Дидактические возможности деловой игры в контекстном обучении будущих специалистов иноязычному деловому общению | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Иваненко Г. Л. Дидактические возможности деловой игры в контекстном обучении будущих специалистов иноязычному деловому общению [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 209-212. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1430/ (дата обращения: 13.11.2018).

Необходимость обеспечения конкурентоспособности будущих специалистов в современном поликультурном и многоязыковом пространстве определяет значимость владения выпускниками неязыковых вузов деловым общением на иностранном языке.

Такая образовательная задача поставлена перед высшей школой, поскольку, с одной стороны, по оценкам экспертов, деловое общение занимает до 80% рабочего времени любого специалиста, а в менеджменте и предпринимательстве является собственно сутью профессиональной деятельности [1]; с другой стороны, в условиях всемирной глобализации современное деловое общение в принципе невозможно без знания иностранных языков. Именно поэтому в последнее время методистами и педагогами все больше внимания уделяется проблеме их преподавания с учетом потребностей обучающихся. Знание иностранного языка объективно становится общественной ценностью, одним из условий профессиональной компетентности, а его изуче­ние на современном этапе развития высшего и среднего образования – социальным заказом общества, поскольку спрос на специалистов, которые не только умеют читать и переводить специальную литературу, но и успешно осуществлять международные деловые и межличностные контакты, постоянно растет. Умение общаться на иностранном языке без привлечения переводчика вошло в квалификационные требования, предъявляемые к специалистам различного профиля, и полноценное владение им в сфере делового общения является непременным условием трудовой деятельности современного специалиста.

Обзор современных технологий обучения деловому общению позволяет констатировать, что все они в целом основываются на контекстном обучении.

Концепция контекстного, или знаково-контекстного, обучения была разработана А.А. Вербицким и его школой в русле деятельностной теории усвоения социального опыта людей (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, П.Л. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина и др.), осуществляемого в процессе собственной активности индивидуума. Реализация деятельностного подхода к усвоению знаний не представляет принципиальных трудностей в тех случаях, когда речь идет об относительно простых фрагментах социального опыта. В случае же овладения сложной профессиональной деятельностью мы сталкиваемся с тем, что формы организации учебно-познавательной деятельности не адекватны формам будущей профессиональной деятельности. Данное противоречие стало одним из аргументов в пользу разработки концепции обучения контекстного или знаково-контекстного типа.

Обучение контекстного типа характеризуется моделированием на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста и «обусловливает развивающий характер вузовского обучения, поскольку обеспечивает необходимые условия для порождения мотивации учения, активности личности в учебно-познавательной деятельности, межличностного диалогического взаимодействия» [2, с. 13]. В этом случае студенту с самого начала задаются контуры его будущей трудовой деятельности. Особенно ценным для комплексной профессиональной подготовки будущих специалистов при контекстно-деятельностном подходе к обучению является то, что оно выступает той формой личностной активности, которая обеспечивает воспитание и развитие необходимых предметно-профессиональных и социальных качеств личности будущего специалиста.

Представляется, что в русле современной образовательной парадигмы контекстное обучение имеет огромный дидактический потенциал для обучения иностранному языку. В частности, наибольшие возможности для решения поставленных перед высшей школой глобальных образовательных задач в учебном процессе предоставляет игровое имитационное моделирование, то есть материальное или мысленное имитирование в игровой форме реально существующей системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы [3, с. 43]. Игровое имитационное моделирование позволяет моделировать предметное и социальное содержание потенциальной профессиональной деятельности будущего специалиста, создавать на занятиях по иностранному языку адекватные ситуации и условия обучения деловому иноязычному общению, максимально приближенные к реальному общению, что дает возможность студентам овладевать различными речевыми стратегиями. Оно обеспечивает описание регулярных правил речевого и неречевого поведения в профессионально-ориентированных ситуациях и выявление эвристических подходов к решению задач, характеризующихся альтернативностью возможных исходов и взаимозависимостью действий участвующих сторон. Кроме того, игровое имитационное моделирование способствует развитию интереса обучающихся к своей будущей профессии. Как отмечает Дж. Брунер, «обеспечить интерес студента к учебному предмету легко, когда обучение происходит в контексте жизни и действия, но становится трудным, когда обучение носит абстрактный характер» &#;4, с. 18&#;. И, наконец, обучение, построенное на основе игрового имитационного моделирования, дает студентам возможность, оказавшись в условиях, которые близки к реальным, объективно оценить свою компетентность, убедиться в необходимости развивать и совершенствовать иноязычные навыки речевосприятия и речепорождения.

