуней). Это хороший материал для вазочек, карандашниц и т. д.

Важнейшей работой считаем поиск и самостоятельное чтение учащимися дополнительной литературы. С этой целью каждому ребенку было предложено вести журнал под общей темой «Оказывается…», «Это интересно», тетради «Экологический вестник», куда помещать материалы газет и журналов на экологическую тему. Заметки читаем на уроках, проводим дискуссии и практически решаем проблему. Однако самое главное, на мой взгляд, то, что ребята приобрели экологические знания. И какую бы профессию они потом ни избрали, ими будет руководить экологическое сознание. Они не смогут убить снегиря, спустить в реку мазут. Уроки экологии не пройдут даром, если кто-то из наших учеников решит в будущем связать свою жизнь с окружающей средой или животными.

Литература:

  1. Л. П. Молодова Экология для детей. Мн. Асар, 2001 г.
  2. Экология Белгородской области А. Н. Петин, Л. Л. Новых, В. И. Петина, Е. Г. Глазунов М. Изд МГУ, 2002.
  3. Журнал Юный натуралист. № 5, № 8 2002 г.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, природа, окружающая среда, Оскол, пар поползней, ребенок, трудовое обучение, урок.


Задать вопрос