В наши дни необходимо шагать в ногу со временем. Поэтому современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя и в своих учеников.
Современная стратегия прогресса передовых стран мира базируется на концепции всестороннего культурного, интеллектуального, профессионального и физического развития потенциала личности. При этом в реализации ее целей основное место отводится системе образования. Информатизация образования в мире в целом, и Узбекистане в частности, приобретает огромное значение. Успехи нашей страны в ХХI веке, ее возможность выбирать и реализовывать оптимальную историческую траекторию в полной мере зависят от наличия современной образовательной и информационной сферы общества. Состояние информационной сферы в решающей мере зависит от степени образования в стране.
Войти в ХХI век образованным человеком можно только хорошо владея информационными технологиями. Ведь деятельность людей все в большей степени зависит от их информированности, способности эффективно использовать информацию. Для свободной ориентации в информационных потоках современный специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств информационных технологий. В связи с этим логично заключить, что данные требования должны найти свое отражение в квалификационных характеристиках специалистов, в требованиях государственных образовательных стандартов нового поколения.
Использование коммуникационных средств обучения — закономерный этап развития педагогических технологий. Применение современных информационных технологий на уроках английского языка позволяет решить ряд ключевых проблем в обучении:
– мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;
– способствуют повышению мотивации учащихся к изучению предмета;
– позволяют индивидуализировать процесс обучения;
– удержать внимание учащихся в течение всего урочного времени;
– активизировать познавательную деятельность;
– оптимизировать процесс запоминания и понимания учебного материала;
– стимулировать творческую активность и самостоятельность деятельности ученика.
Кроме того, грамотное использование компьютерных технологий способствует:
– развитию самоконтроля у младших школьников;
– развитию логического и алгоритмического мышления;
– повышению комфортности обучения, а также повышению эмоционального
положительного настроя ученика;
Работа с использованием информационно коммуникационной технологии на уроках английского языка должна быть четко продумана и дозирована. Планируя урок, учитель должен тщательно продумать цель, место, способ использования информационно коммуникационной технологии. Основываясь на психологических и физиологических особенностях учеников, учитель определяет важнейшую задачу, которая заключается в том, чтобы научить молодое поколение жить в информационном мире, уметь владеть информационными коммуникационными технологиями, расширяющими возможности в совершенствовании языковой компетенции и межкультурной коммуникации.
Средства и формы медиаобразования дают учителю возможности профессионального роста и самосовершенствования на пути использования новейших достижений науки и информационных технологий. Появление компьютера и мультимедийного проектора позволило перейти к подготовке и показу иллюстративного материала в виде презентации, которая сочетает все необходимые моменты по организации качественного сопровождения выступления докладчика, включая звук, видео и анимацию. Внедрение в практику преподавания новых информационных технологий повышает профессиональную компетенцию преподавателя в области методики преподавания английского языка и повышает эффективность преподавания английского языка.
Практика показывает, что рациональное использование программ мультимедиа на уроках английского языка дает множество преимуществ:
– мотивирует обучение;
– дает возможность учителю применять индивидуальный подход и учитывать психологические характеристики каждого ученика;
– соответствует возрастным особенностям и уровню подготовленности учащихся;
– развивает системное и творческое мышление, учит анализировать, сопоставлять и обобщать факты;
– открывает доступ всех участников процесса обучения английскому языку к постоянно изменяющимся информационным фондам;
– способствует развитию самостоятельности учащихся;
– создает условия для изложения материала на более информативном уровне;
– повышает эффективность, результативность и качество образования;
– расширяет возможности изучения лингвострановедческого аспекта;
– повышает качество наглядности, что стимулирует познавательную активность и заинтересованность на уроке.
Из проведенных анализов взаимопосещения уроков английского языка можно сделать вывод, что происходит углубленное изучение английского языка, ярче выражаются предпочтения, увлечения учащихся, происходит развитие личностных качеств, развивается мышление, возрастают возможности образования, его вариативность и индивидуализация. Рациональное сочетание мультимедиа технологий и традиционных образовательных средств на уроках английского языка, является одним из необходимых и важных путей решения задачи модернизации образования. В заключение подчеркнем, что, современные мультимедийные программы с одной стороны повышают мотивацию к изучению такого интересного, и в то же время, сложного предмета — иностранный язык, а с другой стороны облегчают работу учителя. В результате выигрывают все: и учитель, и учащиеся, и, главное, процесс обучения, так как:
– улучшилась успеваемость учеников (в целом от 5 до 15 %),
– повысился интерес к изучению иностранных языков,
– улучшилась посещаемость занятий,
– увеличилось количество учащихся, участвующих в олимпиадах,
– выполнение домашних заданий стало регулярным,
– ученики стали более требовательными к себе.
Таким образом, активизируется сам образовательный процесс за счёт увеличения наглядности предлагаемого материала, происходит более плодотворное интерактивное взаимодействие.
Литература:
- Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка // Английский язык в школе. 2008. — № 3. — С. 73–75.