Музей как феномен культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (397) январь 2022 г.

Дата публикации: 17.01.2022

Статья просмотрена: 605 раз

Библиографическое описание:

Котлярова, А. С. Музей как феномен культуры / А. С. Котлярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 363-365. — URL: https://moluch.ru/archive/397/87922/ (дата обращения: 16.12.2024).



Обоснована значимость музея в современной культуре как центра исследования и трансляции культурного наследия, как материального, так и нематериального. Выделены функции музея по охране культурного наследия.

Ключевые слова: музеи, археология, образование, исследования, сохранение, археологические архивы, доступность, культурное наследие, трансляция культурного достояния.

Музеи играют различные роли в сохранении археологических памятников и культурных памятников. Некоторые музеи сами берут на себя функции по охране наследия и управляют археологическим наследием региона или страны. Многие музеи дают советы по предложениям по развитию и проводят полевые исследования. Однако наиболее распространенными функциями музея являются сохранение объектов «по записям» путем курирования находок и записей, сделанных до разрушения объектов посредством развития, и распространение этики сохранения через программы общественного образования. Хотя последняя роль успешна, недавние исследования показали, что кураторская роль музеев выполняется неадекватно [4]. Складские помещения переполнены, материалы часто находятся в плохом состоянии, археологические архивы используются редко. Если о записях раскопок нельзя должным образом заботиться, то обоснование сохранения «по записям» оспаривается. Утверждается, что путь вперед должен заключаться в улучшении ресурсов для этой роли музеев путем поощрения более широкого использования археологических коллекций в настоящее время и, следовательно, большей поддержки их сохранения.

Некоторые из первых государственных музеев в мире, такие как Музей Эшмола в Оксфорде, включали в свои коллекции древности, а за последние триста лет археология стала одной из основных музейных дисциплин. Сегодня в мире насчитывается около 25 000 музеев, неизвестное количество из которых представляет археологические коллекции и занимается археологической деятельностью [5]. Музеи в целом и даже музеи, занимающиеся археологией, сильно различаются между собой. На одном конце спектра находятся крупные научные учреждения, такие как Британский музей или Лувр, которые являются интернациональными по своему мировоззрению и исторически считали себя научно-исследовательскими учреждениями с публичным лицом. На другом конце спектра находятся небольшие местные музеи археологии, истории и краеведения, обычно с небольшими ресурсами и часто добровольным персоналом, поддерживаемые преданными группами людей и часто с тесными связями с сообществом. Что объединяет эти в остальном разрозненные организации, так это их общая направленность на сохранение и предоставление доступа к материальным остаткам человеческого прошлого. Именно этот акцент на вещественных доказательствах прошлой человеческой деятельности обычно отличает музеи от тематических парков, центров наследия и «музеев» под открытым небом, где современные материалы используются для «воссоздания» прошлого.

Давайте более подробно обратимся к общепринятому определению музея — данное Международным советом музеев (ИКОМ):

Некоммерческая, постоянно действующая организация, служащая обществу и его развитию и открытая для публики, которая приобретает, сохраняет, исследует, сообщает и демонстрирует в целях изучения, образования и развлечения материальные свидетельства людей и их окружение [3].

Двойная роль музея как в сохранении, так и в обеспечении доступности остатков прошлого всегда была в определенной степени напряженной. Наиболее успешным методом сохранения было бы хранение материала в хранилищах с контролируемым климатом и ограниченный доступ к нему или его полное отсутствие; в то время как полный доступ к материалу в большинстве случаев привел бы к ухудшению. Это напряжение отражает две временные ориентации музея. Один из них касается будущих поколений, для которых материал должен быть сохранен. Другой — к нынешнему поколению, которое следует поощрять к использованию материала и знаний, содержащихся в нем, для своего образования и удовольствия.

В связи с растущим в последние годы желанием во многих частях мира добиться большей краткосрочной ответственности за государственные средства, баланс в музеях значительно сместился в сторону использования музейных коллекций. Это было выражено в новом определении музея, принятом Ассоциацией музеев Великобритании в 1998 году, в котором в настоящее время гораздо больше внимания уделяется пользователям и услугам музеев [2].

Музеи позволяют людям исследовать коллекции для вдохновения, обучения и удовольствия. Это учреждения, которые собирают, охраняют и делают доступными артефакты и образцы, которые они хранят в доверительном управлении для общества.

