Данная статья посвящена актуальной проблеме поиска новых средств вовлечения посетителей музея в диалог и дискуссии в пространстве музея. Арт-медиация рассматривается как эффективное метод образовательной деятельности художественного музея.
Ключевые слова: арт-медиация, арт-медиатор, музей участия, диалогическое общение, дискуссия, активизация зрительской позиции
С развитием информационного общества благодаря современным средствам телекоммуникаций, глобальной сети Интернет, электронным ресурсам у человека появились новые возможности получения информации. В этих условиях такой традиционный источник новой информации как музей перестал быть привлекательным для людей, владеющих новыми информационно-коммуникационными технологиями.
В этой связи музею постоянно приходится вносить изменения в понимание собственной миссии, переосмысливать тактику работы с посетителями. Одним из новых подходов в музейной деятельности является коммуникация с публикой и обществом. Данная статья посвящена актуальной проблеме поиска новых средств вовлечения посетителей музея в диалог и дискуссии в пространстве музея.
Общеизвестно, что классические музеи ориентированы на демонстрацию экспонатов, показ коллекций, предоставление информации в готовом виде. Эту информацию, изображение арт-объекта в формате 3D модели современный человек может получить за считанные минуты с помощью подручного гаджета, девайса, компьютера, подключившись к сети Интернет. Поэтому музей, как источник готовой информации, утрачивает свою ценность.
В деятельности музеев нового поколения приоритетными являются вовлечение посетителей в открытые диалоги и дискуссии, позволяющие человеку самому прийти к пониманию, осмыслению увиденного. В диалогическом общении происходит обмен впечатлениями, эмоциями, знаниями, человек получает возможность выразить свою точку зрения в непосредственном взаимодействии. Именно такой формат получения новой информации способен привлечь молодую аудиторию.
Диалогическое общение предполагает активное творческое участие его субъектов. С точки зрения Н. Саймон понятие участия является главной зоной развития музея нового поколения. Автор определяет музею участия как «учреждение, где посетители могут создавать, делиться и соединяться друг с другом на основе его содержания» [6, с. 4]. Современный музей готов отказаться от роли безусловного эксперта в культурных вопросах и представлять не одну точку зрения, выбранную им самим или какой-то обладающей властью группой, а спектр мнений в динамике. Теперь уже зрители сами рассматриваются как источники знаний, а современный музей выступает в роли модератора диалога, который принимает от людей их символические вклады в культуру и искусство и возвращает его в виде рефлексии и обозначение контекстов. По мнению Д. Витмора, понятие «аудитория музея» больше не существует, важен конкретный посетитель [4, с. 4]. Возникает новая для музея задача — установить диалог с каждым из них. Для решения этой сложной задачи необходимы экскурсоводы нового поколения, способные при помощи интеллектуального и эмоционального диалога выполнять роль посредника между художественным произведением и посетителем музея.
Посредничество в научной литературе обозначается термином медиация. Проанализируем далее данное понятие. Еще в Древнем Риме для обозначения понятия посредник использовали термин медиатор. Постепенно этот термин перешел из юридической области в сферу образования и культуры. В музееведении термин медиация используется для обозначения деятельности по передаче информации об искусстве и связанных с ним феноменах.
В контексте такого подхода появился новый метод образовательной деятельности современного музея — арт-медиация. Суть его состоит в организации диалога и обмена мнений публики вокруг художественных произведений. Безусловно, это является самым очевидным условием, отличающим арт-медиацию от традиционной музейной практики. По настоящее время большинство экскурсий выстроены по принципу монолога гида, который сообщает публике преимущественно факты. Зрители выполняют роль пассивных слушателей. Но в соответствии с новыми подходами музей –это пространство для общения, а медиатор — это человек, который объединяет социальные и культурные аспекты, и придумывает новые способы взаимодействия музея и публики. Арт-медиатор выполняет роль третьей стороны, внешней по отношению к ситуации взаимодействия зрителя с произведением искусства. Задача медиатора — вступить в общение со зрителями, которое будет наводить на самостоятельное осмысление. С. Ангияма отмечает, что важно научить арт-медиаторов стимулировать диалог и создавать условия для того, чтобы посетители артикулировали свое восприятие через наблюдение, дискуссию и творчество [1, с. 4]. Однако, на наш взгляд, арт-медиатор помимо активизации зрительской позиции, должен обладать специальными знаниями в области искусства, что позволит ему грамотно управлять диалогом, направлять дискуссию, правильно расставлять акценты.
