Интерактивные формы работы с посетителями современных музеев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 10.04.2020

Статья просмотрена: 9111 раз

Библиографическое описание:

Чаплыгина, Е. С. Интерактивные формы работы с посетителями современных музеев / Е. С. Чаплыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 397-401. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68674/ (дата обращения: 21.11.2024).



Рассмотрена специфика деятельности виртуальных музеев, музейных кварталов, музеев-городов, музеев современного искусства, музеев транснациональных культур и национальных меньшинств, музеев маргинальных культур и непрофессиональных форм художественного творчества. Рассмотрены современные формы организации экскурсий.

Ключевые слова: экскурсионная деятельность, инновационные музейные учреждения, музейные кварталы, города-музеи, виртуальные музеи.

Мировые тенденции развития музеев свидетельствуют, что приоритетным направлением в их деятельности становится широкая и резонансная демонстрация своих коллекций. Современные музеи, которые стремятся максимально открыть свои сборки для посетителей, превращаются в культурные центры, ориентируются на интерактивную коммуникацию, становятся пространством развития и творческой самореализации личности. Появляются новые формы организации экскурсий, которые не освещены в классических учебниках по экскурсоведению [7].

В современной мировой музейной теории и практике расширение просветительской модели музея происходит за счет принятия «гедонистической» концепции, в соответствии с которой искусство должно приносить человеку удовольствие, вносить гармонию в его жизнь. Именно просветительская функция на сегодняшний день определяет образ современного музея, его назначение, архитектурное решение, функциональное зонирование, склад и площади помещений, техническое оснащение.

Традиционные музеи с тематико-жанровыми экспозициями сейчас теряют способность привлекать внимание и пробуждать активность широкой общественности [3, с.236]. Поэтому на смену таким музеям приходят инновационные музейные учреждения и комплексы нового типа, такие как музейные кварталы и города, виртуальные музеи, экомузеи, музеи современного искусства, музеи транснациональных культур, национальных меньшинств, маргинальных культур, примитивного искусства, непрофессиональных форм художественного творчества и др.

Также совершенствуются и модернизируются традиционные музеи, создаются новые формы работы с посетителями, используются новые принципы организации музейной среды.

На развитие музеев существенно влияют процессы экспериментирования, которые обусловливают трансформацию традиционных форм музейной работы: внедрение инновационных технологий экспозиционного дизайна; внедрение инновационных технологий менеджмента и маркетинга, направленных на расширение музейной аудитории; реклама музейного продукта, а также изучение и формирование спроса на него; осуществление партнерских проектов с другими организациями [2, с.49].

Использование музеями компьютерных технологий способствует: модернизации музейного учета; расширению возможностей доступа публики в музейные фонды; продажи и проверке билетов, что позволяет музеям расширять список постоянных посетителей и привлекать новых; проведению маркетинговых исследований. Создание wеb-сайта музея позволяет: уменьшить расходы на публикацию своих материалов; создать принципиально новую музейную экспозицию (интерактивные экспонаты благодаря аудиоэлементам и визуальным эффектам становятся доступными для просмотра людьми с заболеваниями органов зрения и слуха); представить в виртуальной экспозиции произведения, находящиеся в фондах музея и недоступные в реальном музее; посетить музей людям, которые за ограниченный бюджет не имеют возможности путешествовать по миру; обеспечить систематизацию информации и облегчить поиск нужных данных; улучшить имидж музея.

Первые виртуальные музеи стали появляться в сети Интернет с начала 1990-х гг. Сначала они были wеb-сайтами реальных музеев, но вскоре стали появляться и персональные вебсайт-музеи. Первый персональный wеb-сайт-музей, который назвал себя таким, появился в 1994 г. [6]. Коллекция виртуального музея, как правило, делает доступной для созерцания значительное количество экспонатов, которые по разным причинам не выставлены на показ в реальном музее. Кроме этого, виртуальное пространство музея используется не только для хранения и просмотра цифровых изображений и текстовых документов с различной информацией, но и как площадка для общения между посетителями.

Варианты виртуальных музеев довольно разнообразны: wеb-сайты музеев, тематических выставок и галерей; музеи виртуального искусства; виртуальные музеи «2-го поколения» (например, проект международной художественной он-лайн выставки Аrt Рrоjесt по инициативе поисковой сети Gооglе объединил 17 музеев мира и позволяет посетителям «прогуляться» их залами, с помощью функции динамического масштабирования обнаружить на картинах мельчайшие детали, которые невозможно увидеть в реальном музее, а также «создать» свою собственную коллекцию произведений искусства с собственными комментариями к каждому из них) [5].

