The article examines the impact of theatricalization on the development of a child’s personality. Some problems of socialization of children in modern society are presented, as well as key positive aspects of interaction in the creative process.
Keywords: theatricalization, formation of a child’s personality, socialization, theatrical activity.
Театрализованная деятельность является востребованным и значимым инструментом развития и коррекции в психолого-педагогической практике. Как никакой другой вид творчества, она способствует гармоничному формированию личности ребенка. Дети всегда демонстрируют большой интерес к театральному действу, оно вызывает чувственный отклик в душе ребенка, вовлекая его в драматический процесс. Л. С. Выготский подчеркивал ценность и важность самого творческого процесса, а не конкретного результата деятельности [1].
Л. С. Выготский в своей работе приводит слова В. Г. Петровой: «Драматическая форма изживания впечатлений жизни... лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Внешние впечатления от окружающего схватываются и конкретизируются ребенком в подражательной форме. Для неосознанных душевных движений (героизм, отвага, самопожертвование) силою инстинкта и воображения ребенок создает те положения и обстановку, которых не дает ему жизнь. Детские фантазии не остаются в области мечтаний, как у взрослых. Всякую свою выдумку, впечатления ребенку хочется воплотить в живые образы и действия» [2].
В статье М. Д. Прокофьевой говорится о том, что «современные дети порой не умеют радоваться победам друзей, их успехам, сопереживать их неудачам, достойно переживать свои трудности» [5], и это вскрывает не только проблему формирования дружеских и межличностных взаимоотношений между детьми, но и в целом трудности социализации. Зачастую детям сложно понять многообразие своих чувств и эмоций, а также непросто воспринимать эмоциональные реакции других, но доступность восприятия сценических образов дает ребенку представление о жизни в социуме, о том, какие поступки могут совершать люди и какие последствия их могут ожидать.
Как отмечает Н. Н. Юрина, цель театра состоит именно в том, чтобы «научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе» [7].
«Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку. Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе», — пишет В. М. Ефимченко [3].
Таким образом, театр не только помогает заложить основы нравственных представлений и ценностных ориентиров, но и предоставляет ребенку возможность взглянуть «со стороны» на различные ситуации, которые, возможно, и не встречались в его реальной жизни.
В. А. Шурмакова в своей статье говорит о целостном воздействии театрализации на личность ребенка, об усилении механизмов адаптивности и социализации, коррекции коммуникативных нарушений. Также в работе подчеркивается необходимость создания атмосферы сотрудничества, доверительного и равного общения между детьми и взрослыми [6]. Действительно, только доброжелательная обстановка будет способствовать совместному идейному вдохновению и творческому раскрепощению.
Театрализация однозначно оказывает положительное влияние на всестороннее развитие детей, способствует формированию богатого внутреннего мира, приобщает к духовным ценностям, обогащает эмоциональную сферу. С каждой новой творческой работой ребенок борется со своими внутренними противоречиями, становится увереннее, раскрывает свой внутренний потенциал, учится преодолевать трудности во взаимоотношениях, борется с неуверенностью в себе. А. С. Каширская в своей работе очень точно выражает мысль о благоприятном воздействии данного вида творчества: «Театральная деятельность как нельзя лучше помогает ребенку справиться с психологическими последствиями его отрицательного жизненного опыта, помогает реализовать свои невостребованные раннее потребности, самоутвердиться, высказаться, показать, на что он способен, и попытаться увидеть этот мир с другой — положительной стороны, почувствовать поддержку, найти свое место» [4].
Литература:
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб. : СОЮЗ, 1997. — 96 с.
- Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. — М. : Смысл : Эксмо, 2004. — 512 с.
- Ефимченко, В. М. Использование театрализованной деятельности в целях социально-эмоционального развития ребенка / В. М. Ефимченко // Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования : материалы IV регион. науч.-практ. (очно-заоч.) конф., Волгоград — Котово, 17 февр. 2017 г. — Волгоград ; Котово : Волгогр. гос. техн. ун-т, 2017. — С. 322–326.
- Каширская, А. С. Социализация детей из детских домов при помощи театральной деятельности / А. С. Каширская, А. Матякубов // Содержательные и процессуальные аспекты современного образования : материалы V Междунар. науч.-практ. конф., Астрахань, 24 февр. 2023 г. / ред.-сост.: И. А. Романовская, Е. А. Тарабановская. — Астрахань : Астрах. гос. ун-т им. В. Н. Татищева», 2023. — С. 109–112.
- Прокофьева, М. Д. Театрализованная деятельность как способ духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников / М. Д. Прокофьева // Вестник Воронежского института развития образования. — 2024. — № 13. — С. 106–110.
- Шурмакова, В. А. Театрализация как творческий метод в организации семейного досуга / В. А. Шурмакова // Современные тенденции творческого образования в сфере искусства и культуры : сб. ст. — М. : Перспектива, 2023. — С. 342–345.
- Юрина, Н. Н. Первое знакомство с театром: практические советы педагога / Н. Н. Юрина. — М. : Шк. пресса, 2005. — 48 с.