Арт-медиация предполагает, что все посетители музея, участвующие в диалоге равны между собой, а музейный работник направляет вопросами и работает с посетителями, как навигатор. При этом, важно подчеркнуть, что медиатор не ставит себя в позицию эксперта, не несет заранее заданных ответов, не дает заранее сформированной оценки произведениям искусства, но участвует в процессе ее формирования у зрителя. Таким образом, в процессе дискуссии, вырабатывается совместный, зачастую непредсказуемый результат. Поэтому работа арт-медиатора иногда сравнивают с работой «в прямом эфире» и предполагает импровизацию. Известно, что хорошая импровизация получится у талантливого исполнителя.
Не менее важно является и другая способность арт-медиатора. Речь идет об умении арт-медиатора занимать критическую позицию в отношении высказываний зрителей и корректировать ход дискуссии.
Принимая во внимание все преимущества нового метода арт-медиации в образовательной деятельности художественного музея необходимо учитывает и риски, связанные с его использованием. На практике арт-медиатор может столкнуться с ситуацией, когда зрители не могут высказать своего мнения, выразить свое впечатление. В этом случае диалог, а тем более дискуссия не получатся. Арт-медиатор должен быть готовым и к такому развитию ситуации, и в этом случае выступить в роли традиционного экскурсовода. Не исключено, что по окончании экскурсии, у посетителей возникнет желание обменяться впечатлениями и задать вопросы. Интересная традиционная экскурсия может быть более действенной, чем прямые попытки обращения к зрителю.
Отметим еще одну функцию арт-медиации как метода образовательной деятельности музея. Известно, музей занимается коллекционированием ценностей прошлого и настоящего для того, чтобы сохранить их для будущего. Задача арт-медиатора состоит в том, чтобы сделать для зрителей очевидной связь объектов культурного наследия с настоящим моментом. Связь эта обеспечивается за счет введения произведений в актуальной контекст, как социальный, так и личный. Весьма значимо, арт-медиатор приглашает зрителей предложить собственные интерпретации, так привязывая произведения к контексту их жизни.
Перейдем далее к рассмотрению еще одного аспекта использования метода арт-медиации. В традиционный экскурсии информация, которую должны вынести зрители, остается неизменной, а форма ее подачи мало варьирует зависимости от их особенностей. Новый метод предполагает разработку последовательности медиации как креативного процесса, имеющий, с точки зрения Й. Меесен и Т. Унтерлиген, интуитивный характер [3, с. 4]. Сама разработка экскурсии или занятия, по их мнению, опирается не на стандартизированное представление или план, спущенный от руководства, а на индивидуальные предпочтения и идеи арт-медиаторов.
В заключении необходимо подчеркнуть, что арт-медиация как метод образовательной работы художественных музеев обладает огромным потенциалом для привлечения молодого поколения к культурному наследию. Включение зрителя в контекст диалога способствует не только пробуждению интереса к миру искусства, но и личностному саморазвитию, самопониманию, самоактуализации. Одна из самых лучших черт арт-медиации является то, что она оставляет много свободы и пространства для творчества как для зрителей, так и для самого арт-медиатора. Арт-медиация удовлетворяет актуальную потребность человека в живом общении, что является социально-значимым в настоящее время. В отечественном музееведение новый метод находится в начальной стадии развития, поэтому необходимо изучать и осваивать положительный опыт его использования.
Литература:
- Ангияма С. Что такое медиация? // Рабочая тетрадь медиатора 2014. URL: http://manifesta10.org/media/uploads/files/workbook_medi (дата обращения 15.06.2016)
- Культура участия: музей как пространство диалога и сотрудничества: сб. науч. ст. / Под ред. Д. Агапова. СПб. 2015. URL: http://www.museum12345.ru/dlya-muzejnykh-sotrudnikov/publications/ (дата обращения 2.06.2016)
- Рабочая тетрадь арт-медиатора / Ред. Й. Меесен, Т. Унтерлиген. – URLhttp://manifesta10.org/media/uploads/files/workbook_mediation_rus.pdf (дата обращения 4.06.2016)
- Цит. по ст.: Д. Белькевич. Communicating the Museum 2011: MUSEUM and YOU. URL: http://www.artukraine.com.ua/articles/523 (датаобращения 11.06.2016)
- Jenkins H. Confronting the Challenges of Participatory Culture. Media Education for the 21st Century / H. Jenkins (P. I.) with R. Purushotma [et al.]. — The MIT Press Cambridge, Massachusetts, 2013. URL: http://mitpress.mit.edu/books (датаобращения 12.06.2016).
- Simon N. Participatory museum N. Simon. — Online publication. — 2012. — URLhttp://www.participatorymuseum.org/ (датаобращения 20.06.2016)