Опыт европейских стран показывает, что одним из весьма удачных решений для города может быть внедрение в городское пространство «креативных индустрий» (арт-центров, лофт-проектов, музейных кварталов, музейных городков и др.).

Музейные кварталы как культурно-досуговые музейные районы являются внутригородскими структурами и могут иметь достаточно большое влияние на развитие культуры городов в целом. Они могут включать как исторические здания, так и новую архитектуру, объединять культурные институты различных типов и представлять различные виды искусства, являясь наиболее эффективным средством организации музейного пространства. Это могут быть как отдельные здания, так и комплексы зданий, расположенных в парковых зонах или живописных загородных местностях, которые имеют удобную транспортную связь с городом. Музейные кварталы предоставляют жителям и туристам разнообразные возможности отдыха и культурного досуга в едином пространстве района города, квартала, улицы, а также являются одним из лучших вариантов для комплексного развития музеев. Примеры таких решений можно видеть в Вене (Музейный квартал), Мюнхене (Ареал искусства), Берлине (Музейный остров), Санкт-Петербурге (Невский проспект, набережная Европы, проекты «Музейный квартал», «Почтовый городок» и «Поселок Художников»), Калининграде (рыбный поселок). Такие проекты, как правило, сразу становятся визитными карточками для региона при позиционировании его на туристических и начинают привлекать новые категории туристов.

К музейным комплексам нового типа также можно отнести города- музеи, которые представляют собой единый архитектурный и художественный комплекс, являются определенной целостностью, где все объекты существуют в неразрывной связи друг с другом. К таким городам-музеям прежде всего можно отнести: Флоренцию, Дубровник-Антверпен, Несебр, Львов, Переяслав-Хмельницкий и др.

Отдельную категорию культурно-досуговых заведений составляют заведения, связанные с маргинальными формами культуры и психики, начиная от театров даунов («Театр особых актеров», Россия) до единичных выставок и галерей творчества представителей новых художественных течений, аутсайдеров, душевнобольных, неформальных молодежных движений и др.

По определению американского исследователя Р. Е. Парка, маргинальный тип личности появляется там, где из конфликта рас и культур начинают появляться новые народы и культуры [4, с.64]. Такие люди будто существуют в двух мирах одновременно и принимают в отношении этих миров роль космополита и чужака [1, с.15]. Количество таких людей-исключений в сегодняшнем меняющемся мире все увеличивается, а также растет интерес к их культуре и внутреннему миру. Они довольно часто являются основателями новых художественных течений в искусстве и начинают движения, которые вносят радикальные изменения в культуру.

Все чаще одним из первых пунктов в туристических программах становятся музеи современного искусства. Подобные структуры не просто коллекционируют и пропагандируют современное искусство, но и развивают его с помощью различных проектов. Они объединяют вокруг себя художников, искусствоведов, галеристов, занимаются научно-исследовательской деятельностью.

Их образно называют «музеями постоянно текучих художественных выставок».

Лидерами по количеству посетителей являются такие музеи и галереи современного искусства: Центр Помпиду (около 5,5 млн. посетителей в год), Лондонская галерея Тейт Модерн (около 5,2 млн.), Нью-йоркский Mеtrороlitаn Musеum.

Среди современных форм организации экскурсий следует отметить такие:

  1. Прогулки по городу на бегу или вприпрыжку с гаджетом, под рассказ о достопримечательностях.
  2. Экскурсии с гидами-бездомными, которые позволяют туристу увидеть другую, не нарядную и «причесанную», а часто неприглядную сторону жизни города. Такие экскурсии успешно проводятся в Лондоне, Праге, Амстердаме, Сан-Франциско, Львове.
  3. Посещение действующих предприятий или заброшенных индустриальных объектов и экскурсии по индустриальным пейзажам, на крышах зданий, по станциям метро.
  4. Виртуальные туры для мобильных платформ, которые содержат подробные рассказы о городе в описаниях к интерактивным обзорным панорамам и видеосюжеты с рассказом диктора.
  5. «Экскурсии в кресле» — тематические краеведческие лекции, которые проводятся в так называемых «креативных пространствах», которые являются площадками для подобных встреч [3, с.237].
  6. Квест-экскурсии, которые популярны среди молодежи и как корпоративные мероприятия и дают возможность участникам в интересной форме познать город и ознакомиться с интересными фактами его истории.
  7. Экскурсии на скутерах-сигвей (Sеgwау — это первое электрическое средство передвижения с системой самобалансировки) — как правило, проводятся в парковых зонах городов.
  8. Экскурсии на ретро-автомобилях, ретро-трамваях и т. п.
  9. Экскурсии в сочетании с мастер-классами, которые являются очень популярными среди молодежи и экскурсантов с детьми.
  10. Использование анимации в экскурсиях.
  11. Экскурсии от местных жителей, экспертов и знатоков своего города — журналистов, культурологов, архитекторов, дизайнеров, музыкантов и других творческих людей. Примеры таких экскурсий: «Мир парижской фотографии», «Джазовое звучание Франкфурта», «Современное искусство в Лондоне», «Танцы на набережной Барселоны», «Флорентийская мода», «Вкусные прогулки Тель-Авивом», «Все о еде в Рейкьявике» и другие [2, с.52].