Использование игрового имитационного моделирования предусматривает построение соответствующей игровой квазипрофессиональной модели обучения иноязычному деловому общению, имитирующей содержание и условия профессиональной деятельности будущих специалистов, а также определение самой технологии процесса обучения и игровых приемов, способствующих достижению поставленной цели.

Объективные данные научных исследований свидетельствуют о том, что отсутствие на занятиях по иностранному языку значимой для студентов и интересной им речевой иноязычной деятельности в контексте их профессионального будущего, а также ролевой организации учебного процесса не вызывает у обучающихся потребности в личностном «присвоении» конкретной роли, а, следовательно, не способствует развитию коммуникативно значимых навыков и умений, необходимых специалистам для успешного осуществления делового общения на иностранном языке. Тогда как активное использование прежде всего игровых технологий обеспечивает создание условий для полноценного реального делового общения обучаемых на иностранном языке в контексте их будущей деятельности.

И психологами, и педагогами, и методистами давно было замечено, что наилучшим способом приобретения навыков является замещение опыта, даваемого играми. Игровое моделирование как способ обучения действительно обладает большим обучающим, педагогическим и психологическим потенциалом в силу специфических особенностей игры как вида деятельности и формы обучения.

Как известно, в традиционных формах обучения учебный материал подается в виде «информации о...». Процесс усвоения такого материала требует наличия у каждого обучаемого системы сформированных навыков познавательной деятельности. Игровая же форма обучения представляет собой специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. Иначе говоря, «моделируемая игрой деятельность становится внутренним организующим стержнем, вокруг которого накапливаются и закрепляются знания. Сама логика осуществления деятельности порождает потребность в новых знаниях. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности, что и предопределяет деятельностный характер игры. Другими несомненными преимуществами игры как формы обучения являются ее структурная изоморфность, условность, неутилитарность, непредсказуемость, определенная «сжатость» времени и пространства, сознательная организация способа осуществления и коллективная форма организации.

Воссоздание в аудиторных условиях и на языке научных понятий условий и динамики производственных процессов, а также отношений и действий занятых в нем людей наиболее полно реализуется, как показывает опыт, именно в деловой игре, которая моделирует предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалистов, задает ее контекст.

Игра, и, в частности, деловая игра как вид деятельности и форма обучения всегда представляла интерес для исследователей-методистов и довольно подробно описана в методической литературе (А.А. Вербицкий, В.М. Ефимов, И.С. Ладенко, И.Н. Сыроежин, А.А. Тюков, Г.П. Щедровицкий, Р. Акофф, Кларк Ч. Абт, Г. Дюпюи и др.).

В самом широком смысле учебная деловая игра может быть определена как знаковая модель профессиональной деятельности, контекст которой задается знаковыми же средствами – с помощью языков моделирования, имитации и связи, включая естественный язык.

Деловая игра сохраняет основные преимущества абстрактного способа обучения (понятийный характер знаний, сжатый масштаб времени овладения профессией и т.д.) и в то же время свободна от наиболее серьезных недостатков, поскольку разрешает противоречие между учебной и будущей профессиональной деятельностью. Рассматривая, вслед за А.А.Тюковым, игровую форму обучения как «способ формирования и расширения профессиональных ориентиров и тренинг в модельных условиях» &#;5, с. 50], мы полагаем, что такая форма обучения как деловая игра обеспечивает в полной мере формирование не только теоретического и практического мышления специалиста, но и необходимых «должностных» качеств его личности – способностей к управленческой деятельности, принятию коллективных решений, умений и навыков социального взаимодействия, руководства и подчинения.

