В настоящее время информационные технологии широко используются в различных сферах деятельности человечества. Количество пользователей постоянно растёт. Непрерывно разрабатываются новые средства коммуникации, совершенствуются мобильные средства связи. Такой стремительный рост информационных технологий не обошёл стороной музеи и различные выставки. Внедрение информационных технологий в традиционные экспозиции способно повысить интерес посетителей.
В настоящее время люди окружены информационными технологиями в повседневной жизни: любую информацию можно мгновенно найти через интернет, фильмы с 3-Д эффектом стали чем-то обыденным, появляется множество интерактивных развлечений, и некоторые из них, как например Microsoft Kinect можно установить дома. Поэтому, чтобы привлечь внимание посетителей, многие музеи уже начали активно использовать информационные технологии в работе.
В век информационных технологий сайт необходим каждому музею. Это, так называемый, обязательный минимум для увеличения удобства потенциального посетителя, ведь на сайте можно узнать всё самое необходимое, а именно: режим работы музея, расписание выставок, цены экскурсий и контакты музея. Однако, есть даже целые музейные порталы, где можно купить электронные билеты, посетить интернет-магазин сувениров, совершить ознакомительный виртуальный тур по некоторым залам музея. Такие порталы существуют у известнейших музеев мира, таких как Лувр, Кливлендский музей, Эрмитаж.
Так как сейчас большую часть времени люди проводят, общаясь в социальных сетях, узнавая там различные новости, музеи стали активно осваивать социальные сети для налаживания прямого контакта с потенциальными посетителями. Персональные странички музеев в социальных сетях помогают привлечь больше посетителей, заинтересовывая их предстоящими событиями, информацией о выставках и кратким фотообзором. Подобная активность музея в сети также помогает лучше понять интересы современной аудитории и составить психологический портрет своих посетителей. На данный момент активную деятельность в социальных сетях ведут Лувр, Британский музей, Эрмитаж и Государственный исторический музей.
Благодаря активности пользователей, в социальных сетях можно собирать статистические данные о наиболее частых поисковых запросах, наиболее популярных публикациях. Посетители также могут оставлять отзывы о выставках, которые помогут не только узнать о впечатлениях людей и наиболее интересных объектах выставки, но и привлечь новых посетителей. В некоторых музеях осуществляется также контроль перемещения посетителей по залам с помощью GPS навигации и даже распознавание эмоций на тот или иной объект с помощью видеокамер. На базе Дарвиновского музея в Москве идёт тестирование технологии eyetracking благодаря которой можно отслеживать направление взгляда посетителя, для того чтобы наиболее грамотно расположить экспонаты.
Для повышения удобства посетителей набирают популярность индивидуальные интерактивные экскурсии, составленные под заказ конкретного посетителя прямо через сайт музея.
Под предводительством Евросоюза проводится разработка технологии CHESS, которая позволяет генерировать маршруты «под заказ». На сайте кураторы предлагают набор базовых программ посещения самых популярных музеев. После регистрации пользователю предоставляется возможность выбрать подходящий маршрут и скорректировать его по собственному желанию, затем скачать личный интерактивный гид на смартфон. С этим гидом посетитель сможет посетить музей именно по тому маршруту, который он сам выбрал и узнать только ту информацию, которая действительно его интересует. Технология уже опробована в музеях Франции и Греции и хорошо себя зарекомендовала.
Третьяковская галерея пошла дальше в развитии подобных технологий и перенесла экскурсию на улицы Москвы. На выставке Александра Головина, проведённой в 2014 году, музей запустил для любителей живописи бесплатный мобильный аудиогид. Его содержание охватило не только сам вернисаж, но и уголки столицы, которые связанны с жизнью и творчеством художника.
Внедрение интерактивных объектов в музеи помогает увеличить эмоциональное впечатление посетителей. Например, различные интерактивные столы, в которых содержится не просто информация об экспонате, а его динамическое изображение, которое словно «оживляет» экспонат и позволяет с ним взаимодействовать. Так, в интерактивном пространстве Gallery One Кливлендского художественного музея реализована система Microsoft Kinect, благодаря которой и взрослые и дети, играя, познают различные произведения искусства и экспонаты, представленные в музее: посетители строят гримасы и принимают героические позы, веб-камера распознаёт мимику и движение, а затем в режиме реального времени находит двойников среди персонажей произведений искусства из коллекции музея.
Сейчас даже не выходя из дома можно увидеть мировые произведения искусства, которые хранятся в музеях на другом конце света. Для этого некоторые музеи создают точные 3-Д копии экспонатов и размещают их на сайтах. На некоторых таких сайтах можно даже скачать 3-Д модель экспоната и распечатать его на 3-Д принтере. Один из самых масштабных таких проектов в настоящее время реализует Смитсоновский музей совместно с Autodesk.
Разработан проект Google Art&Culture, который призван объединить на своём портале сокровища лучших музейных собраний мира. В его рамках оцифрованы десятки тысяч экспонатов и сформирована уникальная система навигации. Найти экспонаты можно по названию, имени автора, технике исполнения, направлению искусства, тематике, стране. Также пользователям проекта предлагаются виртуальные туры по 60 музеям.
Новые возможности открывает дополненная реальность перед музеями технической и научной тематики. Футуристический музей Мирайкан в Токио «запускает» своих гостей в полёт на орбиту Земли. Благодаря приложению Skin and Bones скелеты животных, выставленные в Национальном музее естественной истории в Вашингтоне, буквально на глазах «оживают», обретая плоть и кровь. А на экспозиции «Путешествие с животными» в Дарвиновском музее звери словно «выходят» к посетителям из своих витрин.
Несомненно, внедрение инновационных технологий в музеи — дорогое удовольствие. Однако, оно того стоит. Ведь благодаря технологиям, посещение музеев становится не только познавательным, но и развлекательным мероприятием, тем более, что информация гораздо лучше усваивается «в игре». И благодаря различным нововведениям можно постоянно удерживать и современной аудитории к традиционным музейным экспозициям.
Литература:
- Культура.рф — [Электронный ресурс], код доступа: https://www.culture.ru
- Российская музейная энциклопедия — [Электронный ресурс], код доступа: http://www.museum.ru
- Гончарик Н. Г. Цифровые мультимедийные технологии — смысловые средства передачи информационного содержания // Проблемы создания информационных технологий: сб. науч. тр. — 2012. — Вып. 21. — С. 74–76
- Информационные технологии в культуре: курс лекций / Е. С. Толмачева, С. Л. Замковец, Ю. В. Виланский, Н. Л. Гончарова. — Минск: Соврем. знания, 2010. — 264 с.
- Новости искусства — [Электронный ресурс], код доступа: http://www.theartnewspaper.ru
- Ascreen — [Электронный ресурс], код доступа: http://www.ascreen.ru