Такие экскурсии, как правило, проходят в дружеской и непринужденной атмосфере, ведь гиды проводят их с любовью к своему городу и с желанием поделиться этой любовью с экскурсантами.

Итак, внедрение нововведений в музеях позволяет им отойти от традиционных павильонно-экспозиционных форм показа коллекций, разнообразит формы работы музея, способствует повышению конкурентоспособности и уровня обслуживания посетителей этих учреждений. Использование новых подходов в экскурсионном обслуживании позволяет экскурсантам проникнуть в самое сердце локальной культуры, колорит городских районов, познакомиться с уличным искусством, субкультурами и историческими деталями, открыть гастрономические секреты и городские легенды, превратить свою поездку в незабываемое знакомство с городом изнутри, окунуться в его увлекательные культурные особенности, которые бывает сложно понять самостоятельно.

В последнее время огромным спросом у посетителей пользуются комбинированные экскурсии в Художественной галерее, во время которых они не только получают информацию о живописи и декоративно-прикладные промыслах, представленных в музеи, но и имеют возможность сами расписать тарелочку, конька или звонок элементами народной росписи, или попробовать нарисовать автопортрет или сложить натюрморт [7].

Такие экскурсии доступны не только для организованных групп, но и для единичных посетителей или для семей с детьми, качественно отличает музеи от многих других заведений, которые «интерактивят» только с коллективными посетителями. И надо отметить, что часто и взрослые наравне с детьми охотно выполняют все задания или «ищут сокровища».

Семейные посещения музея является не только познавательными, но и сближают родителей с детьми.

Задачей и вызовом для музейщиков является создание такого музейного интерактива, который смог бы заинтересовать посетителей и заставить снова и снова приходить в музей. Именно тогда на помощь приходят интерактивные экскурсии, которые делают невозможным пассивное участие экскурсантов в процессе посещения музея, когда они только слушают и смотрят, но при этом обычно очень поверхностно воспринимают увиденное.

Вообще термин «интерактивность» определяется, как принцип организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы. Элементами интерактивности являются все элементы взаимодействующей системы, с помощью которых происходит взаимодействие с другой системой / человеком (пользователем). В случае музейной экскурсии взаимодействие происходит между музейным сотрудником, посетителем и музейной экспозицией. Интерактивные экскурсии позволяют привлечь посетителей в активное взаимодействие с экскурсоводом, подтолкнуть их к «самостоятельному» исследованию экспонатов музея.

Такая подача материала значительно усиливает остроту восприятия и делает экскурсию более полезной с точки зрения усвоенного материала (хоть это и звучит несколько по-школьному). На самом деле современная интерактивная экскурсия в музейных стенах больше похожа на волшебную сказку или веселое приключение [5].

Конечно, создание интерактивной, анимационной среды в историко- культурном комплексе сталкивается с рядом проблем. Это, прежде всего, дефицит профессиональных кадров, имеющих достаточный опыт создания интерактивных интерьерных экспозиций. Небольшой опыт отечественных музееведов в вопросе музейной педагогики. отсутствие профессионально подготовленных музейных педагогов и многие другие.

В статье поданы далеко не все формы музейной коммуникации, используемые музейными сотрудниками. Жизнь не стоит на месте, поэтому постоянно появляются какие-то новые интересности.

Литература:

  1. Алексеева Н. Д., Рябова Е. В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. — 2015. — № 1 (20). — С.14–17.
  2. Гиль А. Ю. Изменения в деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества, Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 364. — С.49–53.
  3. Биксалеев А. А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея // Молодой ученый. — 2016. — № 22. — С. 236–238.
  4. Беззубова О. В. Музейная коммуникация: модели, технологии, практика / О. В. Беззубова // Коммуникация и образование. — М., 2010. — 425 с.
  5. Балла О. Живущие на краю // [Электронный ресурс]. — Режим доступу: httр://wsуасhinа.nаrоd.ru/sосiаl_sсiеnсеs/mаrginаls_1.html
  6. Необычные экскурсии от местных жителей // [Электронный ресурс]. — Режим доступу: httр://ехреriеnсе.triрstеr.ru
  7. Харченко А. Между офисом и домом: 7 коворкингов и креативных пространств Киева // [Электронный ресурс]. — Режим доступу: httр://аin.uа/2013/01/22/108929
Основные термины (генерируются автоматически): музей, Современное искусство, экскурсия, посетитель, город, культура, реальный музей, музейная экспозиция, современная форма организации экскурсий, художественное творчество.