В качестве инструмента контекстно-деятельностного обучения деловая игра вносит в учебный процесс новое качество в силу следующих своих особенностей:

  1. системным содержанием учебного материала, представленного в имитационной модели производства;

  2. воссозданием структуры и функциональных звеньев будущей профессиональной деятельности в игровой учебной модели;

  3. приближением обстановки учебного процесса к реальным условиям порождения потребности в знаниях и их практическом применении, что обеспечивает личностную активность студентов, переходы от познавательной мотивации к профессиональной;

  4. совокупным обучающим и развивающим эффектом, поскольку совместный характер игровой учебной деятельности заставляет подчиняться нормам коллективных действий;

  5. обеспечением переходов от организации и регуляции деятельности студентов преподавателем, ведущим игру, к самоорганизации действий и деятельности самими студентами.

По существу, деловая игра представляет собой методически отработанную процедуру организации познавательной деятельности студентов в форме игры, ставя студента в условную ситуацию, задаваемую имитационной моделью производства, и требуя от него выполнения игровых действий. В то же время студент остается в ситуации вполне реального учебного процесса, выполняет вполне реальные действия, по своему предметному содержанию не отличающиеся от действий, осуществляемых в рамках иных форм учебного процесса, – анализирует, отбирает данные, ставит и решает задачи, – находясь во вполне реальных отношениях с другими студентами-партнерами по игре.

Главным преимуществом такой формы обучения, с нашей точки зрения, является то, что все эти действия подчинены логике совместной работы на имитационной модели профессиональной среды, логике деятельности, а не логике усвоения – знаний, умений, навыков. Психологически очень важно и то, что побуждение к активности в деловой игре исходит либо от ситуации, либо от партнера по игре, но не от преподавателя, который в хорошо разработанной и подготовленной деловой игре не препятствует ее естественному ходу, ограничиваясь лишь ролью координатора и арбитра. Чем меньше преподаватель вмешивается в игровой процесс, тем больше в ней признаков самоорганизации и саморегуляции, а, следовательно, тем выше обучающая ценность игры. Деловая игра – во многом процесс коллективного творчества, сотрудничества всех ее участников: в ней невозможно предсказать все мыслимые ситуации, а можно лишь определить правила поведения участников игры в разных классах ситуаций. Изменения показателей моделируемой системы целиком зависит от самой игровой группы, любое принимаемое решение основано на собственных предшествующих решениях и коррективах, которые участники вносят под влиянием действий других игроков. Иначе говоря, деловая игра является инструментом коллективного анализа, требующим профессиональной компетенции и совместных усилий всех ее участников, способности речевого оформления их мыслей и обмена информацией между ними, что особенно актуально для обучения студентов профессионально-деловому иноязычному общению.

Принципиально важным в деловой игре является то, что она сочетает в себе черты как учения, так и труда: усвоение новых знаний наложено на канву будущей профессиональной деятельности, обучение носит совместный, коллективный характер, являясь, по сути, процессом взаимодействия и профессионального общения экономистов. Мотивация, интерес и эмоциональный статус участников деловой игры обусловливается широкими возможностями для целеполагания, диалогического общения на проблемно представленном материале и тем самым формирования профессионального творческого мышления. В условиях деловой игры действия игроков приобретают качества поступков, формирующих социальные и профессиональные черты, характер специалиста.

Таким образом, задавая в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности, деловая игра позволяет смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования будущего специалиста как личности и профессионала, естественным образом способствуя тем самым развитию у обучаемых речевых навыков и умений иноязычного делового общения, необходимых им в реальной практической деятельности.