Один из основных вопросов, возникающих в связи с такой большей ориентацией на служение в настоящем, заключается в том, означает ли это, что роль музея в сохранении уменьшилась.

Музеи могут помочь в сохранении археологических памятников и памятников следующими способами: помогая сохранить их на месте, сохраняя записи об их исследовании, а также способствуя сохранению и оценке археологических памятников посредством своих экспозиций и других программ. Философия сохранения на месте относительно проста: защищая место от разграбления, оно сохраняется для будущих поколений. Все чаще мировая философия управления археологическими ресурсами рассматривает вариант сохранения памятников на месте как предпочтительную стратегию смягчения последствий перед лицом давления развития. Как мы увидим ниже, в ряде музеев действует такая служба охраны.

Однако будущие поколения смогут изучать и пользоваться любыми подземными останками только в том случае, если они будут нарушены в ходе раскопок. Сохранение и защита (за исключением использования методов неразрушающего контроля) не позволяет продвинуться в знаниях [1]. Таким образом, археология как дисциплина кровно заинтересована в расширении знаний путем разрушительного исследования месторождений на месте. С философской точки зрения такое разрушение оправдано как устойчивое, потому что музей, как говорят, сохраняет это место «по записи», постоянно храня находки, записи, образцы, фотографии и отчеты, которые были получены в ходе раскопок. Теоретически само место можно «реконструировать» по этим находкам и записям. На практике жизнеспособность этой роли сомнительна. Как будет показано ниже, после раскопок памятники не сохраняются в каком-либо значимом смысле. Их, безусловно, можно исследовать и записывать до уничтожения, но утверждать, что они «сохраняются» благодаря этим записям, — семантическая скользкость.

Во многих странах мира именно музеи выполняют национальные или региональные функции по охране мест и памятников, которые в других странах берут на себя конкретные государственные органы (ссылка на статью о государственных органах). В национальных музеях Кении, например, есть отдел археологии, который ведет учет всех известных археологических памятников в Кении и принимает участие в программах управления культурными ресурсами по всей стране. Департамент музеев и памятников выявляет и собирает информацию обо всех местах, зданиях и других сооружениях, которые имеют или могут иметь культурное значение для Кении [6]. Чтобы защитить такие объекты от разрушения или ненадлежащего развития, он добивается их регистрации в качестве охраняемых законом национальных памятников.

Также нередко региональные или местные музейные службы несут ответственность за сохранность небольшого количества памятников в пределах своей территории сбора.

В большем масштабе и во все возрастающем количестве в последние годы создаются археологические парки или заповедники, в которых территория, имеющая большое археологическое значение (обычно это целый ландшафт, а не традиционный ограниченный «участок»), отведена для защиты от застройки и к которым добавлены музеи и другие объекты. Одним из примеров является музей и археологический парк Пуэбло-Гранде в Фениксе, штат Аризона, в котором представлены доисторические руины Хохокам и экспонаты, посвященные культуре и археологии Хохокам. Другие примеры включают Археологический музей-заповедник «Танаис» в России и Археологический музей Карнунтинум в Бад-Дойч-Альтенбурге, Австрия, который сочетает в себе традиционный музей с представлением обширных остатков римского города [6].

Музейные службы, которые несут прямую ответственность за сохранение мест и памятников на месте, составляют меньшинство во всем мире. Тем не менее, один важный способ, которым музеи могут помочь сохранить места на месте (или помочь их уничтожению), — это их позиция в отношении глобальной торговли портативными предметами старины.

Литература:

  1. Грицкевич В. П. История музейного дела до конца XVIII века. В 2 ч. / В. П. Грицкевич. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: СПбГУКИ, 2004. — 406 с.
  2. Комиссарова Е. В. Региональный музей как хранитель и транслятор культурного наследия: Автореф. дисс... канд. историч. наук: 24.00.01/ Коммиссарова Елена Васильевна: защищена 23.12.2006. — Волгоград, 2006. — 22с.
  3. Международно-правовые документы по вопросам культуры / Сост. н науч. ред. сборника проф. Запесоцкий А. С. — СПб.: ГУП, 1996, — С. 339–340.
  4. Шмит Ф. И. Музейное дело. Вопросы экспозиции / Ф. И. Шмит. — Л., 1929. — С.9.
  5. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре / Т. Ю. Юренева. — М.: «Русское слово РС», 2003. — 536с.
  6. Юренева Т. Ю. Музейная коммуникация: основания и модели культурологического анализа // Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований / Под ред. И. М. Быховской. — М.: Смысл, 2010. — С. 297–303.
Основные термины (генерируются автоматически): музей, памятник, культурное наследие, место, сохранение, археология, запись, Кения, конец спектра, ходя раскопок.


