В настоящее время мы находимся в процессе становления информационного общества, который задает тенденции развития для всех сфер человеческой деятельности в целом. Для музейного дела, развитие современных информационных технологий также диктует новые тенденции.
Концепция, лежащая в основе функционирования музеев, по мнению А. Ю. Гиля, определяется социальными, политическими условиями и идеологией общества на этапе перехода и становления постиндустриальной культуры. Особенно наглядно это прослеживается в последние десятилетия, когда в обществе происходят активные социокультурные преобразования за счет ускоряющихся темпов развития информационных и коммуникационных технологий [2].
Меняются приоритетные направления деятельности современного музея, когда внимание не акцентируется на предметных экспозициях и коллекциях, а перемещается в сторону активного взаимодействия и исследования целевой аудитории, что не означает отказа от традиционных функций музея. Интерес к посетителю как главной фигуре музейной коммуникации ускоряет процесс пересмотра общей концепции музея как социального института. Большинство музеев перестали быть закрытыми академическими институтами, они представляют сегодня гостеприимное, вдохновляющее и привлекательное публичное пространство, где внимание сосредоточено на направлениях, формах и методах контакта с потенциальной и реальной аудиторией, а также на определении стратегии развития музейной деятельности.
Освоение музейной информации на принципиально новом уровне происходит в процессе посещения музея и вовлеченности субъекта в образовательный процесс, включающий передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков. Обучение в музее предполагает получение дополнительных или альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере, возможно, получить в других образовательных учреждениях.
В работу музеев активно внедряются анимация и интерактивность. Средства анимации используются в экспозициях какой-либо исторической эпохи, где персонажи в соответствующих костюмах «оживляют» место и время. Экскурсоводы или аниматоры в таких музеях — это либо волонтеры, либо актеры, наглядно демонстрирующие уклад жизни различных эпох и народов. Основная цель анимационного метода — не просто предъявить посетителю музея предметный мир прошлого, но показать взаимодействие человека с этим миром, вовлечь его в действие [2].
В центре нашего внимания — направления, необходимые для функционирования современного музея, отвечающие последним новшествам музейного дела. Среди них такие, как: интерактивные занятия с посетителями; интерактивная экспозиция с использованием информационных технических средств; музей, как средство самообразования граждан. Приведенные выше направления работы с посетителями в той или иной мере организуются и проводятся в Забайкальском краевом краеведческом музее им. А. К. Кузнецова.
Интерактивные технологии позволяют сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным взглядом, имитировать любые ситуации, моделировать различные явления, интенсифицируют передачу информации, значительно расширяют иллюстративный материал, создают положительный эмоциональный фон, т. е. обладают большой информативностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений, обеспечивают большую наглядность [8].
Под интерактивным занятиям с посетителями понимается тесная работа сотрудников музея с визитерами, когда посетитель становится главным действующим лицом во время посещения музея, находится в режиме беседы или диалога с кем-либо. Цель интерактивных занятий состоит в создании комфортных условий обучения, при которых слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [9].
Следует выделить экскурсионное обслуживание визитера, как наиболее распространенную форму взаимодействия, когда посетителю предлагается устный рассказ о музейной коллекции, представленной для обзора.
Один из типов интерактивных занятий — мастер-классы и праздники. Данный тип занятий применяется в краеведческом музее сравнительно недавно и представляет собой действия, приуроченные к определенным праздникам, памятным датам и т. д., когда посетитель может не просто наблюдать тематические выставки, но и принимать участие в мастер-классах по созданию различных этнических предметов, практиковаться писать старинные письма, участвовать в лотереях, конкурсах и открытых показах фильмов и т. п. Различные викторины, конкурсы, проводимые во время музейных праздников требуют умственной деятельности и ответов по информации, полученной во время посещения музея. Так, традиционными праздниками для краеведческого музея уже стали: Ночь в Музее –приуроченная ко дню музеев России, День тигра, Ночь искусств, День космонавтики, Синичкин день. Во время данных праздников проводятся викторины, мастер-классы, игры, показы фильмов, выступления музыкантов. Такой тип взаимодействия с посетителем обеспечивает усвоение полученной информации во время нахождения в музее как личностно-значимой.
