Использование технологии проектных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учащихся 2 класса во внеурочной деятельности | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 02.11.2017

Статья просмотрена: 623 раза

Библиографическое описание:

Хлынцева, Ю. В. Использование технологии проектных задач по литературному чтению как средство формирования читательской компетентности учащихся 2 класса во внеурочной деятельности / Ю. В. Хлынцева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2795/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проектируя учебное занятие на основе деятельностного подхода, я отбираю те технологии, которые в полной мере соответствую ФГОС и обеспечивают реализацию целей каждого этапа урока.

Проблемно — поисковые технологии позволяют сформировать у детей способности к целеполаганию, формулированию темы урока через организацию проблемного диалога.

Использование ИКТ. Применение ИКТ в учебном процессе начальной школы, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, способствует: активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; снижению дидактических затруднений у учащихся; формирование информационно — коммуникационной компетенции. [1, с.4]

На разных этапах урока я использую электронные приложения к учебникам. Использование ИКТ обеспечивает сочетание групповых и индивидуальных форм организации занятий. Например, на уроке окружающего мира в 3 классе по теме «Животный мир России» дети работают в парах по модели 1 компьютер: 2 ученика и получают задание «Пройдите по ссылкам, полученным по электронной почте, изучите материал и заполните сравнительную таблицу». На уроке математики во 2 классе по теме «Решение задач. Закрепление» используются элементы веб-квеста «Путешествие в космос», «Цветик-семицветик» для групповой работы. В каждой группе распределяются роли: редактор (тот, кто получает доступ к Google-документу), организатор (следит за порядком, урегулирует разногласия), чтец (читает задания), наборщик (набирает текст на компьютере). Каждая группа выполняет свои задания, проходя по ссылкам с одного задания на другое. Итоговое задание: собери все ключевые слова, составь из них пословицу и разъясни её или определи все части речи, придумайте задачу по выражению и запишите её в свою графу в общей таблице (эта таблица с 6-ю задачами распечатывается для решения этих задач дома).

На основании педагогического опыта у меня возникло убеждение, что именно проектная деятельность вызывает у младших школьников интерес к познанию, способствует личностному росту. Возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальной школы, однако вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно, т. к. метод проектов является, на мой взгляд, одной из самых эффективных технологий по формированиюличностных и особенно метапредметных УУД. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта я ограничиваю 1–2 уроками или одной — двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Учащиеся моего класса подготовили проекты: «Моя малая Родина», «Моя семья» (окружающий мир), «Составляем азбуку загадок», «Создаем музей «Город букв», «Ученая гусеница», «Великолепная пятёрка» (литературное чтение), «Откуда цифры появились?», «Математика вокруг нас», «Цифры в пословицах и поговорках» (математика), «Дикие животные», «Украшаем класс к новому году» (технология).

Проектную деятельность со всеми ее требованиями организую обычно по достижении учащимися определенного уровня сформированности личностных и метапредметных УУД. В начале подготовительного этапа работы над проектом задаю ученикам вопросы, которые ориентируют их на выявление проблемы и путей ее решения. Большое внимания уделяю сопровождению основного этапа: процесса осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний. В процессе работы над проектом провожу с детьми экскурсии, парковые уроки, прогулки-наблюдения. Особое внимание обращаю на завершающий этап проектной деятельности — презентация проекта, самооценка проекта и оценка процесса проектирования. Чтобы оценка проектов носила стимулирующий характер, и был поощрен каждый ученик — выделяю номинации. Например: «Познавательный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект».

Однако зачастую младший школьник не в состоянии самостоятельно справиться с теми проблемами, которые возникают в ходе проекта. Поэтому в своей деятельности использую технологию проектных задач, которые через определенный набор заданий направляет деятельность детей на создание результата (продукта).

Особенности проектной задачи:

‒ приближенность проблемы, которую предстоит решать детям, к жизненной ситуации,

‒ работа в группе,

‒ результат деятельности — уникальный продукт, созданный конкретной группой учащихся (составленная детьми книга, схема, карта, настольная игра и т. п.)

‒ непродолжительное время выполнения — 2–4 урока, т. е. «здесь и сейчас»

‒ ученикам предоставляется весь материал для решения задачи. [3,с.12]

Работа над проектной задачей строится в малых группах или в парах. Проектная задача не имеет алгоритма решения, план действий составляют дети. Задача состоит из нескольких блоков: проблемный блок (ученикам предъявляется проблема, максимально приближенная к жизненной и требующая решения), информационный блок (набор текстов, диаграмм, таблиц, справочных материалов и т. п.), критериально-оценочный блок (вопросы для анализа проделанной работы). [2,58 с.]

