Информационно-коммуникативные технологии в обучении устной иностранной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 07.07.2019

Статья просмотрена: 338 раз

Библиографическое описание:

Стрельникова, Н. А. Информационно-коммуникативные технологии в обучении устной иностранной речи / Н. А. Стрельникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61396/ (дата обращения: 16.12.2024).



Давайте вспомним то, каким был наш мир тридцать лет тому назад. А теперь сравним его с тем миром, в котором мы живем сейчас. Если бы тридцать лет тому назад мне сказали, что я смогу поговорить по видео связи с человеком из любого уголка нашей планеты, в несколько кликов найти практически любую, интересующую меня книгу, мелодию, фильм, программу, прослушать лекции ведущих университетов мира, поздравить с днём рождения королеву Елизавету II, я бы не поверила. Всего лишь за несколько лет наш мир претерпел огромные изменения, и что нас ждёт дальше — иногда даже страшно представить.

Информационно — коммуникативные технологии вошли в нашу жизнь, полностью изменив её. У нас ещё не было доступа к такому колоссальному количеству информации, причем в разных её видах: текстовая, графическая, звуковая, видео, что позволяет работать практически со всеми каналами восприятия человека. Было бы весьма неразумно не использовать эти поистине фантастические ресурсы в процессе обучения и упустить шанс составить выгодную конкуренцию тому количеству электронных игрушек, социальных сетей, блогов, которыми наполнена повседневная жизнь современных детей.

В настоящее время информационно-коммуникативные технологии являются важным элементом образовательного процесса. Помимо высокого уровня владения своим предметом, от современного учителя требуется грамотное использование информационно-коммуникативных технологий. В силу сложившихся обстоятельств, нынешним ученикам довольно сложно сидеть на занятиях, проходящих по «классической схеме» и, подобно губке, впитывать в себя все приготовленные знания. Современным учеником усваивается только наиболее близкая ему информация, которая больше всего его заинтересовала, которая вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер. Кроме того, компьютер прекрасно входит в синтез со школьными предметами, увеличивая возможности успешного усвоения материала и раскрытия творческого потенциала обучающихся.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский всегда подчеркивал высокую роль наглядности в учебном процессе, напоминая, что детская природа требует именно наглядности. Исходя из своего личного опыта, он советовал поддерживать, презентуемый аудиально материал, визуальным рядом, что гарантированно увеличивало результативность обучения. Так же, использование наглядности позволяло снять трудности, связанные с психологическим микроклиматом в группе, что позволяло вывести на диалог даже самый молчаливые классы [1, c. 137].

А нам на уроках иностранного языка чрезвычайно важно чтобы ученики заговорили. Джереми Хармер в своей книге “How to Teach English” говорит о чрезвычайной важности говорения на уроках иностранного языка. Во-первых, это возможность практики в безопасной, благоприятной атмосфере классной комнаты. Во-вторых, это хорошая обратная связь, как для учителя, так и для обучающегося, возможность выявить сильные и слабые стороны [2, c. 123]. Кроме этого, говорение, являясь продуктивным видом деятельности, представляет собой отличный способ активировать накопленные знания, увеличить проходимость нейронных сетей, ускорить процесс извлечения нужной информации из долгосрочной памяти в рабочую память, натренировать беглость речи.

Но здесь важен один момент, говорение должно происходить не ради самого говорения. Лучшего эффекта мы достигнем в том случае, если говорение станет не целью, а средством выполнения какого-либо интересного задания. Когда мы концентрируемся на самом говорении, мы испытываем эмоциональную напряженность, это часто сковывает нас. Если же мы переключаем концентрацию внимания на интересное задание, нам удаётся частично снять напряжение и страх. Мы не ожидаем, что наши ученики заговорят сразу правильно и бегло, как носители языка, закончившие Кембридж, но за любыми высокими результатами стоит огромная, ежедневная, кропотливая, и эффективно спланированная работа.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках способствует не только развитию творческого потенциала обучающихся, но и реализации творческих идей преподавателей, позволяя обмениваться опытом и претворять в жизнь множество полезных идей для тренировки того или иного умения. В качестве примера приведем несколько полезных упражнений для развития говорения.

Одним из самых простых с точки зрения подготовки, но очень эффективным с точки зрения продуктивности является эхо-повтор или Shadowing. Данное упражнение состоит в том, что обучающиеся стараются говорить практически синхронно, с отставанием на дно или несколько слов, с аутентичной записью. Такой вид деятельности способствует развитию внимания, памяти, развивает умения аудирования, подходит для любого уровня, заставляет обращать внимание на детали, связанные с произношением, копировать интонационный рисунок, говорить бегло. Сперва ребятам весьма сложно выполнять данное задание, чаще всего основным препятствием становится отсутствие беглости речи, но если такие упражнения проводить систематически, обучающиеся постепенно овладевают беглостью речи и вполне успешно справляются подобными заданиями.