Новым направлением в работе с визитерами является интерактивная «Мини-лаборатория» для школьников 2–6 классов. Данный проект включает в себя разработку и проведение серии занятий по краеведческой направленности и предусматривает непосредственное участие в процессе. На данный момент нами разработаны занятия по следующим темам:
‒ «Жизнь в капле воды» — ученики знакомятся с основами работы с микроскопом, изучают растительную клетку и одноклеточных обитателей водной среды;
‒ «Парк юрского Забайкалья» — ребята знакомятся с вымершей фауной и флорой Забайкальского края, работают с палеонтологическими образцами;
‒ «Удивительное рядом» — занятие знакомит школьников с разнообразием насекомых Забайкалья.
В «Мини-лаборатории» школьник самостоятельно может работать с биологическим микроскопом, палеонтологическими и биологическими образцами и коллекциями. Такая работа не только меняет отношение ребенка к музею как к месту, где в традиционном понимании можно только смотреть, но еще можно все трогать руками и чувствовать себя в роли исследователя. Данная практика выполняет важную роль развития познавательного интереса у младшего школьника и стимулирования желания самообразования.
В последние годы активно внедряется в музейную деятельность интерактивные экспозиции с использованием информационных технических средств. Подобная экспозиция подразумевает под собой не только осмотр экспонатов, но и активное взаимодействие посетителя с музейной выставкой путем внедрения в экспозицию подвижных элементов, сопровождения звуковыми эффектами, оснащения электронными гаджетами-гидами и др. [7].
Так, например, в музее Гранд-макет Россия, представлена большая диорама России в миниатюре, где посетитель может сам, нажимая на кнопки, управлять движением поездов, автомобилей, людей и т. д. Во многих крупных музеях России информация об экспонатах представлена на электронных мониторах, где посетитель самостоятельно может найти необходимую информацию об интересующем его объекте, просмотреть небольшой видеофрагмент или фотографии о нем [3].
В перспективе в Забайкальском краевом краеведческом музее запланировано внедрение применения интерактивных мониторов, но пока вся информация об объектах находится на стандартных пластиковых этикетках. В рамках деятельности отдела природы планируется создание экспозиции, приуроченной к юбилею Государственного природного биосферного заповедника «Даурский», которая была бы оснащена электронными мониторами, современными элементами оформления витрин.
Как средство самообразования граждан музей выступает, в том случае, когда некий процент посетителей усваивает новые знания самостоятельно, иными словами у человека возникает развитие познавательного интереса и желание удовлетворить информационные потребности. Сотрудники Забайкальского краевого краеведческого музея активно работают в этом направлении. Нам представляется интересным практический опыт исследователей в проектировании образовательных квестов на основе технологической карты в рамках квест-технологии [4; 5; 6] и разработка различных вариантов образовательных квестов для посетителей музея, в том числе, и квест-экскурсий [1].
Таким образом, переход к информационному обществу меняет тенденции современного музея в сторону наибольшего взаимодействия с посетителем, выступая в роли образовательного партнера для современного визитера. Привычные экспозиции для обычного наблюдения отходят на второй план и развиваются в направлении современных технических средств, а также тесного взаимодействия с человеком.
Литература:
- Алексеева Н. Д., Рябова Е. В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С 14–17.
- Гиль А. Ю. Изменения в деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества, Вестник Томского государственного университета. № 364. 2012. С.49–53.
- Гранд-макет Россия // URL. https://grandmaket.ru/ — (дата обращения 29.09.2016).
- Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016.
- Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Квест-технология в образовании. Учебное пособие для студентов высш. и сред. учебных заведений. Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2016.
- Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Проектирование образовательного квеста на основе технологической карты (на примере урока биологии) // Биология в школе. 2016. № 6.
- Международный экспо-центр // URL. http://www.expocentr.ru/ru/articles-of-exhibitions/interaktivnaya-vystavka/ (дата обращения 29.09.2016).
- Николаюк И. В., Капанина Е. Е. Информационные коммуникационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Забайкальский гос. гуманитарно — пед. ун-т. Им. Н. Г. Чернышевского. Чита, 2010. 129с.
- Социальная сеть работников образования — http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/21/interaktivnye-metody-obucheniya. — (дата обращения 26.09.2016).