Интернет и PR-технологии как инновационные ресурсы современного музея | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 603 раза

Библиографическое описание:

Зардиашвили, М. Г. Интернет и PR-технологии как инновационные ресурсы современного музея / М. Г. Зардиашвили. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60411/ (дата обращения: 19.11.2024).



Музей является важнейшим памятником исторического наследия и мирового искусства. За всю свою историю существования музей претерпел огромное количество изменений, модификаций. Тем не менее до XX века музей выполнял функцию хранения артефактов произведения искусства во всех сферах. Сейчас современный музей является социальным и культурным институтом, воспитывающий не только эстетический, но и нравственный вкус [7,c.32–87.] Сегодня в своей работе современные музеи пытаются адаптироваться к современной среде для, чтобы стимулировать и мотивировать у посетителей понимание творческого процесса. Для этого музеи активно используют современные платформы транслирования информации такие, как масс-медиа, рекламные и PR технологии, интернет. Главной целью использование таких платформ заключается в том, чтобы быть не только креативной площадкой, но и открывать новые возможности для посетителей музея.

Современный российский культуролог М. С. Каган в своих работах, посвященных культуре современного искусства, считает, что музей на данном моменте своего развития стал альтернативой возрастающей визуализации культуры и традиционного вербализма. Известно, что сейчас, в эпоху технологий и большого количества возможностей, людям привычно взаимодействовать с большим количеством визуальной информации. Обильное количество визуальной информации формирует клиповое мышление и не дает возможности по-настоящему оценить произведения искусства [1].

Вторая половина XX века характеризуется преобразованиями в музейном пространстве. Это время стало периодом кардинальных изменений в музейном мире. Преобразования привели к тому, что музей стал более доступным и открытым для посетителей. Если раньше вход в музей был доступен только для высших сословий и чинов, то начиная с XX века, этот процесс кардинально изменился. В музейной деятельности все больше стала присутствовать информационная открытость, общественная доступность, ориентированность на совершенно разные социальные группы. Это позволило населению знакомиться с музейными экспонатами гораздо ближе и чаще, по сравнению с другими временами и эпохами. Произошла переориентация музейной деятельности. Эта переориентация заключается в том, музей стал выполнять досугово-развлекательную функцию. Если раньше музей был учреждением, удовлетворяющим потребности собирании, хранении и изучении предметов произведения искусства. На нынешнем этапе развития музей становится не только образовательным, воспитательным, и научно-исследовательским учреждением, но и центром коммуникации, который способствует сохранению и популяризации культурных ценностей, обмену культурными ценностями и традициями.

Мануэль Кастельс — один из ведущих социологов современности считает, что современный мир стал очень зависим от информационных технологий. По его мнению, социальные и информационные технологии пронизывают все сферы деятельности, начиная с экономической и военной системы, заканчивая предметами повседневной жизни [2, c.134.]. Динамично развивается электронная культура — новая область развития современной культуры общества, которая формируется на основе использования электронных средств [2, c.150.]. Это оказывает сильное влияние на процессы создания, хранения, трансляции культурных ценностей. Поэтому PR технологии в цифровом пространстве стали мощнейшими ресурсами современного искусства.

Появление информационных технологий сыграло значительную роль в развитии музейной деятельности. Процесс информатизации общества способствовал улучшению условий труда музейных работников. Сегодня в музейной практике применяются мультимедийные технологии, создаются электронные информационно-образовательные порталы, проводиться виртуальные экскурсии. Виртуальная экскурсия до недавних времен была вершиной развития информационных технологий музейной деятельности. Практически каждый человек, находясь дома, может виртуально посетить множество музеев мира. Это удобно для посетителей из разных точек мира. Виртуальное путешествие стимулирует к реальному посещению. Для этого, музейные IT-работники прилагают значительные усилия. Существуют также интерактивные приемы, ориентированные на разные возраста, интересы — игры и квесты с использованием технологий виртуальной реальности [7, c. 91].