Составление критериев. Designing criteria. Обучающимся предлагается стать экспертной группой в оценке чего-либо. Например, стать жюри конкурса фотографии «Самый стильный». Но победителей необходимо определить не по личным предпочтениям, а по критериям, составленным и утвержденным в процессе дискуссии самими обучающимися. Такие задания не только помогают развивать говорение, но и способствуют развитию социальных навыков общения. Для некоторых учеников становится откровением, что оценивание по различным наборам критериев, может дать совершенно различные конечные результаты.

Незаменимыми помощниками в развитии говорения являются различные ролевые игры, симуляции. Ситуации, роли и характеристики могут разрабатываться как преподавателем, так и обучающимися. Как вариант, может быть рассмотрена озвучка видеоролика или клипа.

Помимо этого, в целях развития говорения можно привлекать разнообразные, знакомые нам с детства игры, слегка видоизменяя их. Например, для известной игры «Кто ятакой» / «Who am I, для увеличения интереса и внимания обучающихся, посредством привлечения наглядности, можно вместо слов выводить на экран картинку или интересное изображение в формате GIF. Знакомый образ, станет той «удочкой», которая поможет с большей лёгкостью извлечь воспоминания из долгосрочной памяти, а удовлетворение от обладания данным знанием создаст ситуацию успеха, которая так важна для внутренней мотивации.

Также для тренировки вопросов и развития воображения хорошо подходит игра «Интервью для портрета» «The Portrait Interview», где обучающиеся сперва составляют список вопросов к одному из персонажей, изображенных на известных или малоизвестный произведениях искусства, а затем пытаются ответить на вопросы с точки зрения изображенного персонажа (но не того к которому они составлял вопросы) [2, c. 127].

Замечательным упражнением, которое можно трансформировать практически под любую изучаемую тему, является упражнение Любимые предметы,Favourite Objects [2, c. 130]. Из предложенных предметов по определенной тематике предлагается выбрать один и, ответив на ряд предложенных вопросов, придумать для данного предмета определённую легенду — биографию. Возможные вопросы: When did you get it? Why did you get it? What do you do with it? Why is it so important to you? Are there any stories associated with it?

Незаменимыми для тренировки грамматических конструкций и обучения устной речи являются различного рода Опросники, Surveys, в проведении которых незаменимой помощь могут оказать визуальные опоры в виде текста или изображений на экране. А для обсуждения моральных дилемм, Moral Dilemmas могут быть полезны социальные ролики.

Как известно, лучшим способом заговорить на изучаемом языке является общение с носителем языка. Развитие информационно-коммуникативных технологий и здесь приготовило нам неоценимый подарок. Специально разработанные для этих целей приложения, позволяют найти единомышленников в любом уголке нашей планеты и вместе совершенствовать навыки говорения. Кроме того, некоторые программы для звонков в интернете уже несколько лет совершенствуют платформы, позволяющие проводить онлайн уроки с ведущими специалистами непосредственно с места событий. Помимо всего прочего, информационно-коммуникативные технологии позволяют проводить исследования и выполнять проекты в сотрудничестве совместно с обучающимися других школ.

Использование информационно-коммуникативных технологий помогает сделать занятия более интересными, наглядными, вовлекать обучающихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность; стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности как для обучающихся, так и для обучающих.

Литература:

  1. Ушинский К. Д. Родное слово. — М.: Учпедгиз, 1954. — 437 с.
  2. Jeremy Harmer. How to teach English. — 6. — England: Pearson Education Limited, 2007. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, GIF, беглость речи, долгосрочная память, иностранный язык, носитель языка, предмет, развитие говорения, самое говорение, современный ученик, творческий потенциал обучающихся, том.


Похожие статьи

Информационно-коммуникативные технологии в учебном процессе

Информационно-коммуникационные технологии в изучении английского языка

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса обучающихся

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

К вопросу о взаимодействии устной и письменной форм речи в интернет-коммуникации

Аспекты и подходы к обучению иностранным языкам и культуре в рамках социокультурной компетенции

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка

Деятельность и роль педагогов по развитию автономности учащихся на уроках иностранного языка: методы и стратегии

Похожие статьи

Информационно-коммуникативные технологии в учебном процессе

Информационно-коммуникационные технологии в изучении английского языка

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса обучающихся

Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе на уроках окружающего мира

Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

К вопросу о взаимодействии устной и письменной форм речи в интернет-коммуникации

Аспекты и подходы к обучению иностранным языкам и культуре в рамках социокультурной компетенции

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональной компетенции будущего учителя иностранного языка

Деятельность и роль педагогов по развитию автономности учащихся на уроках иностранного языка: методы и стратегии

Задать вопрос