Литература:
  1. Мишаткина, Т.В. Культура делового общения: учеб. пособие / Т.В. Мишаткина, Г.В. Бороздина; под общ. редакцией Т.В. Мишаткиной. – Мн.: Изд-во Союз НПК РБ, 1997. – 283 с.

  2. Вербицкий, А.А. Игровое моделирование: методология и практика / А.А. Вербицкий. – Новосибирск, 1987. – 167 с.

  3. Педагогика и психология игры / отв. ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск: Новосибирский пед. институт, 1985. – 121 с.

  4. Брунер, Дж. Психология познания: Пер. с англ. / Дж. Брунер. – М.: Прогресс, 1977. – 412 с.

  5. Тюков, А.А. Организационные обучающие игры и моделирование процессов социального развития личности / А.А. Тюков // Игровое моделирование: методология и практика. – Новосибирск: Наука, 1987. – 232 с.

Основные термины (генерируются автоматически): деловая игра, иностранный язык, будущая профессиональная деятельность, форма обучения, деловое общение, игровое имитационное моделирование, обучение, учебный процесс, социальное содержание, будущий специалист.

Похожие статьи

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических...

деловая игра, иностранный язык, будущая профессиональная деятельность, форма обучения, деловое общение, игровое имитационное моделирование, обучение, учебный процесс, социальное содержание...

Использование деловых игр в условиях...

Использование деловых игр в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам.

- принцип имитационного моделирования ситуации; - принцип проблемности содержания; - принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности

Возможности игрового обучения в формировании экономических...

деловая игра, иностранный язык, будущая профессиональная деятельность, форма обучения, деловое общение, игровое имитационное моделирование, обучение, учебный процесс, социальное содержание, будущий специалист.

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях...

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, активный метод обучения.

Деловая игра как метод формирования математической...

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности.

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент, вид обучения, реальная жизнь, жесткий сценарий, будущая профессиональная деятельность.

Использование педагогических игр как фактор повышения...

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, активный метод обучения.

Процесс обучения иностранному языку как средство развития...

Деловая игра, иностранный язык, профессионально-ориентированное обучение, профессионально-ориентированная компетенция, будущая профессиональная деятельность, ситуация...

Деловая игра как средство развития профессиональных...

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация, деловая игра, проблемная ситуация

Использование деловых игр в учебном процессе для... деловая игра, профессиональная деятельность, профессиональный рост...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Деловая игра – перевод профессионально-теоретических...

деловая игра, иностранный язык, будущая профессиональная деятельность, форма обучения, деловое общение, игровое имитационное моделирование, обучение, учебный процесс, социальное содержание...

Использование деловых игр в условиях...

Использование деловых игр в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам.

- принцип имитационного моделирования ситуации; - принцип проблемности содержания; - принцип ролевого взаимодействия в совместной деятельности

Возможности игрового обучения в формировании экономических...

деловая игра, иностранный язык, будущая профессиональная деятельность, форма обучения, деловое общение, игровое имитационное моделирование, обучение, учебный процесс, социальное содержание, будущий специалист.

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях...

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, активный метод обучения.

Деловая игра как метод формирования математической...

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности.

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках...

игра, деловая игра, профессиональная деятельность, роль, студент, вид обучения, реальная жизнь, жесткий сценарий, будущая профессиональная деятельность.

Использование педагогических игр как фактор повышения...

игра, деловая игра, учебный процесс, участник игры, правило, имитационная модель, игровая модель, профессиональная деятельность, будущая профессиональная деятельность, активный метод обучения.

Процесс обучения иностранному языку как средство развития...

Деловая игра, иностранный язык, профессионально-ориентированное обучение, профессионально-ориентированная компетенция, будущая профессиональная деятельность, ситуация...

Деловая игра как средство развития профессиональных...

игра, профессиональная деятельность, учебный процесс, активное обучение, игровая ситуация, деловая игра, проблемная ситуация

Использование деловых игр в учебном процессе для... деловая игра, профессиональная деятельность, профессиональный рост...

Задать вопрос