Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи
Автор: Колягина Ольга Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2013)
Статья просмотрена: 11471 раз
Библиографическое описание:
Колягина, О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи / О. В. Колягина. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 41-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/3976/ (дата обращения: 16.12.2024).
Организация полноценного взаимодействия педагогов и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Одной из форм сотрудничества является проектная деятельность.
Особенность детско-родительского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Как известно, каждый дошкольник по своей натуре — любознательный Почемучка, маленький исследователь, поэтому «самое лучшее открытие то, которое делает ребенок сам». Идея проекта «Маленький огородник», возникла у нас после проведения познавательного занятия об овощах. Как — то теплым весенним днем к нам в группу пришла посылка. В ней оказались семена огурцов, моим ребятам сразу же захотелось вырастить «богатый» урожай. Мы с детьми принялись за дело. Тщательно рассмотрев, посеяли семена. Дети с удовольствием ухаживали: поливали теплой отстоявшей водой, радовались появлению первых зеленых росточков, наблюдали за ростом растений и созреванию плодов. Итогом нашей работы стал небольшой урожай огурцов. Родители наблюдали за нашими стараниями и радовались вместе с нами. Егор Г. вместе с мамой создали проект «Огурчик», в котором разместили информацию о данной культуре: родине огурца, пользе для здоровья, различные способы употребления в пищу и т. д. Дети и родители приняли участие в конкурсе поделок из огурцов.
Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности ребенка. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада. Благодаря методу проектов, мне удалось достичь положительных результатов по включению родителей в совместную деятельность по развитию детей.
При реализации проекта «Томск — любимый город» участие принимали все дети нашей группы и их родители. Рассматривая книги о Томске, дети заинтересовались памятниками, обычаями, культурой родного края. Им с родителями было предложено собрать статуэтки памятников, книги, наборы открыток. Родители и дети с интересом включились в работу. В рамках проекта были оформлены брошюры с информацией о городе, книжки- малышки, в которых представлены стихи, рисунки, рассказы о Томске. Дети вместе с родителями рисовали герб своей семьи, изготовили альбом с фотографиями на тему «Я люблю свой город». Семья Влада К. составила проект «Я познаю свой город», где они всей семьей совершали экскурсии по городу, узнавали историю Томска, посещали памятные места, соборы, выставки, музеи и т. д. Итогом нашей работы стало открытие в группе мини — музея: «Томск — любимый город».
Я считаю, что использование метода проекта, в работе с воспитанниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своими успехами. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Результатами нашего сотрудничества с родителями, я считаю, следующее:
- создание детско-взрослого сообщества;
- накопление материалов по взаимодействию ДОУ с семьей;
- оказание родителями помощи в создании развивающей среде;
- активное участие родителей на утренниках, открытых мероприятиях.
Известный ученый А. Эйнштейн сказал: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя клумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное — научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя.
Свободу и возможность познать себя, на мой взгляд, предоставляет технология проектирования, позволяющая ребенку не ощущать «давления» взрослых. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты усилий в начале группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от сверстников. Результатом работы для дошкольников могут быть рисунок, поделка, альбом, книга, сочиненная сказка, спектакль…
Основная функция проектирования — наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Технология проектирования начинается с ориентации на актуальную проблему дошкольника. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработка проектов, их реализация, анализ результатов.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка — дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности, расширяются знания об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные, регуляторные.
Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием.
Литература:
1. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию. Дошкольное воспитание. 2003. № 3. Теоретическая статья о методе проектов в ДОУ.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Авторы — составители: Л. С. Киселева,
3. Меркулова Т. В. Дубинина Е. А. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика. Москва. Школьная Пресса. 2010год.
4. Тебенева Т. Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