Формирование межкультурной компетенции учащихся в процессе изучения иностранных языков является одной из наиболее актуальных проблем современной лингводидактики. Это связано с рядом факторов.
Во-первых, в условиях глобализации и интеграции России в единое мировое образовательное пространство возрастает потребность в специалистах, способных осуществлять продуктивное общение с представителями других культур.
Во-вторых, одной из целей обучения иностранным языкам является приобщение школьников к культуре других народов, формирование понимания менталитета носителей языка.
В-третьих, использование лингвострановедческого материала открывает новые возможности для реализации воспитательного, развивающего и познавательного потенциала уроков иностранного языка.
Цель данной статьи — рассмотреть роль лингвострановедения в формировании межкультурной компетенции учащихся и предложить эффективные методические решения для реализации этого процесса. [2, с. 60]
Для этого необходимо в первую очередь сформулировать определение понятия «лингвострановедческий материал».
Лингвострановедческий материал — это набор информации о стране, в которой изучается определенный язык. Он включает в себя данные о культуре, истории, географии, политической системе и других аспектах общественной жизни. Цель такого материала состоит в том, чтобы позволить учащимся понять особенности иноязычной культуры и осознать особенности мышления носителей этого языка. Важной ролью лингвострановедческого материала является формирование межкультурной компетенции учащихся.
Знакомство с культурными аспектами страны, где используется изучаемый язык, способствует развитию способности адаптироваться в иноязычной среде, понимать особенности мышления носителей языка и строить эффективное общение с представителями другой культуры. Этот материал также помогает расширить знания учащихся о мире и повысить их культурную грамотность. [4, с. 3]
Практические примеры использования лингвострановедческого материала:
— Чтение статьи в иностранной прессе о системе образования в стране изучаемого языка. Анализ и обсуждение различий с привычной учащимся системой образования.
— Просмотр видеосюжета с traditional food (национальная кухня) страны изучаемого языка. Знакомство с традиционными блюдами и особенностями приготовления пищи. Составление собственных рецептов.
— Подготовка проекта-презентации о достопримечательностях какого-либо города страны изучаемого языка. Рассказ о географии, истории, архитектурных памятниках.
— Разработка викторины для одноклассников на знание культурных реалий: национальных праздников, традиций, известных людей страны изучаемого языка.
— Постановка сценки или скетча на основе аутентичного лингвострановедческого материала: анекдота, комической ситуации и т. д. [5, с. 82]
Оценка эффективности использования лингвострановедческого материала:
— Эффективность применения лингвострановедческого материала можно оценить по следующим критериям:
— расширение кругозора учащихся, рост фоновых знаний о стране изучаемого языка;
— увеличение словарного запаса за счет новой лексики;
— развитие навыков аудирования, чтения и устной речи на основе аутентичных материалов;
— умение анализировать, сравнивать, обсуждать особенности иноязычной культуры;
— повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Мониторинг этих аспектов позволяет определить эффект от использования лингвострановедения и при необходимости скорректировать подходы для повышения результативности. [6, с. 180]
Для эффективного использования лингвострановедческого материала в обучении иностранным языкам можно применять различные методы:
— Чтение и анализ аутентичных текстов — газетных или журнальных статей, отрывков из художественной литературы, публичных выступлений. Это позволяет познакомить учащихся с реалиями изучаемой культуры.
— Просмотр видеоматериалов — документальных или художественных фильмов, телепередач, рекламы. Видео наглядно демонстрирует особенности культуры страны.
— Обсуждение культурных различий между родной страной учащихся и страной изучаемого языка. Это развивает умение сопоставлять культуры.
— Ролевые игры и драматизации. Разыгрывание сценок на основе лингвострановедческого материала активизирует языковые навыки учащихся.
— Проектная деятельность. Работа над проектами, посвящёнными различным аспектам иноязычной культуры, способствует глубокому погружению в тему.
Использование материала из области лингвострановедения имеет большое значение для развития иноязычной межкультурной компетенции студентов. Такой материал позволяет им ознакомиться с особенностями культуры страны, чей язык они изучают, а также понять реалии повседневной жизни и менталитет носителей языка. Это в свою очередь способствует более успешному общению и помогает избежать возможного культурного шока. Различные методы работы с лингвострановедческим материалом также способствуют развитию языковых и социокультурных навыков и умений. Владение иноязычной межкультурной компетенцией открывает новые возможности для общения и понимания людей из других культур. [7, с. 261]
Литература:
- Канина С. Ю., Ермолаева Е. В., Гмызина Г. Н. Проблема формирования межкультурной компетенции в рамках концепции диалога культур на уроках иностранного языка на современном этапе развития школьного образования // Современное педагогическое образование. 2019. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-mezhkulturnoy-kompetentsii-v-ramkah-kontseptsii-dialoga-kultur-na-urokah-inostrannogo-yazyka-na-sovremennom (дата обращения: 24.11.2023).
- Крылова, Е. В. (2011). Формирование межкультурной компетенции учащихся на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]. // Родительская школа. — 2011. — № 12. — С. 60–64.
- Кузнецова А. В., Чернышов С. В. Теоретическая модель иноязычной межкультурной компетенции старшеклассников // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskaya-model-inoyazychnoy-mezhkulturnoy-kompetentsii-starsheklassnikov (дата обращения: 24.11.2023).
- Куприянова, М.Л. (2012). Методика формирования межкультурной компетенции при изучении иностранного языка. Учебное пособие. — Москва: ИНФРА-М.
- Курьянова, Е.С. (2014). Методические аспекты формирования межкультурной компетенции в обучении иностранным языкам. // Язык и культура. — 2014. — № 2. — С. 80–86.
- Лялина, О.В. (2017). Межкультурная коммуникация как средство формирования межкультурной компетенции учащихся. // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2017. — № 1. — С. 178–182.
- Спорная, Е.С. (2018). Формирование межкультурной компетенции учащихся на уроках иностранного языка. // Профессиональное образование в современном мире: тенденции и перспективы развития: сборник научных трудов. — Москва: Издательский центр «Академия», 2018. — С. 258–262.
- Сысоев П. В. Пересматривая конструкт межкультурной компетенции: обучение межкультурному взаимодействию в условиях «диалогической» и «недиалогической культуры» // Язык и культура. 2018. № 43. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/peresmatrivaya-konstrukt-mezhkulturnoy-kompetentsii-obuchenie-mezhkulturnomu-vzaimodeystviyu-v-usloviyah-dialoga-kultur-i-ne-dialoga (дата обращения: 24.11.2023).
- Чакур К. С. Современная научная трактовка понятия «межкультурная коммуникативная компетенция» // Вестник РМАТ. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-nauchnaya-traktovka-ponyatiya-mezhkulturnaya-kommunikativnaya-kompetentsiya (дата обращения: 24.11.2023).