Коллективная творческая работа «Сочиняем сказку, снимаем мультфильм»

Этап урока

Название используемых технологий

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Проектная задача

- Ребята! Нам из Москвы прислали приглашение на участие в конкурсе «Сказки красивого сердца». Требуется сочинить сказку и создать по ней мультфильм.

Настраиваются на работу

2

Актуализация знаний

Информацион-но-коммуникаци-онная

ЭОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/650f7407–83e2–4654-bba6-a61d17dba731/ %5BNS-LIT_3–06 %5D_ %5BMA_001 %5D.swf

- Вы любите сказку?

— Что же такое сказка?

(Усвоение литературоведческих понятий)

Какие бывают сказки?

— Вспомнить нам поможет интерактивная игра.

— Как устроена сказка? Откройте учебник на странице 62 задание 13.

— Из каких же частей состоит волшебная сказка? Рассмотрите рисунок к заданию 14 и найдите ошибки.

Выстраивают план построения сказки:

Зачин. Эпизод или событие (начало действия).

Испытание (развитие действия).

Концовка (конец действия).

3

Определение темы и цели урока

Проблемно-поисковая

-На уроках литературного чтения вы прочитали много сказок — и народных, и авторских. Сегодня вы попробуете сочинить свою сказку. На какую тему будет сказка, нам подскажет положение конкурса.

— Так как работать вы будете в группах, давайте повторим правила совместной работы.

— На столах у вас лежит положение конкурса. Прочитайте и обсудите в группе, на какую тему будем сочинять сказку?

(Выслушиваются ответы всех групп и выделяется общая тема)

Сказка будет о том, как добро и стремление к миру и пониманию другого, терпение и мужество преображают характер героя и мир в целом.

Проговаривание правил совместной деятельности:

А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;

Б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;

В) качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала;

Г) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности

4

Введение в тему

Работа в группах

— Давайте определимся с планом сказки. Какие герои обязательно должны в ней быть?

(Главный герой, проблема, препятствие или злодей, друг-помощник, счастливый конец)

Что дальше будет происходить в нашей сказке?

—О чём можно ещё рассказать?

(Выслушиваются все сказки, выбираются лучшие моменты. «Собирается» общая сказка)

А) Каждая группа предлагает своё начало сказки или зачин. Выбирается лучший или оригинальный.

Б) Начало действия. Эпизод или событие.

В) Сейчас в нашей сказке что-то должно случиться. Я говорю: «Вдруг…»

Г) Концовка сказки.

5

Физкультминутка

Здоровьесбере­гающая

На дворе белым — бело,

Ну и снегу намело!

А мы в классе посидим,

Дружно сказку сочиним.

Активное выполнение упражнений.

6

Создание эскизов героев и их презентация

Имитационного моделирования (игровая)

— Ребята, ведь нашей сказке чтобы превратиться в мультфильм чего-то не хватает?

— Конечно, ярких красивых героев.

— Сейчас каждая группа нарисует свои эскизы героев и пейзажей.

1- главный герой

2- пейзаж

3- происшествие

4 — концовка

Показ эскизов и пересказ сочинённой сказки

Выполнение эскизов.

Презентация групповой сказки.

7

Рефлексия урока

Рефлексивная

— Ребята, получилось ли у нас следовать правилам сотрудничества?

— А что стало результатом нашей дружной работы?

Подводят итог урока.

8

Результат работы

Работа над сказкой была продолжена на следующих занятиях. Результатом работы стал снятый мультфильм в технике «перекладка»

В ходе решения проектных задач проявляются умения планировать работу, распределять обязанности между членами группы, помогать друг другу, осуществлять взаимоконтроль.

Литература:

  1. Колганова Н. Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников / Н. Е. Колганова // Теория и практика образования в современном мире: Материалы II международной научной конференции, СПб.: Реноме, 2012. — 258 с.
  2. Савушкина Т. П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т. П. Савушкина // Завуч начальной школы.- 2010. — № 4.-116 с.
  3. Самыкина С. В. Формирование читательской компетентности: проектные задачи по литературному чтению. Журнал «Начальная школа». № 7, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): сказка, группа, проектная деятельность, проектная задача, этап урока, главный герой, литературное чтение, начальная школа, положение конкурса, результат работы.

Похожие статьи

Использование герменевтических методов и приемов в процессе формирования читательской компетентности студента вуза в условиях информационной среды

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Использование проектной исследовательской деятельности учащихся начальных классов средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Подготовка преподавателя вуза к поликультурному воспитанию будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности

Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Похожие статьи

Использование герменевтических методов и приемов в процессе формирования читательской компетентности студента вуза в условиях информационной среды

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной организации средствами интерактивного обучения

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Использование проектной исследовательской деятельности учащихся начальных классов средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Подготовка преподавателя вуза к поликультурному воспитанию будущих специалистов туристической отрасли в процессе внеаудиторной деятельности

Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Задать вопрос