Ключевые слова

экскурсионная деятельность, инновационные музейные учреждения, музейные кварталы, города-музеи, виртуальные музеи

Похожие статьи

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Реализация культурно-образовательного потенциала естественно-научных музеев

В статье рассматривается реализация культурно-образовательного потенциала естественно-научных музеев, роль традиционных и интерактивных форм обучения в музейной среде.

Формы, методы и основные средства связи и школы и музея

В статье рассмотрены основные направления сотрудничества школы и музея при изучении общественно – гуманитарных дисциплин, приведены конкретные рекомендации по организации уроков с использованием музейных материалов.

Интернет-коммуникации в современном музейном деле на примере Государственной Третьяковской галереи

В данной статье речь идет об особенностях интернет-коммуникаций в современном музейном деле. Автор анализирует возможности применения современных технологий в целом и интернет-коммуникаций в частности в музейном деле на современном этапе его развития...

Технологии визуализации и презентации мультимедийного контента в условиях выставочной деятельности в культуре

Продвижение объектов культурного наследия является сложной задачей, решение которой должно включать комбинации нескольких методов маркетинга, включающих информирование потребителей об объектах и его параметрах на выставочных мероприятиях и изменение ...

Роль стратегии учреждения культурно-досугового типа в социально-экономическом развитии региона

Статья исследует роль культурно-досуговых учреждений в социально-экономическом развитии регионов, подчеркивая их значимость для культурной жизни общества и привлечения туризма. Авторы анализируют влияние современных методов управления и маркетинга на...

Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре

Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...

Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры

В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.

Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из цикла «Цветы Алтая» в формировании эстетического вкуса и воспитании любви к природе

В данной статье проанализированы групповые тематические выставки «Арт-галереи Щетининых» (г. Барнаул) из цикла «Цветы Алтая». Отмечается их высокий развивающий потенциал. Подчеркивается важная роль таких экспозиций в формировании эмоциональной отзывч...

Медиа-тренды в музеях

Интерактивные и мультимедийные формы взаимодействия затрагивают сегодня практически все аспекты работы музея. Глобализация, инновационная экономика, проникновение онлайн-технологий в музеи, ориентированность общества на инновации и будущее стали осно...

Похожие статьи

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Реализация культурно-образовательного потенциала естественно-научных музеев

В статье рассматривается реализация культурно-образовательного потенциала естественно-научных музеев, роль традиционных и интерактивных форм обучения в музейной среде.

Формы, методы и основные средства связи и школы и музея

В статье рассмотрены основные направления сотрудничества школы и музея при изучении общественно – гуманитарных дисциплин, приведены конкретные рекомендации по организации уроков с использованием музейных материалов.

Интернет-коммуникации в современном музейном деле на примере Государственной Третьяковской галереи

В данной статье речь идет об особенностях интернет-коммуникаций в современном музейном деле. Автор анализирует возможности применения современных технологий в целом и интернет-коммуникаций в частности в музейном деле на современном этапе его развития...

Технологии визуализации и презентации мультимедийного контента в условиях выставочной деятельности в культуре

Продвижение объектов культурного наследия является сложной задачей, решение которой должно включать комбинации нескольких методов маркетинга, включающих информирование потребителей об объектах и его параметрах на выставочных мероприятиях и изменение ...

Роль стратегии учреждения культурно-досугового типа в социально-экономическом развитии региона

Статья исследует роль культурно-досуговых учреждений в социально-экономическом развитии регионов, подчеркивая их значимость для культурной жизни общества и привлечения туризма. Авторы анализируют влияние современных методов управления и маркетинга на...

Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре

Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...

Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры

В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.

Значение тематических выставок «Арт-галереи Щетининых» из цикла «Цветы Алтая» в формировании эстетического вкуса и воспитании любви к природе

В данной статье проанализированы групповые тематические выставки «Арт-галереи Щетининых» (г. Барнаул) из цикла «Цветы Алтая». Отмечается их высокий развивающий потенциал. Подчеркивается важная роль таких экспозиций в формировании эмоциональной отзывч...

Медиа-тренды в музеях

Интерактивные и мультимедийные формы взаимодействия затрагивают сегодня практически все аспекты работы музея. Глобализация, инновационная экономика, проникновение онлайн-технологий в музеи, ориентированность общества на инновации и будущее стали осно...

Задать вопрос