Ключевые слова

культурное наследие, образование, доступность, исследования, музеи, археология, сохранение, археологические архивы, трансляция культурного достояния

Похожие статьи

Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наслед...

Виртуальный музей как один из основных элементов создания информационного ресурса в исторических исследованиях

В статье исследуется проблема использования виртуального музея в исторических исследованиях. Обсуждаются ключевые понятия, концепции и подходы, связанные с виртуальным музеем как в исторических исследованиях, так и применения их в различных сферах по...

Формы, методы и основные средства связи и школы и музея

В статье рассмотрены основные направления сотрудничества школы и музея при изучении общественно – гуманитарных дисциплин, приведены конкретные рекомендации по организации уроков с использованием музейных материалов.

Проблемы музеефикации частных коллекций на закате Российской империи

Динамика трансформации частных собраний в музейные учреждения — та грань отечественной культуры, без которой её история была бы неполной. Частное коллекционирование, создание на основе частных коллекций музеев — следствие интереса к жизни предков, из...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Объекты культурного наследия: повышение качества городских территорий

Сохранение объектов культурного наследия и одновременное освобождение места для нового строительства может оказаться деликатным балансирующим действием. В этой статье рассматриваются сложные взаимосвязи между этими двумя противоречивыми положениями, ...

Роль общества в изучении английского языка

Данная статья посвящается роли общества при изучении иностранных языков. Язык — мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого ...

Сохранение культурного и природного наследия через экологизацию образования

В данной статье рассматривается экологизация образования через восприятие проблем сохранения природного и культурного наследия; неотъемлемая часть современной жизни – наше прошлое и будущее наследие.

Современное состояние государственной охраны объектов археологического наследия на территории Иркутской области

В статье рассматриваются отдельные вопросы государственной охраны объектов археологического наследия, как одной из приоритетной составляющей современной культурной политики. Описана практика применения действующего законодательства по охране объектов...

Медиакультура как современный социальный феномен

Растущая роль медиакультуры и информационно-коммуникационных технологий, воспринимаемая как фактор, влияющий на общество и личную психологию, политику, экономику и систему государственного управления. Это создает новые проблемы для медиа исследований...

Похожие статьи

Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наслед...

Виртуальный музей как один из основных элементов создания информационного ресурса в исторических исследованиях

В статье исследуется проблема использования виртуального музея в исторических исследованиях. Обсуждаются ключевые понятия, концепции и подходы, связанные с виртуальным музеем как в исторических исследованиях, так и применения их в различных сферах по...

Формы, методы и основные средства связи и школы и музея

В статье рассмотрены основные направления сотрудничества школы и музея при изучении общественно – гуманитарных дисциплин, приведены конкретные рекомендации по организации уроков с использованием музейных материалов.

Проблемы музеефикации частных коллекций на закате Российской империи

Динамика трансформации частных собраний в музейные учреждения — та грань отечественной культуры, без которой её история была бы неполной. Частное коллекционирование, создание на основе частных коллекций музеев — следствие интереса к жизни предков, из...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Объекты культурного наследия: повышение качества городских территорий

Сохранение объектов культурного наследия и одновременное освобождение места для нового строительства может оказаться деликатным балансирующим действием. В этой статье рассматриваются сложные взаимосвязи между этими двумя противоречивыми положениями, ...

Роль общества в изучении английского языка

Данная статья посвящается роли общества при изучении иностранных языков. Язык — мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого ...

Сохранение культурного и природного наследия через экологизацию образования

В данной статье рассматривается экологизация образования через восприятие проблем сохранения природного и культурного наследия; неотъемлемая часть современной жизни – наше прошлое и будущее наследие.

Современное состояние государственной охраны объектов археологического наследия на территории Иркутской области

В статье рассматриваются отдельные вопросы государственной охраны объектов археологического наследия, как одной из приоритетной составляющей современной культурной политики. Описана практика применения действующего законодательства по охране объектов...

Медиакультура как современный социальный феномен

Растущая роль медиакультуры и информационно-коммуникационных технологий, воспринимаемая как фактор, влияющий на общество и личную психологию, политику, экономику и систему государственного управления. Это создает новые проблемы для медиа исследований...

Задать вопрос