Современные технологии в развитии музейного маркетинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №22 (260) май 2019 г.

Дата публикации: 01.06.2019

Статья просмотрена: 1079 раз

Библиографическое описание:

Петринич, Е. Ю. Современные технологии в развитии музейного маркетинга / Е. Ю. Петринич, А. Ф. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 616-617. — URL: https://moluch.ru/archive/260/59819/ (дата обращения: 23.12.2024).



За последние два десятка лет увеличилась заинтересованность людей в музее как институте сохранения памяти и средства досуга. Одной из главных задач музея является сохранение исторических материалов и популяризация знаний. Фонды музеев всегда были источниками информации об истории страны и ценностях мировой̆ культуры. Возможности музеев в решении наиболее актуальных образовательных и воспитательных задач огромны. Благодаря музеям формируются гражданские и патриотические качества граждан.

Будучи учреждениями, в задачи которых входит вести просветительскую деятельность, музеи проводят большую работу. Как правило, это осуществляется во время экскурсий, при помощи экспозиций, различных выставок, организаций встреч с интересными людьми и т. д. Однако предоставление всей накопленной информации широким слоям населения часто бывает проблематичным. В прошлом все формы работы сводились только к взаимодействию посетителя и гида (либо музейного работника).

В современных условиях возможности получения знаний значительно расширены. Сегодня большое распространение получило виртуальное взаимодействие наряду с непосредственным диалогом с посетителем посредством информационных технологий и VR систем.

Основной проблемой современных музеев является нежелание многих людей их посещать, в связи с общепринятым мнением о том, что музеи — это скучные заведения. Данный стереотип связан у всех еще со школьными временами, когда детей массово вывозят на выставки, которые им не интересны, и на которых экскурсовод унылым голосом ведет скорее лекцию, чем экскурсию. Но современные музеи нашли способ бороться с этим. Помимо обычных выставок создаются выставки, основанные на VR технологиях. Практически каждый крупный музей стремится на своей базе создать выставки, основанные на виртуальной реальности, так как они в большей степени привлекают искушенных посетителей, которых уже не удивишь обычной экспозицией.

Самый простой способ применения данных технологий — это использование QR-кодов или штрих-кодов. Обычно кодируются ссылки на видео, изображения, аудио. В этих кодах представлена практически вся дополнительная информация об экспонируемом музейном предмете. Однако QR-коды не так популярны в России, как, например, в Японии. Кроме того, такая коммуникация носит скорее справочный характер, и музей не может воздействовать на вовлеченность пользователя в процесс, так как не каждый посетитель сможет понять, что это за странный бело-черный квадрат на стене. Самым, пожалуй, удачным использованием QR-кодов стала выставка «Техника и искусство русского строителя XIV–XIX веков» в 2015 году, на которой посетители могли не только визуально оценить экспонаты, но и получить полную информацию о них, сканируя код при помощи смартфона или планшета. Это один из редких случаев, когда посетители действительно активно использовали QR-коды для получения информации. Но даже такое незначительное применение современных технологий позволяет некоторым музеям увеличить количество посетителей

Более рабочей системой и приносящий больший доход является применение системы AR. В отличие от штрих-кодов, технология дополненной реальности (AR, Augmented Reality) и голографии не просто предоставляют справочную информацию, а рассказывает об объектах и переносит их из музея в мир пользователя. При помощи AR-технологии можно анимировать экспонаты, рассказать от их лица историю и даже провести экскурсию. Например, в Смитсоновском музее естественной истории при помощи системы Broadcast AR посетители могли погрузиться в мир Юрского периода. В России на данный момент AR технологии не применяются ни в одном из музеев.

И все-таки самой прибыльным и интересным для посетителей является использование на базе музеев системы VR. В первую очередь за счет возможности воздействия на другие органы чувств, полностью погружая пользователя в мир музея и формируя у него новый визуальный опыт. Это связано с тем, что человеческий мозг верит в то, что мы видим. Кроме того, VR делает экспозицию музея динамичной и интересной как для детей, так и для взрослых. На эти преимущества обратили внимание и крупнейшие мировые музеи, которые уже занимаются оцифровкой экспонатов, коллекций и целых залов. Одним из первых в России эту систему использовал Эрмитаж. Там была создана экскурсия в VR очках по залам музея. Эту экскурсию проводил известный российский актер Константин Хабенский. У посетителей появилась возможность пройтись по пустым залам музея и послушать прекрасную экскурсию.

Еще одним проектом на базе Эрмитажа стало восстановление античного зала Юпитера полностью в виртуальной системе. Фактически был построен такой же зал, но в виртуальном мире. Это не только технологичный способ популяризации культурных ценностей, но и возможность сохранения культурного наследия благодаря цифровым технологиям. Такой подход называется «цифровое культурное наследие» или digital heritage. VR-проект Эрмитажа стал новой интерактивной историей для посетителя. Казалось бы, что технологию используют почти все, и она уже не производит wow-эффекта, но в реальности у посетителя может отсутствовать возможность пройтись по пустому залу музея, осмотреть крупногабаритную скульптуру со всех сторон и посетить музей в другом городе или на другом континенте. За счет своей концепции и реализации проект получил высокую оценку среди музейного сообщества и был показан на FMX — одной из влиятельных конференций по визуальным искусствам и компьютерной графике.

Но Эрмитаж не единственный музей в России, который применяет на базе своего музея достижения VR технологий. Еще одним музеем, внедряющим VR технологии для привлечения посетителей и увеличения прибыли, является Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. На сайте музея можно найти виртуальную прогулку по музею для VR очков, и имея, их вы можете, не выходя из дома пройтись по пустым залам музея и внимательно осмотреть все экспонаты музея и даже прослушать краткую информацию о них.

Пожалуй, самыми развитыми с точки зрения применения современных технологий на сегодняшний день в России являются два музея Москвы: Еврейский музей и центр толерантности, и Музей русского импрессионизма. Там активно идет применение мультимедийного пространства, где посетители могут взаимодействовать с экспозицией, не нанося ей при этом вреда. Так в музее импрессионизма каждый посетитель может попробовать свои навыки рисования, узнать какие на ощупь картины и т. д. Еврейский музей предлагает посетителям скорее сочетание обычной экспозиции и современных технологий, происходит их «сращивание» в единой целое, которое помогает посетителям увидеть полную картину.

Среди больших музеев, активно применяющим современные технологии является Российский национальный музей музыки. На его базе часто проходят выставки, с применением современных технологий, где посетители могут потрогать экспонаты, сыграть на музыкальных инструментах, почувствовать себя в роли дирижера и т. д. Применение VR и AR технологий и современных технологий в целом один из механизмов развития маркетинга на базе музеев, так как их использование позволяет привлечь больше посетителей, что влечет за собой увеличение прибыли. Однако такой способ привлечения посетителей не является исконным для музеев и появился в последние два десятка лет.

Литература:

  1. Макушева О. Н. Россия и памятники всемирного наследия. Статья в открытом архиве № 217012600856 26.01.2017https://hightech.fm/ 2019/01/06/museum-ar-vr?is_ajax=1
  2. http://www.virtual.arts-museum.ru
Основные термины (генерируются автоматически): музей, посетитель, Россия, пустой зал музея, FMX, выставка, еврейский музей, обычная экспозиция, увеличение прибыли.


Задать вопрос