Имидж музея, несомненно, влияет на его отношения с общественностью. Это обусловлено процессом создания и развития бренда музея. Можно сказать, что сегодня PR технологии — это область деятельности, способствующая достижению высокой значимости в глазах общественности. Миссия музеев, становиться все важнее, потому что именно они являются центром хранения культурных ценностей и традиций. PR технологии здесь выполняют функцию обеспечения коммуникаций между музеем и его окружением, то есть посетителями, спонсорами, государственными и муниципальными органами, непосредственными спонсорами музеев [4].

Общество не стоит на месте, происходит огромная динамика в развитии рекламы. Битва за внимание потребителей становится очень жесткой, и поэтому таким учреждениям, как музеи, приходиться прибегать к услугам различных PR организации. Эти изменения также требуют соответственного подхода к обучению музейных работников. Сегодня уровень их мастерства и умения работать с произведениями искусства должен быть на таком же уровне, как и умение обращаться информационными (цифровыми) технологиями. Такие технологии зачастую позволяют наиболее детально знакомить людей с артефактами искусства и культуры, нежели общение с экскурсоводом. Людям необходимо четко понимать, какие произведения искусства содержит тот или иной музей, какие акции и льготы в нем действуют, что интересного может представить тот или иной музей. Поэтому музеи, как любые учреждения культуры должны наиболее уметь эффективно использовать в своей деятельности эти возможности. Прибегать к рекламе, знакомя людей со своими услугами. Выстраивать определенный имидж. Распространять информацию и услуги посредствам сети интернет. Не стоит также забывать, что уровень популярности музеев также зависит от привлечения дополнительных средств финансирования. Эти средства идут на реставрацию, ремонт, заказ хорошей рекламы и т. д. Компании, занимающиеся PR, маркетингом и рекламой также помогают музеям в привлечении спонсоров и меценатов [6].

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в условиях современного развития общества существует необходимость в использовании информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности. Информационные технологии сегодня активно реализуются в музейной деятельности расширяя и дополняя список функций региональных и федеральных музеев. Музей — это социальный и культурный институт, хранящий в себе не только артефакты культуры, но и знакомящий и соединяющий людей с прошлым, настоящим и будущим. В информационном развитии российские музеи сейчас во многом опережают другие учреждения культуры, используют различные приемы для совершенствования своей деятельности. К этим приемам относятся организация рекламирования своих услуг, выстраивания собственного имиджа и налаживание коммуникаций с общественностью посредствам сети интернет. Все это способствует увеличению количества посетителей музеев. Виртуальные экскурсии, игровые и квестовые механики с использованием различных технологичных средств — это одна из самых эффективных и популярных приемов в музейной деятельности. Все больше людей могут спокойно, не выходя из дома, совершить виртуальное путешествие и экскурсию. Это является результатом работы музеев с инструментами информационных технологий.

Литература:

  1. Грицкевич В. П. История музеев мира: учеб. пособие для студентов «Музейное дело и охрана ист.-культур. наследия»/ В. П. Грицкевич, А. А. Гужаловский. — Минск: Изд-во Белорус. ун-та, 2003. 433с.
  2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: ГУ ВЭШ, 2000. 608 с.
  3. Кондратьев Э. В., Абраноб Р. Н. «Связи с общественностью». Учебное пособие для высшей школы.
  4. Печенкин В. В. Информационные технологии в социальной структуре общества. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. 188 с.
  5. Пономарев Н. Ф. Связи с общественностью: социально-психологические аспекты: учеб. пособие. — М. [и др.]: Питер, 2008. 208 с.
  6. Чумиков А. Н. Связи с общественностью: Теория и практика: учебное пособие для вузов.— 3-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2006. 552с.
  7. Философия музея. Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014. 192 c.
  8. Шлыкова, О. В. Обучение Интернет-Ресурсам В Вузах Культуры И Искусств / О. В. Шлыкова. — Москва: ИЛ, 2010. 706 c.
Основные термины (генерируются автоматически): музей, музейная деятельность, визуальная информация, виртуальное путешествие, культурный институт, посредство сети, произведение искусства, процесс создания, современное искусство, учреждение культуры.


Задать вопрос