В статье исследуется проблема использования виртуального музея в исторических исследованиях. Обсуждаются ключевые понятия, концепции и подходы, связанные с виртуальным музеем как в исторических исследованиях, так и применения их в различных сферах повседневной жизни. Подчеркивается важность использования применения виртуального музея как информационного ресурса в исторических исследованиях.
Ключевые слова: виртуальный музей, артефакты, виртуальная музейная экспозиция, источник информации, информационный ресурс, инфографика, визуализация, историческая информатика, исторические исследования, исторические памятники, графика, графический способ изображения информации, макет, журналистика, наука, СМИ, редакторы, диаграммы, табличные данные, базы данных.
Виртуальный музей представляет собой собрание Web-страниц, расположенных на одном или нескольких Web-серверах, включающих в себя каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собраний. Виртуальный музей может быть как в виде каталогов, так и быть трехмерным.
Посетители виртуального музея всегда могут просмотреть и выбрать нужный ему экспонат, а также сохранить информацию и изображение о нем на компьютер [1, С.53]. В информационном пространстве музей преобразуется из «локального очага хранения объектов человеческой культуры» в живое пространство взаимодействия поколений и культуры [2, С.125].
Сегодня это один из методов решения важной проблемы объединения новых информационных технологий с наукой и культурой.
Виртуальный музей — это прекрасная возможность увидеть прошлое через настоящее [3, с. 164].
С помощью создания виртуального музея стало возможным применение виртуальных экскурсий по овладению культурным наследием страны и мира.
Главной идеей при создании виртуального музея становится не сбор и хранение важных исторических источников, а в их взаимодействии и коммуникации с посетителями.
«Виртуальный музей — не памятник, а коммуникативный элемент, способствующий открытому доступу каждому человеку к новым знаниям, опыту и самовыражению» [4, с. 45].
К основным функция виртуально музея относятся:
— коммуникативная;
— культурно-просветительская;
— обучающая;
— мотивационная.
Формирование виртуального музея невозможно без применения компьютерной техники, выхода в Интернет и кадровых ресурсов в качестве историков, музееведов и IT-специалистов [5, с. 3].
Виртуальный музей, способствует мотивации и вовлечению подрастающего поколения и молодежи развитию и сохранению культурного наследия и воспитанию в них патриотизма и любви к истории России.
Виртуальная музейная экспозиция (выставка) — этообобщенная электронная коллекция предметов (экспонатов), организованная с определёнными научно-исследовательскими, культурными, просветительскими или образовательными целями.
Применение виртуального музея с применением интернет-технологий с позволяет лучше решать следующие задачи:
— хранение экспонатов;
— осуществление безопасности и сохранности;
— широкий и легкий доступ к экспонатам.
Отличие данных музеев от простых выставок в возможности создания виртуального тура и поиска необходимых данных об экспонатах [6, с. 217].
Эффективной технологией визуализации музейных экспозиций является применение 3D-панорам, диорам и 360-градусных фотопанорам.
Панорама с угловым размером 360º называется круговая панорама. В каждой выбранной направленности, можно, совершить разворот, но только в горизонтальной плоскости. [7, с. 665].
Поэтому такую панораму можно считать моделью реального мира, и назвать «виртуальной реальностью».
Одним из примеров применения данной технологии является 3D-диорама в Музее-диораме» в Воронеже. Экспозиция рассказывает о боя 1942–1943 года во время ВОВ и о том, как город отстраивался после войны. На изогнутом экране 24 на 6.5 метров проецируется изображение с 9 проекторов.
Для интересной экспозиции виртуального музея, которая способна заинтересовать посетителя недостаточно только большого экрана, необходимо использование ранее неизвестных архивных исторических документов, фотографий, историй из жизни реальных персонажей исторической эпохи и т. д.
В Музее Победы на Поклонной горе проекции вписаны в физические экспозиции, благодаря чему две реальности объединяются. Посетители идут по железнодорожной станции и ощущают землю под ногами и могут прикоснуться к ящикам подготовленные для погрузки в вагоны.
Примеры создания технологии виртуальных музеев и их экспозиций показаны на рис.1, рис.2., рис.3, рис.4 и рис.5.
Рис. 1. Государственная Третьяковская галерея — Москва
Рис. 2. Эрмитаж — Санкт-Петербург
Рис. 3. Метрополитен- музей
Рис. 4. Музей Галилео
Рис. 5. Музей космонавтики — Москва
В XXI в. применение и использование технологии создания виртуального музея стало заметным и перспективным направлением как в исторической науке, так и в других науках в целом [8, С.2].
В повседневной жизни мы часто встречаемся с виртуальными музеями и даже порой этого не замечаем [9, С.1].
Литература:
- Безолюк, С. П. Инфографика как технология самоактуализации субъектного опыта обучающихся / С. П. Безолюк, О. А. Елдинов, Е. А. Мацюк // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022 — Т. 10 — № 3 — URL: https://mirauki.com/PDF/32PDMN322.pdf;
- Бородкин, Л. И. Моделирование исторических процессов: от реальности к анализу альтернатив / — СПб.: Алетейя, 2021.-306 с., ил.;
- Брыксина, О. Ф. Дидактический потенциал инфографики: о полифункциональности в образовании / О. Ф. Брыксина // Поволжский педагогический вестник. — 2020 — Т. 8 -№ 2 (27). — С. 85–92.;
- Ворошилова, Н. В. Технологии визуализации обществознания / Н. В. Ворошилова, А. В. Толмачева, Е. Н. Кукса // Известия ВГПУ. — 2021 — № 2(155). — С. 43–50.;
- Евтихов, М. В. Визуализация исторических данных / М. В. Евтихов, В. Г. Евтихов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. № 1 (239). — С. 1–5. URL: https://moluch.ru/archive/239/55337/ (дата обращения: 05.09.2024).;
- Наумова, И. В. Виртуальный музей как один из методов обучения / И. В. Наумова — Текст непосредственный // Молодой ученный. — 2019. — № 46 (284). — С.293–294. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64067/ (дата обращения: 04.11.2024);
- Шубина, А. А. Инфографика как современная образовательная технология. Этапы ее разработки / А. А. Шубина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 665–667. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71129/ (дата обращения: 05.09.2024).;
- https://sky.pro/media/rol-i-primenenie-infografiki-v-sovremennom-mire/ (Дата обращения: 04.11.2024г);
- https://sales-generator.ru/blog/primery-infografiki/ (Дата обращения: 04.11.2024г);