Мы живем в XXI веке, времени, получившем название Digital age. Это, прежде всего, эпоха, характеризующаяся значимым влиянием цифровых технологий на жизнедеятельность общества. Можно уверенно сказать, что в каждой области нашей жизни присутствуют современные высокоразвитые технологии. Сфера искусства — не исключение.
Благодаря компьютерным технологиям созданы разнообразные направления цифрового искусства, среди которых отметим:
Mathematical Art (алгоритмическое искусство)
Pixel Art (пиксельное искусство)
Digital Photograph (искусство созданий фотографий)
Video Games Art (искусство создания видео игр)
3D Art (трехмерное искусство)
Digital Illustration (искусство цифровой иллюстрации)
Immersive Art (иммерсивное искусство)
Наше внимание особенно привлекло Immersive Art (иммерсивное искусство). В переводе с английского, слово immersive означает «погружение». Таким образом, принцип создания иммерсивного искусства предполагает погружение зрителя в искусственно созданное воображением художника пространство.
Каковы истоки иммерсивного искусства?
Впервые Immersive Art представила британская компания Punchdrunk. Они создали это искусство, использовав эффекты иммерсивности в театральной сфере. И уже вскоре Immersive Art стало самостоятельным и использовалось и в киноиндустрии, и в создании компьютерной картины по оригиналу и так далее [2].
Иммерсивное искусство рождается посредством компьютерной графики на базе заданных композиций с включением эффекта движения. Как это работает?
Возьмем, к примеру, картину Винсента Ван Гога «Звездная ночь» 1889 года. В оригинальной версии картина есть традиционное статичное изображение на плоскости, выполненное красками. В иммерсивной же технике «Звездная ночь» включит зрителя в своё тревожное пространство, где в движение придут облака, растения и всё, что находится на переднем плане. Зритель окажется внутри произведения, к тому же сможет сам настроить ритм движения или световых эффектов [3, с. 71].
Несмотря на то, что в Азии, Европе и США Immersive Art более уже развито и популярно, в нашей стране оно только входит в привычное выставочное музейное пространство.
В России иммерсивное искусство заявило о себе в 2017 году, благодаря американскому художнику Андроиду (Эндрю) Джонсу, организовавшему выставочный проект «Самскара» в Москве. Проект имел оглушительный успех и привнес новое понимание того, насколько цифровые технологии могут трансформировать искусство. Хотелось бы заметить, что впоследствии проект «Самскара» получил множество призов международных арт-фестивалей, среди которых Immersive Film Festival (Португалия), Fulldome Festival Jena (Германия) и Fiske Fest (США).
Инсталляция «Самскара» была создана в формате полного погружения с использованием технологии Fuk Dome. VR-проект шоу был реализован совместно с лабораторией математического обеспечения имитационно-динамических систем МГУ имени М. В. Ломоносова. И благодаря интерактивным приложениям Microdose VR, объемный купол кинотеатра стал цифровым холстом, на котором перформеры создают картины прямо на глазах у зрителей. Таким образом с помощью этого приложения купол стал цифровым холстом.
Работы Андроида Джонса были представлены в девяти различных формах: от видеоинсталляций и цифровых полотен до динамических скульптур и «полнокупольных» фильмов. Выставку также дополняли костюмированные шоу, концерты электронной музыки и работы российского художника Кирилла Иванова.
Автор выставки, созданной в иммерсивном формате, подготовил и масштабный фестиваль цифрового искусства на стыке природы и технологий. Идея этих мероприятий пришла к Джонсу, когда он был на грани жизни и смерти, в сложнейший период его жизни.
«Samskara show» — это история о двух душах, заблудившихся в сфере иллюзий. Они поют о том, что не помнят, как там оказались. Движимые смутными воспоминаниями о мире красоты и гармонии, души стремятся вернуться домой, чтобы вновь обрести любовь. Воспоминания о любви — единственная для них путеводная нить, способная вернуть их домой.
Здесь зритель — не сторонний наблюдатель, а полноценный участник действия, находящийся в центре событий.
За счет цифровых технологий искусство Джонса выходит из привычных рамок, а зритель из стороннего наблюдателя превращается в одно из главных действующих лиц.
Начиная с 2018 года, многие молодые художники, увлеченные Immersive Art, стали создавать и свои проекты в данном направлении.
Мастера из Азии, Европы и США активно и разнообразно представлены в иммерсивном искусстве. Есть даже специальные музеи, где проводятся выставки только Immersive Art. Например, в Японии в Токио есть знаменитый музей « teamLab Borderless» . В столице Франции это « atelier des lumières», в США, в Лос-Анджелесе — « Wisdome la immersive art park».
ИзучаяImmersive Art и другие направления цифрового искусства, можно сказать, что благодаря компьютерным технологиям и творческому таланту искусство развивается, меняется, представляя новые возможности для авторского самовыражения. С каждым годом искусство выходит на новый этап, открывая нестандартные приёмы либо интерпретируя уже представленные кем-то ранее решения.
В России, как и в других странах, сегодня Immersive Art набирает популярность. Полагаем, что такое направление станет таким же популярным и интересным как виртуальная реальность, видео игры, искусство графики и другие виды искусства, которые так или иначе связаны с современными цифровыми практиками [1].
Многие музеи стараются построить вокруг себя целые сообщества, превращая посетителей в своих единомышленников. Для этого организуются различные дискуссионные клубы, кружки, школы для детей и т. д.
Цифровой инструментарий позволяет многократно расширить их аудиторию и сделать частью сообщества людей, которые живущих в других городах и не имеющих возможности посещать музей в реальном мире [1].
В России цифровой тренд был поддержан на государственном уровне в рамках нацпроекта «Культура». До 2024 года по всей стране планируется открыть 500 виртуальных концертных залов, создать 450 мультимедиагидов в региональных музеях, регулярно проводить онлайн-трансляции спектаклей, концертов и фестивалей.
Литература:
1. Искусство в цифре: как технологии меняют искусство. URL: https://robb.report/stil-zhizni/56115-iskusstvo-v-cifre-kak-tehnologii-menyayut-iskusstvo/ (дата обращения 5. 04. 2022).
2. Савчук В. В. Медиареальность — новая среда жизни // Культура и технологии. 2017. Том 2. Вып. 1. С. 1–5. URL: http://cat.ifmo.ru/ru/2017/v2-i1/93 (дата обращения: 8.04.2022).
3. Сальникова Е В. Визуальная культура в медиасреде. Современные тенденции и исторические экскурсы. М: Прогресс-Традиция, 2017. 552 с.